Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 26.05.02

О власти ключей. Катехизис говорит:

Что такое власть ключей?

Власть ключей есть особая духовная власть, которую Христос дал Своей Церкви на земле: прощать грехи кающимся, а нераскаявшихся привязывать к их грехам, пока они не покаются.

Где это сказано?

Иоанн пишет в 20-й главе своего Евангелия: Господь Иисус дунул на учеников своих и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся

Что это за особая духовная власть — прощать грехи? Откуда она берётся? Ин 20 — сказано, что Иисус дунул на учеников и сказал — примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите — на том останутся.

Здесь сказано, кому ВЫ простите, тому простятся. Кому Христос сказал это? Всем ли христианам? Нет, но только апостолам.

Также Мф 17-18 — когда Христос исцелил человека, простив ему грехи, фарисеи очень удивились тому, что Бог дал такую власть на земле человекам — прощать грехи. В наше время тоже бывают такие фарисеи, Которые говорят: «кто может прощать грехи кроме самого Бога»? И Ин 20 отвечает на этот вопрос — Христос дал эту власть Своей Церкви на Земле.

Потому что Христос говорит «Я даю вам эту власть». Он говорит это не от Себя, но пользуется властью, данной ему служителем. Всем следует понимать, что у служащего столько власти, сколько хозяин дал ему. Помните Иосифа в царстве Фараона?... У него была, в сущности, вся власть с церкви, потому что царь дал ему эту власть. Вот таким образом действует власть ключей. Как вы видите, есть два ключа. В церковном искусстве эти ключи изображаются скрещёнными. Кстати, почему мы говорим про ключи? Ведь в этом же тексте ничего не сказано о ключах? Есть ключ, который открывает; есть и другой ключ, который запирает небесные врата, который запирает грехи. Так что понятно, что Ин 20 говорит о том же, что и 16-я и 18-я главы Евангелия от Матфея. Иногда можно услышать от пятидесятников о связывающем ключе и об оставляющем ключе. Но для них это никак не связано с прощением грехов. Для них речь идёт о связывании власти сатаны в моей жизни — связывании болезней, связывании неудач. Для них христианин должен иметь много веры. Отпускающий ключ — распускает всё на небесах — т.е. богатство, дорогие машины, дорогие дома, и, вообще, счастье. Но контекст здесь просто неверен, потому что в контексте идёт речь о небесных благах, а не о земных. Это просто либо прощение грехов, либо связывание их.

Как же это действует?

Посмотрим на следующий вопрос:

Во что ты веришь при этих словах?

Верую, что, когда призванные служители Христовы исполняют, согласно божественному Его повелению, свои обязанности, особенно когда они отлучают от христианской Церкви явных и нераскаянных грешников и отпускают грехи кающимся и желающим исправить свою жизнь, то это и на небе так же действительно и имеет силу, как если бы оно совершалось самим Господом нашим Иисусом Христом.

Здесь говорится многое об обязанности священнослужения. Всё очень просто. У призванных служителей Христа есть власть прощать грехи. Кому? Кающимся в грехах. Но разве служитель может видеть, что на сердце у человека? Он принимает исповедь грехов, объявление, что человек кается, если только его жизнь не противоречит этому заявлению, или какие-то другие его слова не противоречат этому заявлению. Например, если человек говорит «мне жаль, что я убил этого человека, но если меня отпустят, я убью ещё того и того» — то это не слова раскаявшегося грешника. Но обычно служитель прощает грехи на основании слов покаянной исповеди. Когда следует связывать грехи?

