Начнём с утренней молитвы.
* * *
Вечерняя молитва очень похожа. Здесь мы благодарим Бога и просим простить нам наши грехи.
Когда мы говорим апостольский Символ Веры, кажется, что нет твёрдого понятия, когда делать крестное знамение. Литургически правильное место – когда мы говорим «в воскресение плоти». Почему? Во-первых, это нам должно напомнить время церковного года. Потому что Христос воскрес из мёртвых, и как Он воскрес, так и мы восстанем к вечной жизни. О чём напоминает крестное знамение? О крещении. Каждый раз, когда мы совершаем крестное знамение, мы вспоминаем о нашем крещении. В литургии имя Отца и Сына и Святого Духа и крестное знамение, собственно, связано с исповеданием греха и с отпущением грехов священником – потому что сила крещения – это что? Это ежедневное сокрушение и покаяние, т.е. смерть Ветхого Адама, и ежедневное воскресение к обновлённой жизни. В нескольких библейских отрывках воскресение в последний день связано с крещением. Т.е. крещённый во Христа получает обетование воскресения плоти. Так что при этом мы исповедуем, что воскресение плоти – это следствие этого крещения. Когда мы совершаем крестное знамение во имя Отца и Сына и Святого Духа, мы произносим имя, сказанное над нами во время крещения. Поэтому литургически крестное знамение всегда связано с крещением. Есть некоторые христиане, особенно в Америке, которые, боятся крестного знамения, потому что они думают, что это какое-то волшебное действие – потому что кое-кто совершает их. На спортивных состязаниях кое-кто совершает крестное знамение очень много раз, чтобы их команда выиграла. Но что они делают? Они разрывают это от обетований крещения. Поэтому в Символе Веры мы исповедуем наше крещение. Мы не используем часто в нашей церкви Никео-Цареградского Символа Веры, но в Никео-Цареградском Символе Веры мы совершаем крестное знамение при словах «и жизни будущего века».
В Писании не говорится о подробностях крестного знамения. Иоанново крещение было до распятия креста, и, возможно, его (знамения) ещё просто не было. Почему мы совершаем крестное знамение? Не для того, чтобы что-то добавить к крещению, но как исповедание того, что есть крещение. Это хорошо объясняется в Рим 6 – все вы, во Христа крестившееся, крестились в Его смерть, были погребены с Ним в крещении, чтобы как Он был воскрешён из мёртвых, так и мы жили с Ним в обновлённой жизни. И если мы будем посеяны вместе с Ним в Его смерть, тогда мы будем с Ним и по воскресении. И всё это прекрасное обетование заключено в крещении. Так что мы можем опустить крестное знамение. Я уверен, что некоторые здесь из вас были крещены без крестного знамения. Но поскольку у нас есть свобода не употреблять крестное знамение, это не значит, что мы не можем воспользоваться этой свободой. У нас также есть свобода употреблять его, и когда нам объяснят это – у нас большое богатство исповедания в таком простом знаке. Для тех из вас, которые вошли в середине этого обсуждения, вопрос был – где совершается крестное знамение в Символе Веры. В Апостольском Символе Веры мы совершаем знамение при словах «в воскресение плоти», потому что это обетование нашего крещения, и крестное знамение связано с крещением и напоминает о нём. Я также упомянул в скобках, что это знамение имеет библейские корни. Знает ли кто, где это может быть? Иез 9, где пророк видел видение, и в этом видении Господь послал человека-писца. Он имел чернила. И писец отметил чело живущих в Иерусалиме, возникающих над всеми мерзостями, совершаемых здесь и в храме. В библейском тексте буквально это буква Тав. Изучающие иврит – можете удивиться, какая здесь может быть связь с крестом, потому что в современном иврите буква Тав выглядит подобно русской букве «п». Но раньше это был либо прямой (+), либо косой (х) крест. И как было указано отцами церкви, знавшими иврит, это был прообраз и исповедание смерти Христа и нашей смерти и жизни во Христе. Они понимали, что это также образ крещения. В некотором смысле можно сказать, что когда мы крещены, сам Господь отмечает нас крестом, так что когда мы чертим крестное знамение на челе или на груди крещаемого, и также когда помазываем людей елеем также в форме креста, мы делаем только то, что совершает Господь в этом действии крещения. Так что когда мы совершаем крестное знамение в Символе Веры, мы исповедуем, что воскресение нашей плоти неразрывно связано с крещением.
Давайте, вернёмся к молитве «Отче наш». В прошлый раз мы рассматривали введение и первую просьбу. Давайте, повторим вместе текст, и перейдём также ко второй просьбе.
* * *
Отче наш, сущий на небесах.
Что это значит?
