По милости Своей Бог наш подарил ужасную погоду… Особенно хорошо в воскресенье утром — так что меньше людей видят препятствие для получения даров Божиих.
В прошлый раз мы говорили о молитвах перед обедом и после. Мы обсудили немного прецедент в Библии молитв перед едой и после. В каждом случае, когда была еда, Господь наш молился; перед тем, как еда раздавалась и поедалась. У нас есть один-два примера, как апостолы делали то же самое. И трапезная молитва очень тесно связана с богословием творения и с вопросом чистой и нечистой пищи в законе. Согласно описанию творения в книге Бытие, всё творение Божие благо: все твари Божии благи. Это предшествует закону Моисееву — закону, данному в точности Израилю, где различалось между чистыми и нечистыми видами пищи. И определённая пища запрещалась для израильтян. Когда Евангелие распространилось в ранней церкви и язычники вошли в церковь, возник крупный спор по поводу чистых и нечистых видов пищи, и также об обрезании. Об этом можно прочитать в 15-й главе книги Деяний. И был церковный собор. И апостольское решение, основанное на Писании, было таковым, что язычники не были обязаны соблюдать закон Моисеев. Но были учителя в этой церкви — лжеучителя, как и сегодня, по-прежнему хотевшие различать чистую и нечистую пищу, говорившие — чтобы быть христианином, нужно воздерживаться от этой пищи, и есть ту пищу. Другие говорили — что можно быть христианином, но чтобы быть очень духовным христианином, надо избегать некоторых видов пищи. Апостол Павел предупреждает против таких учителей в 1Тим 4. Но он говорит — мы знаем, что всякая тварь Божия блага, и от неё не должно отказываться, если принимается с благодарением — ибо освящается Словом Божиим и молитвой. Итак, Слово Божие провозглашает всё чистым. Евангелие от Марка подчёркивает это в 7-й главе, где Христос говорит — не то, что входит в человека оскверняет его, но то, что выходит. И Марк отмечает, что, говоря это, Он объявляет всю пищу чистой. Итак, есть слово творения — слово Господне, и слово апостольское, что пища сама по себе не нечиста, не чиста — но главное — как мы принимаем эту пищу. С одной стороны, нигде в Писании нет повеления, что обязательно молиться перед едой. Но всё же это важная часть нашей библейской веры. Как я говорил в прошлый раз — если вы забудете помолиться перед едой — это не смертный грех, вы вряд ли перед страшной опасностью умереть. Но, с другой стороны, это часть нашего благочестия, которую нужно поощрять и развивать. Среди прочего, когда мы молимся во время трапезы, мы сами вспоминаем, откуда наша пища. В 8-й главе книги Второзакония Моисей предупреждает Израильтян — когда придёте в эту землю, текущую молоком и мёдом, и все эти блага будут у вас, не начинайте говорить «своею силою я приобрёл всё это». Не забывайте, что Господь дал вам эту способность трудиться и приобретать всё это. Мы склонны думать о нашей пище очень естественно и по-земному, а именно: она у всех есть. В каких-то случаях её ни у кого нет. И для большинства из нас большую часть времени пища кажется обычным делом. Иногда мы не знаем, откуда будет наша следующая трапеза. Тогда мы начинаем взывать к Господу. Но когда у нас изобилие, и всего в достатке, вместо того, чтобы дивиться благости и щедрости Господа нашего, мы начинаем думать, что так всё и должно быть — в конце концов, Бог даёт хлеб насущный даже злым. Не кажется, что мы процветаем потому, что мы христиане. Иногда у нас меньше, чем у других. Но когда мы развиваем привычку молиться, то мы помним, Кто даёт, и Кому должно воздавать за это. Трапезные молитвы в Катехизисе — молитва до еды и молитва после еды — разделены на три части. Стих из псалма; Отче наш и ещё краткая молитва. Чему посвящена молитва перед едой? Это молитва благословения. Мы просим Бога благословить нас и эту пищу, которую Он дал нам. А молитва после еды? Это молитва благодарения. Конечно, теоретически можно сочетать одно с другим в одной молитве — благодарить Бога перед едой. Похоже, так делали во время Христа — Он и благословлял, и благодарил. Это характерно для иудейских молитв перед трапезой в то время. Но в церкви развилась традиция молиться до и после еды. Лютер сохранил традиционные церковные молитвы. Я точно советую вам читать их, и если вам кажется, что это слишком — слишком долгие молитвы до и после еды — подумайте тогда о щедрости Господа нашего, о том, что Он дал нам. Каждая молитва занимает не больше минуты, и даже не очень больно их читать.
