Мы говорим про скрижаль обязанностей. Мы говорили про церковное сословие и гражданское сословие. Но дальше остаётся ещё домашнее сословие. И здесь не только две части, но более сложные отношения — мужья, жёны, родители, дети, разные работники, молодые люди и обязанности их по отношению к взрослым; также вдовы. Эти отношения взаимодействуют. И здесь некоторые самые малопонимаемые отрывки из Писания, и, наверное, у людей всевозможные недоразумения с этим в повседневной жизни. Потому что мы не каждый день встречаемся лицом к лицу с правительственными чиновниками; большинство из нас не живут лицом к лицу вместе с пастырями, но мы живём лицом к лицу с сыном и дочерью, женой, родителями. Итак, их отношения — очень практические и этим отношениям посвящены многие часы нашей жизни.
Говоря о мужьях, Катехизис цитирует 1Пет 3, а также Кол 3. Мы поражаемся тем, что не процитирована здесь Еф 5. Это более полное пояснение этому — мужья, любите жён ваших, как Христос возлюбил церковь и предал себя за неё. И Павел далее говорит — тайна сия велика — я говорю о Христе и церкви. Тем не менее, пусть каждый любит свою жену как своё тело. Но это можно понять в контексте сказанного Павлом жёнам — жёны, повинуйтесь своим мужьям как Господу… (1Пет 3, 1-6). Здесь какое-то отношение, трудное для понимания некоторых людей. Короче, муж должен любить свою жену, а жена должна повиноваться своему мужу. В наши дни много говорят о равенстве, и понимают равенство как одинаковость. Но начиная с Быт 1 ясно, что муж и жена — не одно и то же. Можно, конечно, отстаивать, что они равны, но у них — не одинаковые роли, и есть порядок. Тогда он называется «порядок творения», как Павел говорит в 1Тим — ибо не жена была сотворена первой, но муж. И это отдаёт ему какое-то первенство. В Быт 1 сказано, как Бог сотворил человека по своему образу. По-древрееврейски написано — Бог сотворил Адама по образу своему, по образу Божьему сотворил его, — дальше сказано — мужского рода и женского сотворил их. Затем мы читаем, как Бог взял ребро из бока человека и сотворил жену. И когда муж проснулся от своего сна, он сказал — вот кость от костей моих и плоть от плоти моей. Поэтому Павел говорит, что мужу надлежит любить свою жену, как он любит своё тело. Итак, иногда отношения между мужем и женой ошибочно воспринимались ещё вот как: что муж осуществляет свою власть не по-любовному, и говорит — слушайся меня, подчиняйся мне, и пользуется этим себе в угоду. Но апостол Пётр здесь ясно говорит, и также апостол Павел, что не так следует мужьям обращаться с женой. Когда я служил в приходе и готовил людей к венчанию, я говорил будущему мужу, что ему не следует говорить жене «ты должна меня слушаться». Не дано ему так говорить, кроме, может быть, в крайних случаях, чтобы напомнить жене, что говорит Писание. Но это сказал ей Господь. И я говорю будущим жёнам: не следует говорить мужу, какова его обязанность перед ней, разве что иногда напоминать ему, что сказано в Писании. Короче, люди взяли эти отрывки Писания об обязанностях мужа, жены и наоборот, чтобы друг другом вертеть и получать, что хочется. «Ты должен меня любить». «Ты должна мне подчиняться». Это совсем не правильно. Апостол говорит совсем по-другому. На основании сотворения Богом мужа и жены, и на основании того, что Господь Христос говорит о супружестве. Дело мужа — любить, защищать и служить своей жене, а её дело перед мужем — уважать и подчиняться. Часто женщины говорят: конечно, я такому человеку не могу подчиниться. Если бы он был такой, как здесь описано, я бы ему подчинилась… А мужья часто говорят: а как же мне любить такую непослушную женщину? Если бы она была такая, как здесь описано, я бы любил её. Опять же, это совсем неправильно. Где-нибудь здесь есть в этих текстах слово «если», или какое-нибудь другое слово условия? Апостол не говорит, любите жён ваших, если их стоит