Этими словами Бог побуждает нас поверить, что Он истинный Отец наш и мы Его истинные дети, так чтобы мы смело и с полным упованием молились Ему, как любимые дети возлюбленному отцу своему.
Первая просьба
Да святится имя Твоё.
Что это значит?
Хотя имя Божье само по себе свято, мы просим в этой мольбе, чтобы и у нас оно святилось.
Как это совершается?
Это происходит, когда Слово Божие преподаётся в ясности и чистоте, и также когда мы, дети Божьи, следуя ему, живём свято. В том помоги нам, возлюбленный Отец небесный! Но кто учит и живёт не так, как учит Слово Божье, тот порочит среди нас имя Божье. Сохрани нас от этого, Отец небесный.
Мы говорили о том, что молитва основана на взаимных отношениях, что в этой молитве Христос даёт нам большую честь называть Бога нашим Отцом. Но Он – наш Отец только через Иисуса Христа. Вне Христа никто не может законно называть Бога Отцом. Мы молимся в этой молитве, во-первых, чтобы святилось Имя Божие. Здесь Лютер следует образцу, который находится в первых четырёх прошениях. Он напоминает нам, что всё это происходит и без нашей молитвы, когда мы молимся «да святится имя Твоё, да придёт царствие Твоё, да будет воля Твоя, хлеб наш насущный дай нам на сей день» - он говорит, всё это совершается, даже когда мы не молимся об этом. Так зачем же мы молимся? Чтобы всё это пришло также и к нам. Или, в случае насущного хлеба – чтобы мы уразумели, что насущный хлеб приходит от Бога и принимали его с благодарением. Имя Божие свято, но оно может быть не святым среди нас. Как же святится имя Божие среди людей? Чистым учением и святой жизнью, согласно этому вероучению. Но как же поносится имя Божье? Когда слово проповедуется в ереси. Можем ли мы сделать имя Божие несвятым? Нет. Но из-за нас его могут считать не святым. Мы можем видеть это даже и по-человечески. Вы можете быть самым примерным человеком на свете, но если кто-то начнёт говорить о вас ложь, то ваше доброе имя будет покрыто грязью. Когда люди преподают лжеучение, они говорят ложь о Боге, они ругают Его имя. А в случае с Богом – это неизменно святое имя. В современном христианском мире мы склонны думать, что любовь более важна, чем что-либо другое, и что можно закрывать глаза на вероучительные различия… в конце концов, это не так важно, и, в любом случае, кому дано знать, что правда, а что неправда? Но Писание не так говорит об этом. Конечно, любовь важна, но любовь никогда не может быть важнее, чем вероучение. Однажды Лютер сделал замечание и сказал – прекрасно, когда у нас есть чистое вероучение и любовь, но если наше вероучение нечисто, то наша любовь не спасёт нас, а чистое вероучение – спасёт. Так что оно должно быть сперва. Мы всё же можем любить людей иного исповедания, но это не значит, что мы можем притвориться, что различия в вероучении не важны. Думаете ли вы, что Богу приятно, когда вы говорите о нём одно, а Бог говорит – не так, а третий человек говорит ещё что-то. Как это святит имя Божие в мире? Иногда самая большая любовь к ближнему – в том, чтобы сказать ему, что он – на опасном пути. Представьте себе, что вы проснулись в 3 часа ночи, и заметили, что у соседа горит дом, А у вас там друг… Представьте, если бы вы рассуждали –разбудить его что ли? Зачем беспокоить его ночью? Вдруг он рассердится? Не буду его будить… Надеюсь, всё обойдётся… Что же вы сделаете? Потревожите его спокойный сон как можно скорее и скажете «дом горит!». Иногда это нужно делать, когда люди в духовной опасности. Мне очень жаль видеть, как лютеране ведут себя высокомерно, и презрительно обращаются с окружающими. Не этого требует от нас исповедание веры. Мы можем, всё-таки, любить и уважать других и то, во что они верят, но в то же самое время говорить «вот это – не так, и вот, почему». Возможно содержать исповедание веры в чистоте и любовь к не исповедующим. Я думаю иногда мы, лютеране, забываем про святую жизнь. Я знаю людей, которые очень гордятся своей правильной верой. Но они почему-то не считают, что это должно влиять на их жизнь. Истинный лютеранин, который истинно исповедует веру, несёт христианский плод, чтобы показать это исповедание. Всё это связано с тем, чтобы имя Божие святилось в прошении.
Следующие две просьбы – как поясняет это Катехизис – развивают это прошение. Во второй просьбе мы молим «да приидет царствие Твоё». Что же это значит?
«Царство Божье придёт само собой и без нашей молитвы, но мы просим в этой молитве, чтобы и к нам оно пришло.
Как это совершается?
