Сегодня мы рассматриваем последнюю часть скрижали обязанностей, где отношения в трёх сословиях — церкви, государстве и семье. Пока что мы видели отношение главенства и подчинённости. Это основная тема в разделе. Почему так? Потому что со времени грехопадения мы все, по сути, мятежники. Мы не хотим подчиняться закону и власти. И даже христиане не справляются с подчинением соответствующей власти. И всегда есть опасность, что власти злоупотребят властью в своих руках. Итак, это указание властям, чтобы они пользовались своей властью подобающе, и подвластны повиноваться этой власти или подчиняться этой власти. В прошлый раз мы говорили, в особенности, о муже и жене, также немного о родителях и детях. Интересно, что по-гречески употреблено другое слово между женой и мужем, и между детьми и родителями. Жёнам сказано повиноваться мужьям, а детям сказано слушаться родителей. Какая разница? Главным образом, та, что повиновение, это оказываемое равным равному, а послушание — это обязанность меньшего перед большим. На практике может быть не такая великая разница, но в смысле отношения — разница есть. Когда детям сказано слушаться родителей, нет никаких оговорок. Это главный долг детей. В Большом Катехизисе Лютер говорит, что послушание детей родителям — лучше всех монашеских обетов и всех паломничеств. Простое послушание детей родителям лучше всех придуманных человеком обязанностей. Он говорил в таких условиях, когда обычная жизнь считалась чем-то низшим, а религиозная жизнь ставилась на предъестал. И всегда есть такая опасность. Я думаю, мы видим это среди многих сектантов сегодня. Люди думают, что их работа в церкви больше угодна Богу, чем повседневная жизнь. Печально, что люди часто пользуются своими обязанностями, чтобы не делать заповеданное Богом. Жена может сказать мужу и детям — я не могу заботиться о вас и о доме, потому что у меня все эти обязанности в церкви. Но это совершенно не совпадает с волей Божией. Иногда мы видим какое-то новое монашество, когда люди думают, что их единственное служение Христу — это какая-то религиозная работа. Я видел один российский фильм — уже не помню названия — но в этом фильме, как обычно, довольно большая семья жила в маленькой квартире. И брат очень интересовался православием. Он совершенно ничем не занимался — не работал нигде, не делал никакой работы по дому, потому что был занят своими молитвами и чтением. К сожалению, это довольно распространено. Но, согласно этому разделу Катехизиса и этим отрывкам Библии, наши первые обязанности — это жизнь в таком положении, куда Бог поставил нас. Когда мы говорим о детях, то долг родителей — учить своих детей такому подчинению и послушанию. Это не всегда приятно, но мы должны учить детей, что их первая и самая угодная Богу обязанность — быть послушными родителям. А что, если они не будут слушаться родителей? Будут ли они слушаться тех, чья власть над ними — это в каком-то смысле продолжение власти родителей? Есть люди, которые не слушаются гражданских властей, и, например, учителей в школе. Можно наверняка думать, что они и дома никого не слушались. Итак, мы только помогаем нашим детям, когда учим их — помогаем им в будущей жизни. Лютер также включает здесь отрывок из 1Пет для молодёжи вообще: «цитата 1Пер 5:5-6». По-гречески можно воспринять это по-разному. Там, где написано «пастырям» — по-гречески сказано пресвитерам, и это означает не обязательно чины в церкви, но может также означать старейшин. Здесь переводчики, по-видимому, решили, что речь идёт о пастырях в церкви, и возможно ли это. Зачем молодёжи сказано отдельное слово? Потому что молодёжь — т.е. молодые люди, уже выросшие, но всё равно ещё молодые — отличаются своенравием, самоуверенностью и не слушаются своих властей. И Пётр здесь говорит о гордыне; говорит, что мы должны облечься смиренномудрием. Это, конечно, трудно всем людям, но особенно трудно молодёжи. Итак, здесь особое указание на молодёжь.