любить. Не сказано, уважайте мужей своих, если они достойны уважения, или подчиняйтесь им, если стоит им подчиняться. Но каждый человек обязан выполнять то, что Писание требует от него. Конечно, мы, лютеране, можем сказать: этого делать не обязательно, потому что, в конце концов, мы все грешники, и никто ничего такого делать не может, на самом-то деле. Действительно, перед Богом никто не может исполнить Писание в совершенстве. Однако это не значит, что Бог шутит, когда говорит всё это, и не значит, что он не ожидает от нас исполнения этих обязанностей. Лютер записал это в Катехизис не для того, чтобы измарать ещё несколько страниц, но чтобы христиане, имеющие Святого Духа, начали исполнять эти обязанности. Это не значит, что это всегда легко. Это не значит, что мы не будем терпеть неудач. И тогда мы обращаемся к Господу за прощением. Но христианское супружество таково, что супруги стараются исполнить эти требования, чтобы иметь благословения Господни. Я думаю, иногда полезно сравнить отношения мужа и жены с отношениями между Богом Отцом и Богом Сыном. Это, конечно, во многом не совпадает. Прямое сравнение между мужем, женой с одной стороны, и Христом, церковью — с другой. Но когда мы смотрим на Отца и Сынам, мы видим, с одной стороны, полное равенство, однако разные роли и разные чины подчинения. Сын всегда в подчинении у Отца, и всегда исполняет волю Отца. Он не говорит «Отче, я — твой равный. Можешь прочитать об этом в символе веры. Я — Бог от Бога, свет от света, Бог истинный от Бога истинного. Поэтому не обязательно мне делать то, что Ты говоришь». Представьте себе такое, что бы у нас было с Богом? Всё это, конечно, истинно, но отношения Отца и Сына означают, что Сын исполняет волю Отца. Это делается не по принуждению, не насильственно, но чисто из любви и почитания. Жесток ли Отец к Сыну? Конечно, некоторые уже говорили «отчего же Он послал Своего Сына на крест?». И назвали это насилием над детьми. Но Писание явно говорит, почему это произошло «Ибо так возлюбил Бог мир…». И Он отдал Своё самое драгоценное достояние — Единородного Сына, чтобы мир мог жить с ним. И из любви в миру и к Отцу Сын охотно совершил волю Отца в этом случае. Как говорит Писание, посему Бог и превознёс Его. Итак, здесь — взаимная любовь и равенство, а также различие ролей. В «христианских вопросах и ответах» мы читаем: нет, Отец не умирал за меня. Сын умер за меня. Равенство не означает, что Отец тоже умер. Сын не говорил Отцу — если мы равны, и Мне надлежит пострадать, это значит, Тебе тоже надлежит пострадать. Итак, мы смотрим на библейское понимание равенства. Мы видим, что это очень отличается от современных взглядов на равенство. В Америке у нас в конституции говорится — все люди сотворены равными. Я точно не знаю, что подразумевалось под этим, когда писали Конституцию. Это — занимательный вопрос. Но теперь люди это понимают как то, что у каждого есть в точности такие же, как у других возможности или права, и, теоретически, каждый человек — такой же, как все. Конечно, на практике это не получается, и это многих беспокоит, и конечно же, такое невозможно. У людей не одинаковые дары, неодинаковый ум, и они разного пола. Мужчина — это не женщина, и действительно, есть разница. В таком отношении муж и жена взаимодействуют как Отец и Сын. Мы не спрашиваем о равенстве: действительно, муж и жена равны, но они — не одно и то же. Пётр говорит, что жена — это более немощный сосуд. Он говорит очевидное, что женщины физически не так сильны, как мужчины. И по этой причине мужу не следует навязывать свою силу на неё, но защищать и оберегать её. И затем, конечно, у жены есть обязанность подчиняться своему мужу. И это никак не оговаривается в Писании — как не оговорок или условий повиновения властям, или повиновению церковным служителям. Когда заканчивается обязанность жены повиноваться мужу, когда муж требует греха — т.