Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 28.04.02

Рад вас видеть снова. Мы изучаем третью главу. В прошлый раз мы говорили о пятой главе и о прощении. Конечно, главное то, что Бог прощает нам наши грехи, и он простил нас во Христе. Но Он также требует, чтобы мы прощали согрешающих против нас. Если мы отказываемся это делать, тогда мы отказываемся и от Его прощения. Это не значит, конечно, что Его прощение условно. Христос умер, безусловно, за все грехи, но если мы отказываемся прощать других, мы показываем, что мы, на самом деле, не верим, что наши грехи прощены. Мы открываем своё неверие. Как я сказал в прошлый раз, не всегда легко прощать других, иногда очень даже трудно, но это всегда возможно. Возможно, вы посчитаете «ах, вы не знаете всех подробностей!». Так и есть. Но Бог знает. И он говорит человеку при любых обстоятельствах. Для нас, христиан, это не невозможно. У нас есть прощение Божие, Святой Дух и новая воля, способная прощать ближних. Помните, что прощение — это не чувство. Можно простить кого-то, будучи ещё пока недовольным, и может понадобиться много времени, чтобы последовали чувства. Диавол может напоминать вам, что этот человек сотворил против вас, и нашёптывать вам в ухо, и это сердит вас — и греховная плоть говорит «да!». Тем не менее, действуйте по Слову Божию, а не по вашим чувствам. И я думаю, вы обнаружите, что прощать всегда возможно. В моём пасторском опыте я встречался с двумя людьми, у которых были трудности с прощением. Один человек говорит — я знаю, я должен прощать, и я хочу простить, но никак не могу, и это меня беспокоит. Такой человек опирается только на свои чувства как показатель, простил он или не простил. Но когда человек видит, что прощение связано с его действиями и с его волей больше, чем с его чувствами, тогда обычно он избавляется от этого мучения. Но есть другой человек — как раб притче Иисуса, говорит «я не прощу! Я никогда не прощу этого человека! Буду помнить это, пока жив, и никогда не забуду». Теперь, действительно, трудно простить. Трудность в том, что этот человек не желает. Первый человек, который хочет но не чувствует — слышит от меня Евангелие. А второму человеку, который не желает прощать, я повторяю слова Христа «тогда Отец твой небесный не простит тебя».

И всё это очень важно в контексте Евхаристии. Что следует нам говорить человеку, утверждающему «я не прощу», но желающему принять плоть и кровь Христа для прощения грехов? Не приходить к причастию, потому что он не верует в прощение. И есть ясное слово об этом — если не будете прощать, тогда даже если будете принимать тело и кровь у алтаря, не примете их для прощения ваших грехов. Тело и Кровь Христа никогда не бывают неверны. Если не принимаешь прощение, когда принимаешь тело и кровь Христа, тогда принимаешь их во осуждение. Пока человек не захочет простить, ему следует воздерживаться от алтаря. Христос говорит слово об этом тоже. Мф 5:24 — он говорит, если приносишь дар свой к жертвеннику, и вспоминаешь там, что у брата есть зло на тебя, оставь твой дар, и примирись со своим братом, и затем приходи, приноси свой дар. Иисус говорит в системе жертвоприношений Ветхого Завета.