Когда человек явно грешит и не хочет раскаиваться в своём грехе. В Мф 18 Господь даёт ясные указания, как поступать с согрешающими против нас. И сказанное относится не только к священникам, но и ко всей церкви. Если брат твой согрешает, нужно пойти к этому брату и поговорить с ним наедине. Если послушает вас — приобрели вы себе брата. И в этом действенное распоряжение ключами связано с препятствиями. Потому что если человек грешит, или кажется, что он грешит, никто не идёт к человеку, а идут к его товарищам: «знаешь, что он сделал?»... И всей церкви это становится известным. Вскоре этот человек начинает слышать о себе сплетни, хотя он, на самом деле, ничего такого не делал. Это ужасно. Это связано с нарушением 8-й заповеди. 8-я заповедь связана с процессом нарушения церковной дисциплины. Если вам кто-нибудь что-нибудь скажет о человеке, пошлите его поговорить с этим человеком. Так что если вы услышите сплетню, и больше никто не поступает так, как следует, то нужно пойти к этому человеку и сказать — так ли? И если окажется, что это неправда, то можно смело всем говорить: «перестаньте так говорить об этом человеке, потому что это неправда». Это одна из самых больших опасностей в церкви. Церковь никогда так не страдала от гонений, как от языков без костей. Так что первым делом нужно пойти к брату. Если послушает, то приобрели вы себе брата. Если, в самом деле, согрешил и покается, то дальше идти не следует. Но если не послушает, тогда вам нужно взять с собою одного - двух других, потому что согласно закону Моисееву, уста двух свидетелей устанавливают всякое слово. В таком случае хорошо взять с собою одного из священников или диаконов — лучше даже не одного, а нескольких. Если это произведёт покаяние, тогда дело на этом закончится. Но если этот человек не послушает и священников, тогда, в конце концов, это из личного дела делается делом церковным. Господь говорит — если не послушает церкви, да будет как язычник и мытарь. Другими словами, следует его отлучить. Следует считать его не в церковном общении. Апостол Павел говорит об этом и заявляет, что такого человека следует предать сатане для измождения плоти.

Почему? Потому ли, что мы ненавидим этого человека, раз он такой отъявленный грешник? Павел говорит — для того, чтобы дух его спасся в день Господень. Если следует отлучить нераскаявшегося грешника, это не значит, что нет надежды. Его отлучают как раз с надеждой на то, что в этот раз он покается. Когда человек отлучён от общения церкви, от отлучён от благ и защиты церкви, и с ним начинают происходить иные случаи. И это предназначено для того, чтобы привести его к покаянию. Но есть ещё вторая причина, почему нераскаявшихся грешников нужно отлучать от церкви. Об этом также говорит Апостол Павел. Он говорит — немного закваски заставляет вскиснуть всю квашню. Т.е. этот нераскаявшийся грешник заразит остальных в церкви. Остальные начнут поступать так же, как он, или даже хуже. Так что важен и ключ, который связывает. Хотя мы надеемся, что им никогда не придётся воспользоваться, но бывают случаи, когда так и нужно поступить. Опять же, именно призванные служители Христа имеют власть пользоваться этим ключом.

А что, если отлучённый покается? Навсегда ли он отлучён от церкви? Конечно, нет. Его опять принимают в церковь. Часть истории ранней церкви — это спор о возможности восстановить в церкви отпадших. В конце концов, было сказано «да». Но часто были жёсткие наказания, которые длились многие годы. Таких людей не всегда тотчас же допускали к причастию, и им давали совершать довольно суровые дела покаяния. Но есть и случай, который мы видим в Новом Завете — в 1-м и во 2-м послании к Коринфянам, — там покаявшегося грешника тотчас же приняли в общение церкви. И так, наверное, лучше всего в большинстве случаев. Хотя иногда мудрость в том, чтобы не торопиться. Но нам нужно делать это так, чтобы человеку казалось необходимым заслужить право исповедовать. Но и тут не следует слишком затягивать. Ведь, как говорит Катехизис, власть ключей дана, в особенности, для прощения грехов. Связывающий ключ употребляется, когда всё остальное уже не действует.

Обычное употребление ключей — чтобы отпирать небо для кающихся грешников. В каком-то смысле проповедь Евангелия и преподавание таинств — это употребление ключей. Но особое употребление — произносить слова отпущения грехов после исповеди. Это весьма важно, потому что когда вы слышите, как посвящённый служитель говорит «прощаю вам все ваши грехи», на самом деле, чьё это слово? Христа. Это голос Христа к вам. Сказано в Катехизисе: «как если бы Сам Христос совершал это». Так что это — голос Христов к вам. Более того, это предвкушение последнего дня. Более того, когда вы слышите эти слова — прощаю вам все ваши грехи — это предвкушение того, что вы услышите в последний день. Слова «прощаю тебе все твои грехи» соответствуют словам в последний день «придите благословенные Отца Моего, войдите в царство, уготованное вам прежде создания мира». Мы будем больше ценить прощение грехов, если мы поймём, что это прощение неразрывно связано с судным днём. По моему опыту многие люди, на самом деле, думают, что сейчас они прощены, но в судный день произойдёт что-то иное, что будет какое-то последнее испытание. И, в некотором смысле, так и будет — наши дела будут судимы. Но если наши грехи прощены, наши злые дела не будут даже вспомянуты в судный день, и мы примем почести, хвалу и награду за всё то, что совершил в нас Христос. Так что если вы слышите эти слова в частной исповеди или на литургии — «я прощаю вам все ваши грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа», то это как когда вы стоите перед самим Христом — когда предстанете пред Ним в последний день.