И, наконец, мы поговорим об отношениях между хозяевами и подчинёнными — посмотрим, что говорит Писание об этом:
«цитата Еф 6:5-8»
«цитара Еф 6:9»
У большинства из нас сегодня нет ни рабов, ни слуг. Большинство из нас — не рабы и не слуги. Как же соотнести это с нашим миром? Или это к нам не относится? Общество сильно изменилось с тех пор. Общество Лютера было таково, что рабов не было, а слуги ещё были — так же, как в древнем мире. В древнем мире были, конечно, рабы, но были ещё и подёнщики — за их работу следовала плата. В нашем мире такое применение — на рабочем месте. Наверное, кому из нас повезло, тот может оказаться начальником, но большинство из нас — какие-то работники. Кто-то дал нам работу, мы её делаем и получаем за неё плату. И эти слова относятся к таким отношениям. Как же должны работать работники? Они должны повиноваться и слушаться своих начальников. Павел называет их господами по плоти. Что же он говорит, если у нас есть господа по плоти? Что над всеми — один Господь, и наши отношения с Господом Иисусом Христом должны практически влиять на наши отношения с работодателями. Он говорит, чтобы мы повиновались им со страхом и трепетом, в простоте сердца, как Христу. Лютер часто говорил об отцах, матерях и других, посредством которых к нам приходят блага — как причинами Божьими. Совсем иное будет отношение — если рассматривать работодателя как причину Божию. То есть, с одной стороны — это провидение Божие ради вас. С другой стороны, это средства, через которые вы можете показать свою благодарность Господу — потому что, в конце концов, мы служим Христу. Он говорит, что нам следует служить им от сердца, как Господу, а не только как человекам. Он говорит не о такой службе, чтобы они считали, что мы сделали довольно работы для них. Наверное, мы видели такие примеры. Может быть, мы работали на месте, где начальник не всегда сидит, и всё делается как попало. А затем начальник приходит и сразу все вдруг оказываются на своих местах — удивительно! Никто в этот день не болен, и все усердно трудятся. Как приятно это видеть! А затем посещение закончено — и всё опять, как было. Павел это называет это «службой для глаза». Люди делают довольное, чтобы угодить человеку, но нам, христианам, следует делать свою работу в служении Христа. Он видит всё, знает всё. И я скажу, что это касается даже семинаристов — ваши занятия — не для того, чтобы вы не завалили своих курсов, но вам надлежит служить Христу и в этом случае. Это значит — делать всё возможное, стремиться к отличию, на которое вы способны. Павел упоминает, что все получат от Господа по мере добра, которое сделали — раб ли, или свободный. Хотя мы можем провести людей, обмануть их — мы не можем обмануть Господа. Итак, если кто говорит — не могу работать, потому что должен заниматься религиозными делами — находятся в опасности, что не делают первоочередную службу. Христианские работники должны отличаться из всех работников — быть самыми честными, на кого работодатели могут положиться, кто приносит настоящее добро своим работодателям — потому что они не только служат своим работодателям, но и Господу, искупившему их. Господь освободил их, чтобы они служили ему; служили и благословляли тех, на кого работают. В 1Петра 3 — хотя это не указано здесь, среди обязанностей — Пётр говорит очень похожее работникам — он говорит — служите Господам усердно — не только добрым, но и злым. Почему? Зачем служить таким работодателям? Такие отношения — от Бога. Конечно, в наше время у нас есть некоторая свобода — мы можем всегда изменить, поменять хозяина. Это не всегда легко, но, теоретически, по крайней мере, это возможно. Но пока что следует служить и добрым, и злым одинаково хорошо. Пётр говорит, какое воздействие будет оказано. Вот так мы свидетельствуем о своей христианской вере. Когда мы — примерные служащие — тогда против Евангелия не будут говорить. Скольких людей мы знаем, говорящих — не хочу быть христианином — потому что я знаю такого-то он говорит, что христианин, а смотри, как живёт! Никогда не приходит на работу, порой, деньги пропадают…. Не хочу ходить в церковь — там полно лицемеров. Вот такие дела. Хотя некоторые говорят — нужно всем свидетельствовать об Иисусе — я не хочу сказать, что это неважно — но без христианской жизни слова будут пустым звуком. Пётр не говорит — ходите вокруг и разговаривайте об Иисусе — но говорит — будьте готовы дать всякому отчёт об уповании в вас. Почему же они спросят об этом? Спросят этого отчёта? Потому что увидят что-то иное в этом работнике-христианине, чем видят в большинстве неверующих работников. Нам также легче служить земным хозяевам, когда мы рассматриваем своё служение им, как служение Господу. Когда мы можем пропустить несовершенство человека, командующего нами, тогда мы можем пропустить их неразумные приказы и со всем этим за нечестием видеть совершенного Господа.