е. встаёт выбор, повиноваться мужу или Богу. Но это должен быть ясный случай, когда Бог определённо сказал. Я был знаком с некоторыми христианами, которые не хотели слушаться мужа, если им не нравилось то, что он говорил, и они старались найти библейское основание, чтобы его не слушаться. Но на самом деле, по этим определённым вопросам Бог никак не высказался. Повиноваться мужу в этих определённых вопросах не было бы грехом. Есть опасность и затруднение с обеих сторон — и мужа, и жены. Почему? Ещё с грехопадения так. Если бы всё было так же, как было в саду… Но после грехопадения что сказал Бог в особенности жене? Он сказал — будешь иметь влечение к своему мужу, но он будет господствовать над тобою. Это слово к жене, что у тебя будет влечение к мужу, то же самое выражение, что и в нескольких других местах в книге Бытие, и это означает, что влечение господствовать над другим. И, наверное, это значит, что Бог говорит жене, у тебя будет желание господствовать над своим мужем, а он будет господствовать над тобой. Такое ли верное истолкование этого отрывка, или нет, хотя мне кажется, что так и есть. Конечно, так и получилось, если рассмотреть историю и современное общество, что была постоянная борьба между мужем и женой с грехопадения. Помните книгу Есфирь? Когда царь находился на пиру несколько дней и упился. Это был персидский царь, между прочим. Потребовал, чтобы царица явилась перед собравшимися и показала свою красоту. Царица отказалась и сказала «не приду». И наступил страшный кризис. Царь посовещался с советниками — что же делать в таком случае, и советники сказали — очень нехорошо получается. Царица подала дурной пример жёнам в царстве. Теперь они все могут подумать, что могут не слушаться своих мужей. Поэтому устрани её от царства и найди другую царица. Советники испугались, что жёны возмутятся по всему царству. В наши дни мы видим на западе подъём женского движения. И многие женские заботы очень хорошие. Потому что они указали на злоупотребления над женщиной. Но, в действительности, многие из этих женщин стремятся к тому, чтобы поменять метами роли, чтобы у женщин была власть над мужчиной. Здесь я бы увидел исполнение слова Божия к женщине. Но что происходит по-настоящему? Похоже, чем больше женщины стремятся к свободе, равенству и даже господству, тем больше на практике они оказываются угнетёнными мужчинами. Я сошлюсь на нашего предыдущего американского президента. Наверное. Не стоит вам рассказывать про президента Клинтона — вы и так знаете. Но его жена — поборница женских прав. А лично, какова её жизнь? Какой у неё муж? Какие у них отношения? То, что ей приходится выносить в этом супружестве, именно против этого высказываются женщины в этом движении. Мне всегда казалось, что это иронично. Что такая женщина, отстаивающая свободу женщин, будет терпеть такое бесчестие в своём супружестве. Но я думаю, что Бог примерно это сказал жене в раю, в саду. И где же выход из этой борьбы за власть между мужем и женой? Ответ, конечно, только во Христе. Когда мы воссозданы по образу Христову, мы более-менее исполняем Божий замысел о браке. Как сказал Моисей израильтянам — не говорите — слово слишком высоко для нас, кто взойдёт на небо и услышит его, или слишком далеко от нас — кто пойдёт и принесёт его. Он сказал — слово близко от вас, оно в вашем сердце и устах. От мужей и жён требуется не очень сложное. Понять легко — мужья, любите жён ваших; жёны — повинуйтесь мужьям вашим. Это просто, но нелегко. Здесь постоянно нужно слово Божие и таинство; молитвы, и, конечно, постоянное прощение.
