Наша тема — домашняя скрижаль, начиная со стр. 29. Мы довольно много говорили про обязанности епископов, пастырей и проповедников, потому что Писание говорит об этом довольно подробно, также об обязанностях христиан по отношению к их духовным вождям и наставникам. Писания, указанные здесь можно обобщить двумя словами: платите и повинуйтесь. Это довольно просто — я бы сказал, проще чем обязанности и требования по отношению к пастырям. Почему важно, чтобы миряне повиновались своим вождям? Во-первых, важно слышать и верить в проповеданное слово на их же благо. И так же на благо христианам быть в повиновении у своих вождей, не прекословить им. И одно из писаний, указанных здесь, Евр 15:17 — говорит несколько важных слов об этом. Первое — что для вас неполезно, если вы не будете покорны своим наставникам. Это вредно для церкви и вредно для христиан. Значит ли это, что епископы и пасторы могут говорить, что вздумается и ожидать покорности? Писание говорит, что они обязаны дать отчёт о нас. Т.е. они дадут отчёт перед Богом, как они воспользовались данной им властью. Итак, собственно, епископы и пастыри понимают, что нельзя господствовать над паствой, но следует быть, во-первых, служителями паствы пастырями, заботясь об их благе, а не о своём благе. Где же лежат границы повиновения? Если пастырь скажет — мне было откровение, что тебе нужно жениться на ней? Следует ли слушаться пастыря в таком вопросе? Обычно так бывает в сектах и культах. И, собственно, пастыри знают, что их власть не распространяется на такие дела. Истинные пастыри — служители слова. Некоторые утверждают, что власть пастыря простирается только на касающееся слова Божия. Когда он говорит слово Божие, у него полная власть, и его следует слушаться. Но если он говорит о чём-то, на что Писание не даёт ясного ответа, тогда у него нет никакой власти. Например, нет у него власти устанавливать литургических форм, о которых библия, конечно, не говорит. Этот взгляд не совпадает полностью с лютеранским вероисповеданием, и даже с писанием. Писание просто говорит — повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны — не ставит никаких ограничений на эту власть — если только он не говорит противное Слову Божьему. В книге Согласия говорится, что епископа следует слушать во всевозможных вопросах, если только они не устанавливают законов или обрядов, противных Евангелию — потому что служитель Божий не обладает властью противоречить слово Божие. Его власть дана ему только чтобы возвещать Слово Божие и преподавать таинства, и создавать порядок в церкви, позволяющий всё это как можно лучше. Хотя Писание говорит абсолютно о таком повиновении-покорности, другие отрывки тоже всегда доминируют. Например, Деян 5, когда религиозные вожди сказали апостолам перестать проповедовать Иисуса Христа, Пётр не сказал — ну ладно, вы же наши духовные власти, поэтому мы не будем идти против вас… Пётр сказал — должно нам повиноваться Богу более, нежели человекам. В этом случае вожди говорили против Евангелия, подрывали Евангелие, и поэтому их не следовало слушаться. Однако есть много мест в Евангелиях, в книге Деяний, где должное повиновение воздаётся этим религиозным вождям Израильским — даже хотя они и не были христианами. Например, Христос говорит своим ученикам: фарисеи воссели на седалище Моисеевом, поэтому делайте, что говорят они, но не поступайте по их делам. Поэтому Христос признавал, что как люди они — злые. У них была, тем не менее, определённая духовная власть, и пока они говорили истину, их должно было слушаться ради их служения — но не ради их личности. Это пределы повиновения духовным властям. Но нам, христианам, нужно осознать, что мы не просто отдельные люди по отношению к Богу; что, действительно, у нас есть личные отношения с Богом во Христе, но эти отношения не только частные; эти отношения — через церковь и через священнослужение; через таинства и через проповеди. Итак, через пастыря.