Что говорит Павел хозяевам? Он говорит, что им следует помнить, что над ними тоже есть Господь. И этот Господь не предпочитает их перед их работниками. Если они дурно обращаются с товарищами, потому что на земле — хоть мы хозяева, хоть работники — перед Господом мы все равны. И тех людей он любит также, как и нас, хотя у нас есть власть над ними. В таком смысле нам следует относиться к ним, как к равным, над которыми наш Господь дал нам временную власть, и обращаться с ними соответственно. Рассудительно и честно. Интересно, что Новый Завет не стремится к упразднению рабства, но, возвещая евангелие, примиряя бывших хозяев и рабов, Новый Завет стремился превратить нечто жестокое и нечестное в справедливое и служащее обществу. Итак, важно помнить, работники ли мы, хозяева ли — что у Господа нет лицеприятия. Представьте себе, если бы на работе было так: все трудились охотно, радостно, усердно, честно — как перед Господом, а власти распоряжались бы своей властью на благо своих работников. Представьте, как это помогло бы обществу! Как государственная экономика стала бы процветать! Но обычно, где хорошая экономика — в тех странах это вопреки дурному исполнению обязанностей хозяевами и их работниками, но не благодаря им. Я разговаривал с русскими, которые думают, что в Америке все хорошо работают. Многие — нечестные и нерадивые работники. Много времени и денег уходит впустую, потому что люди не делают своего дела. Есть компьютерные игры, где есть такая команда — «начальник». Видите, что идёт начальник, перестаёте играть в игру, и всё исчезает. Или начинает выглядеть, как какой-то документ. Может быть, это шутка, но за этим стоит нечто серьёзное. Ужасная проблема у работающих на компьютере. Они тратят время на написание личных писем, на лазание в интернете и всевозможные нерабочие занятия. Всё это — в то время, когда от них требуется служить компании. Они получают деньги за часы работы, однако занимаются всякой ерундой. Я думаю, что это проблема повсюду. Но для христиан так не должно быть.
В новозаветной церкви был также чин вдов. Об этом сказано в 1Тим 5:5-6. В церкви того времени некоторых вдовиц содержала церковь. Павел распорядился, чтобы вдове было не менее 60 лет, и у неё не было детей, могущих содержать её. И сказал — если кто не содержит своих родственников, особенно близких, тот отрёкся от веры и хуже неверующего. Итак, это была служба вдовам, у которых не было источника существования. Но не только. Этот чин вдов также обладал обязанностями — как здесь написано — пребывать в молениях и молитвах. Я думаю, поскольку общество изменилось, наверное, меньше необходимости в этом в наши дни. Хотя, в некоторых случаях, мне кажется, будет полезным возобновить это. Но вдова, принимаемая в этот чин, должна была посвящать сколько-то времени молитвам. Когда я служил в приходе, у меня было немало пожилых женщин в особенности. По своему физическому состоянию они ничего не могли делать, и им это было тяжело, потому что прежде они охотно участвовали в церковных делах, но я ним напомнил, что они могут всё ещё молиться — что это — самая высокая обязанность христианина. К сожалению, активные, здоровые люди, увлекающиеся разными делами, не всегда отдаются молитвам. Но вот эти вдовы или те пожилые женщины могли себя посвятить молитвам. Я напоминал им, что церковь нуждается в их молитвах — что это не просто хорошее дело, но существенное. Как прекрасно, когда люди молятся! За церковь, за членов церкви, за распространение Евангелия, за благосостояние церкви во всём мире — и так далее. Только в последний день мы поймём, насколько много было совершено в ответ на эти молитвы. Итак, вдовы на содержании у церкви, в первую очередь, занимались молитвами. Есть ли у нас пример в Библии? Мы часто слышим об одной в это время года… Или 2 февраля — на сретение Господне — мы об этом услышим. Была женщина — Анна — которая многие годы была вдова. Она слушала Господа в храме постом и молитвой день и ночь. Вот такое у неё было жизненное призвание. И ей довелось увидеть своими глазами обетованного мессию.