Почему люди приносили жертвы? Были разные причины, и разные виды жертв. Но с каждой жертвой было связано обетование прощения. Там Господь не столько обеспокоен нежеланием простить с вашей стороны, сколько обеспокоен нежеланием вашего брата. Даже если вы знаете, что брат ваш сердится на вас, или если вы осознаёте, что согрешили против него и расстроили его, тогда прежде, чем вы пойдёте к Алтарю, нужно примириться, если это возможно. Но если после нескольких попыток брат ваш отказывается простить вас, он не может удерживать вас от алтаря всю оставшуюся жизнь… Тем не менее, должно быть личное примирение прежне, чем оба этих человека идут к алтарю. Во время евхаристической литургии есть время, когда священник говорит «мир Господа Иисуса Христа да будет с вами» — мы говорим «и со духом твоим». И тогда он говорит «приветствуйте друг друга с миром и любовью» — стоит ли в это время говорить «привет! Где ты пропадал всё это время? Как поживаешь?» — или же что-то более важное? Это время дано для того, чтобы все убедились, что приходя к алтарю они имеют мир друг с другом. Так что если вы осознаёте, что есть какое-то недоразумение между вами и другим человеком, этого человека вы должны выискать в это время, если у вас не было возможности поговорить с ним до того. Затем, когда вы желаете друг другу мира — говорите «я прощаю тебя, ты прощаешь меня». Конечно, это должны быть не просто слова. Но вот поэтому у нас есть эта часть литургической службы. Это не время для того, чтобы укреплять дружеские связи, но это время привести всё в порядок прежде, чем мы приступаем к алтарю. Затем, когда мы приходим к алтарю, мы принимаем силу поддерживать этот мир и единство между собою. В ранней церкви в новозаветное время было целование мира. В более позднее время, вместо того, чтобы обмениваться целованием, в некоторых местах передавали распятие, и каждый человек целовал распятие. Мне это весьма нравится, поскольку показывает, что наш мир — во Христе. И это также удерживает людей от всяких заблуждений насчёт рукопожатий — что мы не просто обмениваемся дружеским участием, но что в это время происходит нечто важное. В это время следует задать себе вопрос: не остался ли я во вражде с кем-нибудь? Могу ли я повторить вслед за апостолом Павлом — насколько это в моих силах, я в мире со всеми человеками. А что, если вы вспомните, что на кого-то гневались в течение этой недели, и до сих пор не простили? Сколько вам требуется времени, чтобы простить его? Как только вы говорите «я желаю простить этого человека» — вы уже простили его. Иногда диавол и наша плоть, как я сказал, мучают нас в таких обстоятельствах, и убеждают нас, что мы не простили этого человека. Но мы действуем по заповеди Божией — прощать. Мне часто интересно, какие чувства испытывает Бог по отношению к нам… Не жалеет ли он иногда, что послал Сына Своего к нам… В конце концов, столь немногие благодарны за дар Его Сына, подавляющее большинство отвергают этот дар. И даже христиане живут так, как если бы Христос никогда не приходил. Интересно, не хочется ли иногда Богу забрать Свой дар обратно?… Конечно, мы говорим по-человечески, но Писание ясно утверждает, что у Бога есть чувства. Например, Он сожалел, что соделал человека, и решил разрушить мир в потопе. А затем Он обещал, что более не сделает этого. Думаете, Божии чувства изменились? Или мир изменился? Нет. Но Бог действует по Своему обетованию, а поскольку это так, то ничего не меняется. В меньшей степени мы можем делать так, как христиане. Когда мы делаем это — когда мы считаем, что мы тот раб, который задолжал царю огромную сумму денег, и по состраданию своему царь простил этот долг; когда мы рассматриваем, что поступок нашего товарища такой незначительный по сравнению с этим; в конце концов, когда мы всё правильно понимаем, мы начинаем чувствовать, как положено. Не удивляйтесь, если какая-нибудь обида придёт к вам на ум, когда вы идёте к алтарю. Скажите просто: «диавол, мне не нужна эта мысль, забери её обратно. Я простил этого человека». И тогда действуйте по этому прощению. Некоторые говорят «да, я прощаю, но никогда не забуду!». Возможно, вы не сможете совершенно забыть, но ваше отношение к этому воспоминанию может измениться коренным образом.

В царствии Божием — полное прощение, а в царстве мирском, где есть закон, человек должен заплатить за свои поступки. Он может жить вечно, потому что покаялся и уверовал во Христа. Но ему, может, придётся расстаться с временной жизнью. Это два разных дела. Так что мы не прощаем в этом смысле. Но Христос говорит всем, говоря о рабе, не желающем прощать, который был брошен в темницу — так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простите брата Своего от сердца. Нам также следует понимать, что в Библии сердце не означает чувства. В Библии сердце человека — это вся его внутренность — его ум, его разум, его воля. И сюда могут входить чувства, а могут также и не входить. Сегодня мы отличаем голову от сердца. Но Библия не обращается с такими категориями. Сердце — это вся наша внутренность. Когда Библия говорит о чувствах, там говорится про печень, про почки, про кишки — «благоутробное расположение», но не говорится про сердце. Если мы поймём это, то мы откажемся от многих своих заблуждений. Но никто не может ничего делать ни с кем из нас — т.е. ничего злого, что может сравниться со сделанным людьми Богу, или, в особенности к Его Сыну. Если человек говорит «мне нравится ненавидеть этого человека, я не перестану его ненавидеть». Но здесь уже не чувства, а намерение. И здесь есть всё то же слово Христа — если мы прощаем человека, то и Отец наш небесный простит нам наши грехи, а если мы не прощаем, то и мы не будем прощены.

Давайте, перейдём к шестой просьбе.

И не введи нас во искушение.

Что это значит?