Эти обязанности написаны не только для мужей или для жён, но и для родителей и детей. Интересно, что, по крайней мере, в Новом Завете ничего не сказано прямо матерям, но отцам. Лютер цитирует Еф 6 — «и вы, отцы, не раздражайте детей ваших», но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Мы понимаем это лучше в контексте обязанностей детей перед родителями: «цитата».(Еф 6:1-3). В книге Притч в Ветхом Завете мы видим картину многих матерей в Израиле. Матери тоже учили детей. Конечно, воспитывали их. Почему Павел говорит прямо отцам? Я думаю, потому что для матерей естественно воспитывать детей, Но менее естественно — для отцов. Мир поражён, когда мать пренебрегает своим младенцем. Мы время от времени слышим о таких случаях. Но эти случаи довольно редки, и вызывают всякие толки, как это необычно, как странно. Но сколько отцов пренебрегает детьми? И люди говорят — это обычно. И никому не кажется, что это — странно. Думаю. Поэтому апостол Говорит прямо отцам, потому что отцы-христиане, конечно, несут ответственность. Павел говорит им, чего не делать, и говорит им, что делать. Отцам следует не раздражать своих детей. Но учить их, наставлять в христианской жизни и вере. Слово напоминает нам, что в 6 главах всегда есть заголовок «как отец семейства должен объяснять их по-простому своим домашним». Итак, Лютер придумал это не сам, а взял из писания. Служа в приходе, я видел, что это довольно редко, чтобы отцы брали на себя руководящую роль в наставлении детей в христианской вере. Во многих случаях оба родителя перекладывали эту обязанность, думая, что одной воскресной школы достаточно для детей. И впоследствии — занятий по Катехизису достаточно, и что они, таким образом, исполнили свой долг. К сожалению, дети не видят дома, что родители воспринимают христианскую веру серьёзно, и в таких случаях я обычно мог предсказать, что произойдёт — когда дети достигали 14-15 лет, они говорили — кому нужна эта церковь? Есть что-то поинтереснее её. В некоторых случаях мать брала на себя руководящую роль. Это, конечно, лучше, но лучше всего, когда отец принимает деятельное участие в наставлении детей в христианской вере. Я знал несколько довольно искренних христиан, которые стыдились своей неосведомлённостью. И думаю. Что они просто не могут учить. Но кто угодно может с детьми повторять катехизис. И следить, чтобы они выучили его наизусть. И если отец ещё сам не выучил наизусть катехизиса, он может сделать это вместе с детьми. И это говорит очень многое детям, и показывает им пример для подражания. Поэтому Писание так говорит отцам. Кажется, что это — основной долг отца. В книге притчей, в первых 8 главах не короткие притчи, а наставления отца своему сыну. И в некоторых случаях трудно разобрать — то ли это земной отец говорит своему плотскому сыну, то ли небесный отец говорит приёмным детям. В послании к Евреям, кажется, в 12-й главе: «и вы забыли увещевание, говорящие к вам как к сынам: сын мой, не унывай, когда наказываешься от Господа, ибо кого Господь любит, того и воспитывает, и наказывает каждого, которого принимает». В послании к Евреям, речь, понятно, идёт об отношении небесного Отца к своим детям. Но когда читаешь притчи, то видно, что это земной отец говорит своему родному сыну. Как же это понять? Как говорит Лютер в большом Катехизисе, земной отец — это Божье обличье перед детьми. Бог Отец обращается с детьми посредством земных родителей. И поэтому очень важно, чтобы отец брал на себя духовное руководство и деятельно участвовал в наставлении в христианской вере. Не так, как пастырь, однако по-настоящему. Отец — это образ Божий для своих детей, и это — очень важно. Мы часто видим это, когда у детей дурной отец. Тогда иногда дети вырастают с большим трудом представляя себе небесного отца как любящего. В лучшем случае им кажется, что Бог отдалён от них, или даже жесток. Некоторые пользуются случаям и говорят, что Бог тогда — мать. Но это неверно и разрушительно. Гораздо важнее укреплять у людей представление об Отце на основании писания. В Писании Отец защищает, любит, воспитывает, учит и спасает своих детей. Всё это — хорошо. Иногда он и наказывает тоже, но из любви, а не из