Каково основание этого прощения? Слова Христа. Неужели Бог сегодня в добром расположении духа? Мы всегда связываем наше прощение со Христом. Все богатства прощения — в Нём. Он добыл все эти страдания для нас Своим страданием и смертью на кресте, а Своим воскресением Он запечатал их и удостоверил эти богатства для нас. Так что уверенность в прощении заключена в законченном деле Христа. Так что когда Христос говорит «прощаю вам все ваши грехи» — это не только слова.

Об исповеди

Что такое исповедь?

В исповеди два момента. Первый, что мы признаёмся в своих грехах. Второй, что принимаем от исповедника отпущение — или прощение — грехов, как от самого Бога, не сомневаясь, но веруя твёрдо, что грехи этим отпущением прощены перед Богом на небесах.

Дальше Катехизис спрашивает про исповедь — что такое исповедь? Лютер говорит о прощении на земле и на небесах — что свяжете на земле, будет связано на небесах, что отпустите на земле, будет отпущено на небесах. Кстати, в популярной мифологии, когда люди умирают, они предстают перед вратами на небо, перед ними сидит Пётр с ключами. Но Христос не давал Петру ключи от небес на небесах; Он дал Петру ключи небес на земле. Пётр употребляет эти ключи во время земного служения, и как другие апостолы, а теперь и их преемники. Так что эти ключи употребляются на земле. Я упоминаю об этом, потому что, мне кажется, есть опасность в этой мифологии. Кажется, что каким-то образом придётся убеждать Петра впустить нас на небо, что есть такая последняя преграда. Но Христос сказал, как написано в Катехизисе, что когда этот ключ поворачивается на земле, он открывает на небесах — как пульт управления, если вам угодно. Так что прощение грехов здесь — это жизнь и спасение там.

Сказано, что есть две стороны. Первая — что мы признаёмся в своих грехах. В чём смысл исповеди? Некоторые люди думают, что в том, чтобы доказать, как мы раскаиваемся. Чем дольше мы исповедуемся, чем сильнее мы плачем и извиваемся в прахе, тем убедительнее мы скажем Богу, что мы достойны прощения. Рассказывают про одного судью, который собирался осудить преступника, а мать преступника сказала: Господин Судья, помилуйте моего Сына. Он сказал — он не заслуживает моей милости. Мать сказала — если бы он заслуживал — тогда уже не милости. Если мы заслуживаем прощения, то это уже не прощение. Так что исповедь служит только тому, что мы исповедуемся в грехах для прощения. Действительно, хорошо сожалеть о грехах. Неплохо плакать над грехами; неплохо бояться Божьего гнева и наказания. Но сила нашей исповеди не основывается на чувствах. В какие-то дни мы чувствуем большее раскаяние чем в другие. Но если мы знаем по Божьему закону, что мы согрешили против Бога, и если мы знаем, что эти грехи, конечно, навлекают на нас гнев и наказание Божие, тогда мы исповедуем эти грехи, чтобы получить прощение — потому что цель исповеди — чтобы грехи были прощены. Чтобы мы приняли это прощение, как от Самого Бога, не сомневаясь, но твёрдо веря, что эти грехи прощены перед Богом на небесах. Вот такую власть Христос дал Своей церкви на земле.