Бог, конечно, никого не искушает. Но мы просим в этой молитве, чтобы Бог защитил и сохранил нас, чтобы ни дьявол, ни мир, ни собственная плоть наша не обманывали и не вовлекали бы нас в ересь, отчаяние и прочие великие грехи и пороки. И ещё мы молимся о том, чтобы, если подвергнемся таким искушениям, в конце концов одержали победу.

Это, пожалуй, самое трудное для понимания прошение — потому что Лютер здесь так утверждает, что Бог, несомненно, никого не искушает. Послание Иакова говорит об этом ясно — «да не говорит никто «Бог меня искушает», когда искушается, ибо Сам Бог не искушается злом, и никого не искушает». Тогда зачем нам молиться таким образом? Я думаю, ответ можно видеть в искушении Иисуса. Что произошло с Ним тотчас же после Его крещения? Искушение. Кто искушал Его? Диавол. А кто повёл Его в пустыню, чтобы Он был искушаем? Святой Дух. Нужно твёрдо это уяснить — что Бог привёл Его в искушение — даже хотя Сам Бог Его не искушал. Страшное дело! Гораздо труднее и кошмарнее, чем мы с вами способны себе представить. Но в этой молитве нам даётся возможность просить Бога «Боже, не делай с нами, как со Своим Сыном! Не введи нас в подобное искушение!» Почему мы можем так молиться? Потому что Бог ввёл Иисуса в искушение. И хотя диавол искушал Его, Сын Божий успешно преодолел это искушение ради нас. Поэтому в Нём всякое искушение преодолено. Даже если Бог не вводит нас в искушение, если Он слышит наши молитвы — достаточно искушений. Это искушение исходит от кого? От диавола, мира и плоти.

Бог испытывает людей. Быт 22 — Авраам — сказано, и после сего Бог испытывал Авраама, и сказал ему взять его сына Исаака и принести его в жертву. Бог не искушал Авраама, но, как вы думаете, не было ли для него искушение возможным? Я уверен, что у него было искушение отказаться. Наверное, диавол пришёл и сказал «истинно ли Бог сказал принести сына в жертву? Бог благ, Он никогда не мог бы совершить подобное». Авраам мог бы тогда сказать «я люблю своего сына, я никому его не отдам». А мир бы сказал «этот человек — фанатик, он собирается убить своего сына». Это было искушение, и Бог испытал Авраама. Мы знаем, что из этого вышло. Бог остановил его и не дал ему совершить убийства. И Сам Бог дал жертву, которая в конце концов исполнилась во Христа. Сыны Израилевы были испытываемы Богом в пустыне трижды. Может быть, чаще, но написано, что Бог трижды испытывал их. Но когда Бог испытывает, тогда мир сей, диавол и плоть приходят и искушает. Так что Бог в самом деле испытывает нас. С этими испытаниями приходят искушения от злых сил. Кое-кто хотел перевести это место «и не введи нас в испытание», но это, наверное, не полностью отражает смысл — потому что Бог действительно испытывает нас, но не искушает. Так что мы просим в этом прошении, чтобы Бог хранил и оберегал нас от трёх нечистых — диавола, мира сего и нашей плоти. Мы знаем, кто такой диавол. Что подразумевается под выражением «мир сей»? Безбожная мировая система описана ясно в 1Иоанна, где Иоанн говорит «не любите мира, ни того, что в мире, ибо всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская — не от Бога, а от мира». Впоследствии он говорит — мир во власти лукавого. Так что мы, как христиане, против мира в этом смысле — т.е. мировой системы под управлением не Бога света, а князя тьмы. Конечно, Бог владычествует над всем миром в любом случае, но у лукавого есть своё место и своя власть. Что мы подразумеваем под плотью? Самих себя. Т.е. человека в Адаме. Согласно нашему естественному рождеству от Адама мы — плоть. И даже после нашего крещения, когда мы становимся новой тварью во Христе, плоть остаётся. Она не боится Бог, не любит Бога и не уповает на Бога, и желает противное воле Божией. Вот это подразумевается в Писании под словом «плоть». Под словом «плоть» не подразумевается вещественная оболочка, в которой скрывается наше истинное «я» — потому что наша плоть охватывает злого внутреннего человека, и также злого внешнего. Наша плоть в материальном смысле — доброе Божье творение, и также была освящена во Христе, и также принимает прощение грехов. Наша плоть также соединяется с плотью Христа в Евхаристии, и будет воскрешена в последний день. Но плоть в этом смысле — ветхий Адам, который совсем умрёт, чтобы больше не воскресать. Когда мы воскреснем из могилы, мы будем совсем обновлены, и плоть в этом смысле больше уже не будет, хотя у нас всё ещё будут тела из плоти и костей — но плоть в другом уже смысле.