И наконец, есть указания всем вместе. Рим 13:9-10. 1Тим 2:1
Когда Павел говорит — любите ближнего, как самого себя, о чём он определённо говорит, особенно по отношению к 10 заповедям? О 2-й скрижали — потому что, он говорит, что это — исполнение закона. Мы рассматриваем все скрижали обязанностей и видим, что речь идёт, прежде всего, о второй скрижали закона — о долге перед ближнем. Какие заповеди здесь имеются в виду? Последние семь — по нашему исчислению. И многие из них прямо или косвенно подпадают под четвёртую. Хотя и другие заповеди здесь тоже участвуют. Почему Павел здесь говорит христианам, что любовь к ближнему — здесь исполнение закона? Когда мы говорим об исполнении закона перед Богом, тогда мы говорим в вопросе о спасении — то ответ должен быть отрицательным. Об этом Павел говорит в предыдущих главах послания к Римлянам. Но когда мы отвечаем на вопрос, что делать перед людьми, каково отношение к товарищам, и что надлежит делать оправданным во Христе через веру — тогда ответ на тот вопрос — положительный. Действительно, мы можем исполнять закон, и даже угодить Богу. Не угодить Ему так, чтобы завоевать спасение, но это — богоугодная деятельность, получивших Божий дар спасения. Следует понять, что Писание говорит двояко. Павел говорит — делами закона не оправдается никакая плоть. Но он также говорит — любовь — это исполнение закона. Эти два утверждения содержатся в двух разных областях, что мы, лютеране, называем Законом и Евангелием. Согласно закону, мы никогда не можем соответственно исполнить этих заповедей, но когда мы приняли дар спасения, приходящий к нам не по делам, тогда мы, оправданные и обновлённые, можем поступать и ходить в обновлённой жизни, и начать исполнять закон любви. До последнего дня — сколько бы мы ни возрастали в благодати, мы никогда не сможем сказать — благодарю Тебя, Господи, что довёл меня до сего дня, но оставшийся путь я пройду сам — отселе буду себя спасать, Отче. Так не будет. До последнего дня нам должно говорить «Господи, помилуй меня, грешника!» я не любил тебя всем сердцем, не любил ближнего своего, как самого себя. Но это не значит, что мы к этому не стремимся, и об этом говорит Павел здесь.
И затем он говорит о молитвах за всех человеках. Это тоже — часть нашего долга. Но я хочу указать на то, что 2 глава 1Тим говорит не о частной жизни христиан, но о церковной жизни — в собрании. Такова обязанность церкви. Это не значит, что по отдельности мы не молимся за всех человеков, но эта молитва начинается на богослужении и обращена на богослужение. И это заповедано нам совершать, когда мы приходим в одно место — не только слушать Слово и принимать святые дары, но также обязанность Церкви — молиться. Согласно этому отрывку, нам надлежит молиться за всех человеков — за царей и все власти, чтобы нам жить богоугодно, покойно и мирно. Если вы думаете — зачем нам такая длинная молитва в церкви? Помните, что это — церковный долг, что Бог определённо заповедал это, и это не простое упражнение, но Бог слышит эту молитву. Мир в большем долгу перед церковью, чем осознаёт. Таким образом, церковь — соль земли и свет миру.
Есть ли какие-нибудь заключительные вопросы по этому разделу?
Эта домашняя скрижаль — это ни что иное, как практическое применение 10 заповедей. Итак, в каком-то смысле Катехизис начинается и заканчивается 10 заповедями. В первом месте они служат обвиняющим законом — показывают наш грех и гнев Божий. Готовят нас слушать и понимать Евангелие. Во второй главе Катехизиса. А в этом месте они служат наставлением христиан в богоугодной жизни. Конечно, здесь они тоже обвиняют, также, как и в первом месте они наставляют. Здесь видно множественное назначение закона для нас, христиан. Конечно, когда мы испытываем себя согласно 10 заповедям, мы это делаем не как-то отвлечённо, но согласно положению в жизни. Пастыри могут быть виноваты в других грехах, не как прихожане. Отцы и матери — в других грехах, не как дети. Хозяева — в других грехах, не как работники, потому что искушения иногда разные. И, конечно, будут и одинаковые грехи. Но мы испытываем себя определённо вот таким образом.
Спасибо за внимание. Наконец, мы дошли до заключения Катехизиса.