Это происходит, когда Отец небесный даёт нам Своего Святого Духа, так чтобы мы через благодать Его веровали святому Слову Его и жили богоугодно здесь временно и затем в вечности.»
Не придёт ли Царство Божие, если мы не попросим? Придёт. Как приходит Царство Божие? Лютер объясняет, что оно приходит уже сейчас, и что оно придёт в последний день. Как приходит к нам царство Божие сейчас? Катехизис говорит – когда небесный наш Отец даёт нам Святого Духа. И как это совершается, как Он даёт нам Святого Духа? В Слове и в таинствах. Это не значит, что нам следует ожидать какого-то особого откровения. Лютер во многих местах говорит, что Святой Дух приходит к нам через установленные Христом. Христос установил проповедь Евангелия и таинство Святого Крещения, и также таинство святого отпущения грехов и Евхаристия. Посредством всего этого Он даёт нам Святого Духа и веру в прощение грехов — все богатства даров, добытых Христом на кресте для нас. Просто потому, что Лютер не говорит прямо про слово и таинства – не значит, что Святой Дух придёт каким-то иным образом. Очевидно, когда Лютер говорит здесь о царстве, и когда «Отче наш» говорит «царствие Твоё», это не вообще Божье управление миром. Это уже есть. Даже у мира в его современном состоянии Бог – царь. Все царства земные – Божии. Иногда мы это называем Его царством силы. Но здесь мы говорим о том, что Евангелия называют Царством Божиим, т.е. о Его царстве благодати. Где мы находим царство благодати в этом мире? В Его слове. Иными словами – в Церкви. Церковь – это царствие Божие. В Евангелии – где Царство Божие? Сам Господь Иисус Христос – где Он – там Царство Божие. Где же Он для нас сейчас? В проповеди Его слова и в преподавании Его таинств. А там, где Христос, там Святой Дух, потому что Его задача – свидетельствовать о Сыне Божием. Всё это заключено в немногих словах. Если кто молится «да приидет царствие Твоё», и затем пропускает богослужение, так не должно быть. Если человек не прибегает к Слову и к таинствам, ему не следует представлять, что оно придёт к нему. Так что это также – молитва о церкви – что церковь будет продолжать проповедовать Слово верно, верно преподавать таинства. Когда мы читаем это вместе со всей церковью, мы также и молимся, чтобы Бог собрал нас вместе, и дал нам правильно воспринимать Слово и причащаться в вере. Какая важность у пришествия Царствия Божьего к нам? Что произойдёт, когда Бог даст нам Своего Святого Духа? Мы будем верить в Его Святое Слово и жить богоугодной жизнью здесь и в вечности. Царство Божие, хотя нам известно, что присутствует среди нас – где слово проповедуется в чистоте, и таинства истинно преподаются – всё ещё скрыто. Оно скрыто в немощи; иногда оно покрыто грехом. Церковь иногда почти удалена с человеческих глаз из-за преследований. Иногда смотрят на христианское собрание, называемое церковью, и говорят: «где святость Божия? Где Его царство? Так что в это время царство Божие – в исповедании веры. Мы не можем его видеть истинно своими глазами. Царство Божие, конечно, в каждом из нас, как Бог через Своё Слово и таинства дарует нам Святого Духа. Кто из вас может посмотреть в комнате и сказать, кто из нас истинный христианин, а кто из нас лицемер, если есть такие? Никто. А почему? Это не открыто глазу в наше время, но в последний день, когда вернётся Христос; когда мы увидим Его своими глазами, тогда царство Божие придёт с силой, и мы увидим его.
Итак, мы просим в этих немногих словах – «да приидет царствие Твоё» - чтобы вернулся Сам Господь. Это совпадает со словами «гряди, Господи Иисусе!». В ранней церкви было два арамейских слова, которые употреблялись даже в церквах язычников в Новом Завете. Мы знаем это – «маранафа». Это было два слова сперва – марана + фа. Значит «о, Господи, гряди!». У нас этот вопль в молитве, данной Господом. Когда церковь молилась, о чём она просила? Марана-фа? Чтобы царствие Божие пришло. Когда? В Евхаристии. В Слове. В конце времён. Это молитва о том, чтобы Господь пришёл к нам сейчас, и молитва о последнем дне, когда весь мир подойдёт к концу. Мы молимся в этой молитве, чтобы Бог дал Своего Святого Духа, но мы можем молиться этой молитвой истинно только посредством Святого Духа. Получается такой круг, но эти слова немаловажны, потому что молимся обо всём в этой молитве, что относится к нашей жизни в церкви.
Затем, третья просьба.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Что это значит?
«Хотя благая и милостивая воля Божья исполняется и без нашей молитвы, однако мы просим в этой молитве, чтобы она исполнилась и у нас.