ненависти. Каков же долг детей перед родителями? (цитата Еф 6:1-3). Интересно, что здесь Павел ссылается на 4-ю заповедь. И для детей это самая насущная заповедь. Когда наши дети были малы, мы постоянно возвращались к 4-й заповеди. Иногда даже давали им прочитать четвёртую заповедь в большом Катехизисе, либо велели объяснить нам, что это значит, либо даже велели написать на бумажке, что это значит. Родитель часто обнаруживает, что большая пропасть между тем, что знает ребёнок и между его применением этого знания в жизни. И всегда трудно преодолеть эту пропасть между знанием и действием из-за греха, из-за естества греха детям, конечно, трудно слушаться родителей. Обратите внимание, как в Писании сказано — это первая заповедь с обетованием. И, действительно, так. Вторая заповедь — это первая заповедь с угрозой — сказано, ибо Господь не оставит без наказания употребляющих Его имя напрасно. Но с этой заповедью связано обетование. Какое? Благо и долголетие. Где будет долголетие? На земле. Любопытно, что в книге Исход, где перечислены заповеди, говорится «да будешь долголетен на земле, которую Господь, Бог Твой даёт тебе». И речь идёт определённо об обетованнгой земле. Но Павел, богодухновенный апостол, объясняет это как о земле вообще. И это показывает нам, как относиться к обетованиям о земле, исполненным в Новом Завете. Это не обетование вечной жизни; это обетование благополучия и благословения в этой жизни. И в самом деле, в законе много подобных обетований. Когда мы объясняем разницу между Законом и Евангелием, нам не стоит говорить так, что закон — только повелевает, а Евангелие — только обещает. Действительно, Евангелие — это чистое обетование. Но верно ли говорить, что закон не содержит никаких обетований? Одно обетование — условное, а другое — безусловное. Но нам следует понимать, что по-настоящему и в законе есть обетование. Когда Христос сказал законнику: так поступай, и будешь жив — он говорил по поводу слов «возлюби ближнего своего, как самого себя». Это обетование закона. Не стоит путать это с Евангельским обетованием. «Ого, мне нужно исполнять заповеди, чтобы принять вечную жизнь»! Христос изрекает здесь обетование закона, но не обетование Евангелие. Здраво учить наших людей, что жизнь их будет лучше, если они будут почитать отца и мать. Пока они живут дома, как дети, под властью своих родителей, они воздают эту честь, слушаясь родителей. И, опять же, нет никакого ограничения или условия на это. Есть ли время, когда ребёнок может не слушать своих родителей? В определённом возрасте и в определённых случаях — может. Но бывают случаи, когда родители велят детям делать что-то греховное, что известно детям. Один из самых трудных вопросов моих учеников на занятиях по катехизису — а что, если мои родители решат идти не в церковь или заняться чем-нибудь оздоровительным? Идти ли мне с ними, или идти в церковь? На такие вопросы очень трудно отвечать. Дети, конечно, всегда придумывают вопросы. Обычно не потому, что они сталкиваются с этой проблемой постоянно, но они любят ставить учителей в тупик. И в этом случае я говорю — надо смотреть по обстоятельствам. И обычно я уклонялся от ответа. Я говорил — расскажите мне, когда у вас такой случай был в жизни. И ничего они сказать не могут. Я не могу ответить неопределённо на такой вопрос. Итак, существуют трудные вопросы вроде этого. И вообще, для блага ребёнка и для его безопасности лучше повиноваться родителям.
Я вполне уверен, что в следующий раз мы закончим говорить об этом. Ещё осталось несколько отношений в доме для обсуждения, которые в миру не совсем такие, как здесь описаны. Большинство из нас не слуги, большинство из нас не держат слуг. Интересно, что в мире Лютера связь с библейским миром была более тесной, чем в нашем мире, хотя время от времени было больше похоже на наш мир. Но это всё ещё можно применить к нашему обществу.