Итак, имеется духовная власть на земле, через которую Христос имеет с нами дело. Когда мы покорны, то мы безопасны. Когда мы сопротивляемся власти, это небезопасно. Я знаю многих, говорящих: я ни перед кем не отвечаю, кроме Иисуса Христа. У меня есть христианская свобода; мне необязательно никого слушать, только Христа. Но это уже невозможно, потому что Христос уже говорит нам в церкви, через духовную власть, которую Он поставил. Поэтому Писание заповедует нам повиноваться этой власти. И опять, как в послании к Евреям, не слушаться или неохотно слушаться для нас неполезно. Какие есть вопросы или комментарии? Я не стану опять подчёркивать, что надо платить нашим служителям, потому что в наше время это не такая проблема, как раньше. Мы живём в такое время, когда личная свобода — стремление многих людей. Иногда это происходит за счёт или в ущерб повиновению определённым властям. Это — духовное сословие.
Теперь мы переходим к гражданскому сословию. Этот раздел зависит во многом от 13-й главы послания к Римлянам. В начале мы говорим о мирских властях. (чтение…) Любопытно, что Бог не только управляет в церкви, но также управляет в мире через людей, кого Он поставил на эти властные места. Он говорит нам подчиняться им. Интересна эта часть, что он — Божий слуга. Очень похоже на то, как говорит писание о церковных властях. Каждое воскресенье вы слышите, что пастырь — это служитель Слова, служитель церкви, и по этому праву, как служитель Иисуса Христа, он прощает грехи. Он, в первую очередь, орудие благодати. Что здесь говорится о гражданских властях? Его власть — это власть меча. Как бы вам понравилось увидеть своего пастыря с мечом? Или с пистолетом? В Америке в 19-м веке был методистский проповедник, который ходил по дикой границе на Западе, заходил в разные бары, салуны, приступал к этим диким жителям запада, доставал свою пушку и говорил: веруй в Иисуса Христа, или застрелю тебя! Правда, было такое… Он, наверно, очень многих обратил. Но, конечно, они на самом деле не обратились, потому что это не дано церковной власти, но дано государству. Бог даёт такую власть тем, кого Он ставит на руководящие места. Эта власть меча для того, чтобы наказывать злодеев.
Как это всё понять? Во-первых, это — служитель Божий — это значит, что Бог ожидает от него справедливого правления. Он тоже предстанет пред Богом однажды. Что касается в истории разных жестоких правителей, несправедливых правителей. Можно ли действительно сказать, что они — рабы Божии? Да. Потому что сказано, что всякая власть — от Бога установлена. И это видно на протяжении всего ветхого завета. Я думаю, поучительное чтение — книга пророка Даниила. Нам это трудно взять в толк в современном мире, особенно на западе — у нас постоянно болтают про гражданские права, человеческие права… Я не говорю, что это — дурно, но очень мало такой болтовни в Библии. Например, в книге пророка Даниила мы встречаемся с великим вавилонским царём Навуходоносором, правителем одной из славнейших держав в истории. Мы, конечно, не можем сказать, что правление его было мягким и человеколюбивым в современном смысле. Вспомните 3-ю главу в книге Даниила — огненная печь. Поскольку три еврея не желали кланяться истукану царя, они были осуждены на смерть в этой огненной печи. Многие цари себе это позволяли. Мне было любопытно то, что эта печь была раскалена так сильно, и повеление царя было таким настойчивым, что бросившие трёх евреев в печь тоже погибли от жара. И по этому поводу — никаких соболезнований. Они же просто рабы… Кто считал их жизнь за что-то? В 4-й главе книге Даниила Навуходоносор временно отстранён от престола. Бог говорит ему о семи сроках, или семи временах — он будет как дикое животное. Почему? Бог не сказал — «потому что ты человеконенавистник и не заботишься о благе своих подданных». Не из-за этого. Из-за того, что сердце Навуходоносора было твёрдое, надмевалось в гордости, и он сказал — всё это моё, и я сам это совершил. Бог сказал ему через Даниила — из-за гордыни твоей, поскольку ты решил, что приобрёл всё это сам, ты это утратишь, пока не узнаешь, что Бог небесный поставляет царей и свергает царей, и что вся власть — Его. Итак, не за преступления человеческие, но за гордыню Навуходоносор был низложен. А потом он был опять восстановлен в своём престоле. В книге Даниила записано его послание, признающее вот