Я хочу задать вам практический, современный вопрос: в Россию входит всё больше и больше мыслей с Запада. Вы, наверное, слышите про здоровую пищу и нездоровую пищу. В Америке, конечно, жирное — это плохо. И, конечно, есть медицинские свидетельства. Но, с другой стороны, в один год они говорят — это дурно для вас, в другой год говорят, что наоборот — хорошо для вас, и если вы слишком ограничите это, то это будет вредно. Раньше говорили — холестерол вообще дурно, а теперь говорят — холестерол бывает разный — хороший и прекрасный. И говорят — если исключить весь дурной холестерол, то это плохо для вас. Как нам, христианам, относиться ко всем таким сведениям, доходящим до нас? Как нам вести себя? Я бы сказал — с одной стороны, руководствоваться здравым смыслом — как каждому дано. И стараться есть как можно более здоровую пищу. Но, с другой стороны, нам так многое неизвестно о поедаемой нами пищи… Какими химикатами была она обработана, на какой почве возросла… И каково действительное качество продукта, покупаемого в магазине. Так много лежит вне наших сил… Но важно, как говорит Лютер в 4-м прошении Отче наш, принимать хлеб насущный с благодарением — признавать, кто дал его — хлеб насущный — и просить Бога благословить дары. И когда мы выбрали как можно более здоровую пищу и приготовили её наилучшим образом, принимать её из рук небесного Отца с благодарением. Что ещё остаётся делать? Я знаю людей, которые слышат что-то по радио: «новое исследование показало, что вот это и это дурно для вас» — и они идут в кладовку и всё выкидывают… А на другой год узнают, что свидетельство было небрежное, и новое исследование показывает противоположное — и невозможно за этим угнаться. Я думаю, к сожалению вы будете видеть всё больше и больше такого. Я заметил за несколько последних лет разницу в телерекламе — до этого продукт рекламировали словами «как это вкусно» — а теперь чаще говорят: «это хорошо для здоровья» — и всё больше это будет заметно.
Как же жить в этом бурном море меняющихся мнений? — принимая наш насущный хлеб с благодарением. Молитва до и после еды — хорошее подспорье.
(О молитве перед трапезой, в принципе, всё понятно. Но как быть с молитвой после трапезы? Как научить домочадцев оставаться за столом и молиться вместе?) Конечно, не стоит фарисействовать. Но если кто остался чудом у стола — наверное, не плохо помолиться. А в семейных условиях родители могут сказать — ну-ка, ни с места! Если все вместе собрались, мы молимся вместе до еды, едим — и молимся вместе после еды. Мы в нашей семье делали это — и было не всегда легко. Потому что все куда-то спешат — через пять минут я должна быть в школе! Забыла тебе сказать — я должна ехать в другое место, и раньше уйти! Но всеми силами мы старались удержать людей у стола. Конечно, другой вариант — если вы остались в одиночестве — можете сами прочитать эту молитву.
Давайте, прочитаем этот отрывок — чтобы вы, по крайней мере, ознакомились с содержимым. (читаем молитвы до и после еды). Каждая молитва — чуть более минуты.
Есть ещё важная часть Катехизиса, которую часто обходят вниманием — домашняя скрижаль. Это важно, потому что это — краткое изложение лютеранского благочестия. Я думаю, часто ею пренебрегают. Это всего-навсего собрание библейских отрывков, но как они расположены? Первый набор стихов относится к кому? К церковным начальникам, пастырям и проповедникам. А второй? К христианам — по отношению к учителям и душепопечителям — т.е. к тем, кто описаны в первой части. Т.е. к священникам и их слушателям. Далее — о властях и подчинённых. Это относится к политической области. Далее — посмотрите оставшееся — к мужьям, жёнам, родителям, детям, молодёжи, работникам и хозяевам. Наконец, ко всем вместе. И ещё до этого — ко вдовам. Я велел вам рассматривать три раздела, потому что согласно Лютеру, существовало три сословия — церковь, политическое сословие и домашние. И всё в жизни относится к одному или другому состоянию. Например, ваша работа — это продолжение домашнего. Или школа — тоже продолжение домашнего — потому что, на самом деле, родители должны учить детей. Но поскольку не все родители разбираются в алгебре или истории, или в русском языке и других, они доверяют образование своих детей другим, способным на это. Конечно, некоторые работают в государственных службах, но отношение между работниками и хозяевами в сущности — это продолжение домашнего.