Итак, мы молим, чтобы всё это не обманывало и не соблазняло нас к чему? Что перечисляет здесь Лютер? Ложная вера, отчаяние и прочие великие пороки и постыдные дела. Но посмотрите на перечисленное. Почему он сперва ставит ложную веру вместо, например, убийства и прелюбодеяние. Потому что от этого зависит наше спасение. Если человек остаётся в ложной вере, по крайней мере, он в опасности потерять своё спасение. И в большинстве случаев так и происходит. Следует понимать, что одно из самых больших искушений — это верить в лжеучение. Но никто, почему-то, не говорит в деятельность диавола в этом случае. Люди рассматривают множество христианских групп с разными представлениями, и говорят — почему это так? А, наверное, неважно, потому что мы все христиане и едины. На самом деле, мы едины, и разногласия нас не разъединяют. Мне лично нравится лютеранская церковь, но я бы хотел быть католиком, баптистом или православным… Когда мы говорим такое, нас уже обманул до какой-то степени диавол. Он сеет семена лжеучения, а греховная плоть любит верить в ложь. И мир тоже подвергает нас натиску, чтобы мы верили ложно. Может быть, вы помните, когда в сентябре террористы напали на здания в Нью-Йорке и в Вашингтоне — многие люди собрались вместе и устроили межконфессиональную молитву. Там были не только христиане, но и буддисты, мусульмане и иудеи. И всем в мире это очень понравилось «посмотрите, как все эти разные верования могут собраться, когда наступит беда». Но Христос сказал «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Подобным образом мир хочет обмануть нас и привести к ложному упованию. Какое было первоначальное искушение диавола? «Правда ли, Бог сказал это?». Он хочет, чтобы вы поверили не словам Божиим, а чему-то другому. Любимое слово у диавола «а что если…?». Когда он явился Христу в пустыне, что он сказал? «если ты Сын Божий»… Когда Христос был на кресте, диавол снова пришёл к нему и искушал, в этот раз, устами людей: «если Ты Сын Божий, сойди с креста». Даже один из разбойников сказал — «если Ты Сын Божий, спаси себя и нас». Неверие, лжеверие уводит нас от слова Божия. Это самое великое искушение. Вот поэтому столько много разных мнений между т.н. христианами. Кроме того, Лютер упоминает ещё отчаяние. Лютер на личном опыте знал кое-что об отчаянии. Но что такое отчаяние на самом деле? Когда у человек нет надежды. У нас во Христе есть надежда, но если у нас нет надежды, то что мы потеряли? Бога. Никто от этого не застрахован. Некоторые люди более склонны к подавленному состоянию, чем другие. Но отчаяние превосходит человеческие качества и склонности. Диавол хочет, чтобы мы отчаялись в милости и благости Божией. Мы под натиском мира, а наша греховная плоть отчаивается в милости Божией. Когда мы теряем надежду и впадаем в такое отчаяние — всё потеряно. Конечно, здесь мы подразумеваем другие грехи, но Лютер указывает на два греха, к которым нужно относиться серьёзно в наши дни, и нам следует видеть, откуда приходят истинные искушения. Иногда мы заботимся о мелочах, чем, конечно, не стоит пренебрегать — но мы должны остерегаться действительно опасностей, которые невидимы. Когда у вас есть искушение похитить чьи-то деньги, это искушение кажется вам более реальным, чем сопровождающее искушение не верить в Слово Божие. Мы не можем сохранить себя от этого, и когда мы произносим эту просьбу, мы молим, чтобы Бог сохранил нас от этого. Он не обещает, что мы не будем искушаемы. Лютер говорит — и если мы страдаем от этого, чтобы мы, наконец, преодолели и победили. Так что это прошение не сохраняет нас от искушений, но умоляет о защите Божией в такое время и о конечной победе.

В Большом Катехизисе Лютер говорит, что разные искушения приходят к разным людям в разное время их жизни. Он говорит — молодые люди, главным образом, искушаемы от плоти, а старшие люди искушаемы от мира, а твёрдые христиане, которые обеспокоены духовными вопросами, в первую очередь искушаемы от диавола. Но в Писании всё это действует сообща, так что это очень важная просьба.

Я надеялся закончить всё остальное сегодня, но нам придётся оставшиеся две части перенести на следующий раз.

Используются технологии uCoz