это самое. Теперь он знает, что Бог небесный — истинный Бог, поставляет царей и низлагает их. Итак, в такой обстановке говорит апостол Павел в Рим 15. Он говорит — нет власти, кроме установленной Богом — и никак не описывается характер этой власти. Мы спрашиваем — а как же Гитлер? Кто-нибудь скажет — он был не от Бога, его немцы выбрали… Павел говорит — всякая власть — от Бога. Что же сказать о таком жестоком, даже безумном правителе? Он ответит перед Богом за это. Тем не менее, следует понимать, что Бог поставил его на это место. Здесь сказано, что он — служитель Божий, носящий меч; он — отмститель в наказание делающему злое. Иногда Бог даёт дурных правителей для наказания греха и неверия народа. Я собираюсь сказать одно предположение, которого не могу доказать… Но со времени 17-го, 18-го, и особенно 19-го и 20-го веков в Германии было отступление от Слова Божьего повсеместно. Именно в Германии чистое евангелие было возвращено через Лютера в церковь, тем не менее, большинство учёных и авторов, писателей, всяких неверующих в них описаний о христианской вере, о церкви — из Германии. К 20-му веку, особенно после 1-й мировой войны был великий скептицизм и церковь находилась в запустении. Можно сказать, что хотя в Германии, конечно, были верующие, что в целом Германия отвернулась от откровения Божьего Слова. Можно видеть это как по человечески, так и по божески как возмездие. Я думаю, что народ, у которого Слово Божие оказывает сильное воздействие не выбрал бы такого руководителя, потому что вся идеология была против христианства, и уж, конечно, не была христианской. Кстати, мы довольно мало слышим об истинных христианах в Германии, сопротивляющихся этому. Я слышал об одном пасторе в Германии, который не причащал нацистов. Он был создан в концлагерь и там погиб. Но мы обычно об этом не слышим. Мы слышим о многих евреях, но не слышим о христианах. Кстати, многие христиане были замучены за то, что пытались скрыть евреев от истребления. Итак, мы видим, что иногда, когда народы отвергают Евангелие, они получают всякие наказания. Хуже всего, что Евангелие совсем отнимается от них. Большинство исламских народов на ближнем востоке сегодня, некогда были христианскими народами. В этих областях проповедовали апостолы, и, в особенности, Павел. Некоторые величайшие отцы церкви произошли из северной Африки, Египта. Эти места сегодня и многие века были поглощены исламской верой. А где церковь сохранилась в таких местах, она — в большом стеснении. Мы спрашиваем — почему это так? Обычно можно ответить: «потому что они не приняли Слово Христово, данное им». Это не значит, что они хуже нас. Только по милости Божией Евангелие до сих пор среди нас. Это немного не в тему. Какой же наш долг перед такими гражданскими властями? Между прочих, о каких властях говорит Павел? К каким христианам он писал, в каком городе? Наверное, неважно. Это могли быть христиане в Коринфе. Христиане в Иерусалиме — потому что весь посвящённый мир был под какой властью? Под властью римской империи. Отличалась ли римская империя человеколюбивыми законами? Если вы были римским гражданином, было неплохо жить. А люди, кому писал Павел, наверное, не все были римскими гражданами. Хотя Рим отличался порядком, он не отличался добротой. Система распятия, например — обычная казнь в римском мире — очень жестока. И людей не всегда судили справедливо. Павел не писал о справедливом правительстве, как мы бы сказали сейчас, которое позволяет всякие права человека. Однако, что он говорил о нём? В первой строке он говорит — всякая душа да будет покорна высшим властям. И в последующих указаниях — почти то же самое. Например, 21-й стих 22-й главы от Матфея — отдавайте кесарево Кесарю, а Божие — Богу. Это был очень мудрый ответ Иисуса иудеям, которые старались уловить Его. Они подумали, что могут навредить ему. Справедливо ли давать подать Кесарю? Если бы Он сказал «нет», мы бы сказали: «Он — мятежник, возмущается против законного царя». Если бы Он сказал: «да», мы бы сказали: «А! Он сотрудничает с римлянами. Он не истинный сын Израильский». И потому Он ответил так, что у кесаря — своё, а у Бога — своё. И он также говорит нам, что мы живём в двух царствах. Хотя мы христиане и живём в царстве Божием, мы также граждане этого мира. Нам следует воздавать должное властям в этом мире, потому что все власти — от Бога.