Как это совершается?
Это происходит, когда Бог расстраивает и предотвращает все злые замыслы и козни, как то воля дьявола, мира и плоти нашей, которые стремятся не дать нам святить имя Божье и хотят не допустить пришествия царство Его; и когда укрепляет нас и сохраняет твёрдость нашу в Слове Его и вере до самого нашего конца. Это есть милостивая и благая воля Его.»
Вы можете видеть, как Лютер связывает это с первыми двумя просьбами… Он снова говорит, что благая и милостивая воля Божия совершается и без нашей молитвы. Писание преподаёт это, что Бог производит всё по собственному изволению. Что же здесь под вопросом? Исполняется ли воля Его среди нас? И об этом мы молимся. Когда мы говорим «и на земле, как на небе», мы говорим просто, что как воля Божия исполняется на небесах, где нет лукавых врагов, чтобы также исполнялась на земле. Что же это за лукавые враги, желающие предотвратить пришествие воли Божией? Диавол, мир и плоть. С одной стороны, святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Мы не можем говорить о противо-троице, как будто есть благой Бог и злой бог, но мы можем говорить о несвятых трёх. Это, конечно, не единство и никакой не Бог, но у них – общая цель – предотвратить волю Божию.
Сперва катехизис упоминает диавола. Кто такой диавол? Говорил ли вам кто-нибудь когда-то, что это – мифическая фигура, или олицетворение отвлечённого понятия зла? Многие т.н. христиане на западе – в это верят. Многие пасторы в течение многих лет готовились в семинарии, и им говорилось, что диавола нет. Но Писание не относится к диаволу в каком-то переносном смысле. Я подозреваю, что кое-кто считает всё Писание мифологией, но мы в это не верим. Если мы верим, что Бог – это личность, а Христос – Сын Божий, то у нас нет основания верить, что свидетельства Писаний – не правы о диаволе как о личности. И, согласно Библии, кто он был от начала? По-видимому, самым прекрасным из ангелом Божиим, который из-за своей красоты возгордился; постарался возвыситься на место Бога и возглавил возмущение Божиих ангелов. И затем сделался, как мы знаем, диаволом. Слово «диавол» - от греческого – значит просто «ругатель» или «обвинитель». Есть еврейское слово – «сатан» - оно значит то же самое. Почему он так называется? Прочитайте книгу Иова. Можете посмотреть на его дела. Диавол непрестанно обвинял Иова перед Богом. В книге Откровения, 12, Иоанн видел видение, когда ангелы были свергнуты с неба, и в небесах ликование, потому что клеветник братьев наших был свергнут, который клевещет на Бога день и ночь. Отсюда мы можем заключить об основном занятии диавола и о его кознях. Когда мы смотрим фильмы, где замешан диавол, что мы за ним замечаем? Что он делает? Он пугает. У него огромная власть вредить. Он убивает, и т.п. Сообщаю вам, что это одна из диавольских лжей. Он желает, чтобы мы боялись его свирепости и его сырой власти и силы. Не станем отрицать, что он вредит всячески, что у него действительно есть определённое количество силы. Но чем он занимается, в основном? Лжёт. Обвиняет. Клевещет. И является не как чудовище, а рядится в ангела света. Такими кознями он не даёт нам святить имя Божие и предотвращает пришествие царствия Божия среди нас. Его главное дело – распространять клевету в церкви, сеять семена раздора, создавать разные вероисповедания, нашёптывать кому-нибудь в ухо «а правда ли сказал Христос «сие есть тело Моё»; а, может быть, это просто знак…» Даже искренние люди верят в ложь. А затем он лживо говорит «это неважно!». И так имя Божие не святится среди нас. Он убеждает людей верить во всевозможные клеветы, чтобы они отлучили себя от спасительной веры во Христа. И это, конечно, искушает нас постоянно, чтобы мы не жили святой жизнью. Так что диавол – поразительно ловкий стратег. Т.е. он заставляет вас думать, что опасность грозит вам впереди, там наставлены пушки, всякая сила – и вы все свои силы кидаете на защиту спереди, а, на самом-то деле он вредит с тыла, сзади. Он отвлекает всё ваше внимание, и вы не замечаете, что все клеветы, которые он вам нашёптывает, прекрасные искушения – это его истинная цель.
Почему диавол так успешен? Потому что у него два союзника – мир сей и наша греховная плоть. Поговорим об этом в следующий раз. Но давайте в завершение прочитаем вечернюю молитву. В этот раз мы не станем читать Символа Веры и «Отче наш», но прочитаем только следующую молитву. В этом случае давайте начнём с крестного знамения и слов нашего крещения.