А что, если мы исповедуем наши грехи, но не верим в произносимое нам прощение? И хотя Христово прощение не перестаёт быть прощением, если мы не принимаем его в вере, оно не будет нам полезным. Утром на литургии, все читают хором исповедь грехов. И все слышат одни и те же слова — «прощаю вам все ваши грехи». Но, возможно, не все верят в то, что слышат. Кто не верит в эти слова, не могут эти слова изменить, чтобы они не давали прощения. Но это прощение не приносит пользы неверующим. Некоторые думают: «я исповедую мои грехи, и Бог обязан меня простить. Опять Бог меня подвёл! Дальше пойду, буду 6 дней жить весело и грешить, а в следующее воскресенье опять исповедую грехи... Бог обязан меня простить!» Но это не так! Потому что человек, который не кается, не может веровать в прощение, произносимое ему. Т.е. он может произносить всё то же самое, но если он не кается в своих грехах, то, что он сказал — он также не поверит и в прощение грехов, потому что такая вера — это дар от Бога. Как говорит Книга Согласия в другом месте, если грех обладает человеком так, что он делает, что ему угодно, то от этого человека уже отошли вера и Святой Дух. Так что мы не можем обмануть Бога, механически произнося слова исповеди. У нас просто не будет истинной веры в отпущение, произносимое нам — если нет истинного покаяния. Но главное здесь — не глубина или чувство покаяния, но чтобы мы верили в просторе веры в слова прощения.

В каких грехах мы должны исповедоваться?

Богу нам следует признавать себя повинными во всех грехах, и в тех, которых мы не осознаём, так же, как это делаем в молитве Господней. Но исповеднику нам необходимо исповедоваться лишь в тех грехах, которые мы осознаём и чувствуем в сердце своём.

Так что перед Богом мы исповедуемся вообще во всех грехах, и в общей исповеди, которую мы читаем утром в воскресенье, мы также исповедуем вообще все грехи. Мы исповедуем, что мы грешники, и что мы согрешили мыслью, словом и делом. В некоторых исповедях мы добавляем, что мы делаем, чего мы не делаем. Иногда мы говорим также «мы не возлюбили Тебя всем своим сердцем, и не возлюбили своего ближнего как самого себя», и это охватывает всё то, что мы есть по природе, т.е. что мы являемся наследниками греха наших прародителей. И это охватывает все действительные грехи, что мы совершили. В молитве «Отче наш» мы также охватываем все грехи — когда мы говорим «прости нам долги наши». Это общая исповедь всех грехов. Но когда мы исповедуемся призванным служителям Христа, тогда мы исповедуем те грехи, о которых мы знаем в нашей жизни. В особенности в том, что беспокоит нас и отягощает нашу совесть.

Что это за грехи?

Разберись в этом согласно десяти заповедям: отец ли ты, мать, сын, дочь, хозяин, хозяйка или слуга. Не был ли ты лживым, неверным, ленивым, не оскорбил ли намеренно другого словом или действием, не крал ли, не упустил ли чего-либо, не был ли небрежным или не причинил ли вреда кому-нибудь?

Каков же образец нашей исповеди? Как нам измерить свой грех? Согласно десяти заповедям. И это — одна из причин, что мы не зовём всех так называемых христиан причащаться с нами, — потому что многие не могут даже назвать десять заповедей, и уж точно не знают, что это значит. Так что мы измеряем наши грехи согласно десяти заповедям; мы каемся по десяти заповедям, но это не просто формальное правило для нашей жизни. Эти заповеди, осуждающий перст Божий — они говорят нам, что мы согрешили, и что на нас — гнев Божий. Так что эти заповеди так же обличают нас в грехе. Катехизис говорит: «рассуди своё положение по десяти заповедям». И упоминает разные призвания в жизни, потому что мы грешим по-своему как родители, по-своему как дети, по-своему как хозяева, и по-своему как слуги. И в нашем призвании, в нашем образе жизни совершаются грехи, которые особенно беспокоят нас. Далее Катехизис приводит определённые примеры грехов против десяти заповедей. Это были очень практические примеры, по крайней мере, во дни Лютера, однако и в наше дни они тоже вполне применимы. У людей всё те же грехи. Конечно, нам не следует пользоваться этим исчерпывающе и говорить: «ах, я ничего такого не сделал, значит, можно не исповедоваться». Этот список — просто образец. Но вот таким определённым образом нам следует исповедоваться перед призванными служителями Христа.

Осталось всего пара минут. Давайте, прочитаем вечернюю молитву, и мы будем читать эти молитвы для своей молитвенной жизни, потому что они одновременно литургические и наставительные. Вот, как следует использовать Катехизис, и как не терять связи с литургической жизнью.

 Большое спасибо за вашу верность и внимательность.

Используются технологии uCoz