Рассмотрим Рим 13:5-7. Среди сектантов крупный недостаток, что они думают, что они Божии, значит, они ничем не обязаны мирским властям. Власти, конечно, были не христианские, и, наверное, были злые. Нехристианские в понимании сектантов. Во времена Лютера у анабаптистов был такой недостаток. Было много восстаний, потому что баптисты считали, что не нужно слушаться мирских властей. Другие отрывки здесь тоже говорят на эту тему. В некотором смысле можно сказать, что как чада Божии мы над всеми мирскими властями. В 17-й главе Евангелия от Матфея какие-то власти спросили у Петра — платит ли ваш учитель подати на храм? Он сказал — да. Иисус пришёл к нему и спросил его — лучше сказать, сказал ему — он спросил — как же вот, если царские дети? Дети свободны и не платят царских налогов. Но он сказал — тем не менее, чтобы не претыкались, пойди, поймай рыбы, найдёшь внутри рыбы за меня и за тебя. Это может быть также отнесено к мирским властям. Если мы — царские дети, тогда в каком-то смысле мы свободны. Но Отец наш не так предназначил нам жить. Ради Евангелия Он желает, чтобы мы были добрыми гражданами. Как ни смешно, но христиане часто обвинялись в том, что они — возмутители спокойствия, мятежники против граждан и т.д. Обычно так бывает, что христиане самые послушные граждане, не мятежники. Платят свои налоги, когда другие не платят. И это заповедано в Писании — давать другим властям должное. Итак, нам, христианам, никогда не приходится мучительно размышлять, справедливо ли повиноваться мирским властям. Ответ положительный. А бывает ли иначе? Да. Это тоже показано в книге пророка Даниила. Даниил с товарищами были образцовыми гражданами Вавилона. Даниил даже служил чиновником в Вавилоне, и у его товарищей тоже были высокие места в правительстве. Но когда царь сказал — поклонитесь поставленному истукану, они сказали, наверное, очень по-доброму… Нет. Позднее, когда Даниил служил у персидского царя, был издан закон в программе Даниила, чтобы никому в течение 30 дней не молиться другим богам, кроме царя. Конечно, Даниил нарушил этот закон — и продолжал каждый день молиться, как обычно. За это его и кинули в яму со львами. Здесь мы видим пример выдающихся граждан, которые ослушались только когда им было велено поступить противно заповеди Божией. И с тех пор ничего не изменилось. Писание так же повелевает нам даже в Новом Завете. Смешно, и иронично, что римское правительство стало главным гонителем христиан, но несмотря на это Пётр, которого, в конце концов, казнил Рим, говорил — почитай царя. Вот такой долг граждан перед своим правительством.
У нас осталось третье сословие — домашние. Здесь, конечно, всё не так просто, потому что каждый день с правительством не приходится жить, а с мужем, с женой, с матерью или отцом, с детьми — всегда. Что Писание говорит об этом, оказывает большое практическое действие.