Чего же здесь не хватает? Ничего не говорится про духовное, монастырское сословие. Каково идеальное благочестие? Многие века и на Западе, и на Востоке идеальная христианская жизнь — это монашеская жизнь. В лучшие времена церковь говорила, что монашество — не единственная возможность для христианина — если бы так, то церковь скоро бы прекратилась. В Иудаизме, например, были монашеские общины. И когда не удавалось приобрести последователей из внешних, они сходили на нет. Грубо говоря, в 3-м и 4-м веках монашество стало процветать на западе и на востоке. Первоначально оно развивалось для здравых надобностей. Оно позволяло оставить в стороне насущные трудности жизни; посвятить себя молитве, размышлению, изучению Слова Божия. Монастыри оказывали великую службу, переписывая разные сочинения. В лучшем случае, монашество всегда старалось служить другим. Но слишком часто, в худшем случае, к монашеству относились как к идеальной христианской жизни — действительно духовной, и, вдобавок ко всему, это был способ спасения. В средневековой церкви на Западе преподавалось, что монастырский обет приравнивался к крещению. Когда возник Лютер, по добродетели Евангелия он отверг этот взгляд. Так, книга Согласия рассматривает монашество довольно сложно. С одной стороны, допускает, что оно произошло по здравым причинам. Но также говорит, что превратилось монашество в такое, что лучше его упразднить. Какова же идеальная лютеранская духовность? Кое-где в мире есть лютеранские монастыри. Но для нас монашество не считается идеальной духовностью. Идеальная духовность — это быть христианином в своём призвании, т.е. быть христианином в тех обстоятельствах, в которые Бог поместил вас. т.е. в церкви, по отношению к политической области, и в домашнем состоянии. Как отец и мать, как муж или жена, как хозяин или слуга, или, говоря по-нашему, как начальник или работник, или как дитя. У детей чётко определённые обязанности, согласно Слову Божьему. И можно сказать, у всех у нас есть эти обязанности. Это лютеранское благочестие — нельзя сказать, что оно только лютеранское. Оно вообще библейское. Отрывки, которые собрал Лютер, могут показать, каковы наши обязательства в разных обстоятельствах. Не какие-то редкие отрывки, взятые из контекста Писания. Это обычно, как говорится в Писании о христианской жизни. Если читать Писание тщательно, можно увидеть, что этот монашеский идеал в жизни не присущ Писанию. Многое исходит из разных восточных религий, а иногда, в некоторых случаях, этот идеал успешно смешался с истинным христианским благочестием. Представление, что можно избежать мира, стать более духовным отдалением от мирского — это само по себе не христианское представление. Многие, избравшие монашескую жизнь в надежде стать более святым, более набожным, увидели к своему смущению, что хотя они и могут удалить себя из мира, они не могут успешно удалить мир из себя. И многие монашествующие в течение истории обнаруживали, что так оно и есть. Лютер сам это знал. Он не первый и не последний пережил такое открытие. Итак, из Писания Лютер обнаружил, что благочестие, угодное Богу, исполняет заповеди. А к чему относятся заповеди? «Да не будет у тебя других богов», «не злоупотребляй именем Господа Бога Твоего», «помни день субботний» — первая скрижаль закона относится к нашей жизни в церкви и христианской жизни в мире. Почитай отца и мать — в монастыре этого никак не сделать. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради — это то, от чего мы отказываемся в повседневных отношениях. Не лжесвидетельствуй, не желай ничего, что у ближнего твоего — за заповедями стоит посылка, что мы живём в миру.
Лютер собрал отрывки Библии из Нового Завета; главным образом из апостольских посланий, чтобы показать, каково апостольское учение о христианской жизни. Он говорит сперва пасторам, потом — слушателям. Читаем первые два отрывка:
Короче, это обязанности священнослужителей. Лютер называет три разные ступени служения — епископов, пастырей и проповедников. Я не такой знаток времени реформации, и не могу в точности сказать, чем отличались пастыри от проповедников. Проповедников и мы назовём пастырями, но одному пастырю вверялось блюсти весь приход, и там, возможно, были другие, как мы бы сказали, пастыри, которые проповедовали, но не несли полной ответственности блюсти стадо. Также, как епископы надзирали над целым округом. Но в Писании те же требования и те же обязанности относятся ко всем к ним. Нам всем интересно, что следует делать пастырям, но нам также нужно знать, что нам делать по отношению к ним.