Начнём с утренней молитвы на странице 27
* * *
Мы говорим о третьем члене. Он находится на странице 16. Мы говорили о том, как Святой Дух призывает нас Евангелием. Мы сами не приходим к Господу, Он приходит к нам. Затем, когда Он призвал нас и просветил нас, тогда мы, конечно, приходим к Нему, но сперва Он приходит к нам.
Сперва мы исповедуем. «Верую в единую святую христианскую церковь». Наша христианская вера — это не личное дело каждого. Многие люди думают, что их вера — это их частное дело с Богом. Но этот образ мысли свойственен нашему времени и не свойственен Писанию. Когда Бог призывает человека к вере во Христа, т.е. когда Святой Дух призывает его Евангелием, он делает это через христианскую церковь и в рамках христианской церкви — или, точнее сказать, через священнослужение в церкви. В БК Лютер говорит, что Церковь — это мать всех верующих. О Церкви так хорошо говорить по-библейски. В каком смысле церковь — наша мать? Именно через Церковь Бог зачинает христиан, и церковь, как мать, зачинает и рождает верующих и даёт новую жизнь грешников. Конечно, здесь мы говорим о крещении — когда мы бываем крещены, мы крещены не просто в общение с Богом — хотя, конечно, наше крещение — в общение с Отцом, Сыном и Святым Духом, и это необыкновенно важно. Но, как говорит апостол Павел, единым Духом мы все крещены в одно тело. Это — тело Христа, т.е. Церковь. Так что сразу же, как мы становимся христианами, мы становимся частью святой христианской Церкви. Вера, которую мы исповедуем — не просто наша вера, а вера святой христианской Церкви. Катехизис говорит: также Он призывает, просвещает и освящает всю христианскую церковь на земле и сохраняет её с Иисусом Христом в единой истиной вере. В Символе веры мы говорим «верую в единую святую Христианскую Церковь». В каком смысле церковь — святая? Многие люди оглядываются на других христиан и говорят: это ужасные люди! Они не ведут себя по-христиански! Где здесь святость? Некоторые люди соблазняются — говорят — можно найти лучших людей в мире. Наверное, потому что они недостаточно хорошо знают людей в мире. Но если мы ищем святость Церкви в жизни других христиан, то иногда мы будем испытывать разочарование. Часто мы не будем видеть святости церкви.
В чём же состоит святость церкви? Что делает нас святыми? Святой Дух. Здесь нужно понимать святость, как о ней преподаёт Ветхий Завет. Ветхий Завет говорит — Сам Бог свят. Библейское слово «святой», Во-первых, означает что-то отдельное от других. Когда мы читаем законы об обрядах в Ветхом Завете, мы видим, как освящаются люди и предметы. Во многих случаях эти люди и эти предметы отделены на служение Господу. Может быть два сосуда, одинаковых. Но один отделён для служения в доме Божием. Таким образом, он становится святым. Хотя сам по себе он не отличается от другого. Один — святой сосуд, а другой — обычный сосуд. Также мы видим, что лица и предметы в Ветхом Завете могут святиться, если вступят в контакт с чем-то святым. Сами по себе они никак не меняются. Но они святые, потому что соприкоснулись со святыми. Наверное, нам больше свойственно думать про святость как про ведение безупречной жизни; или с отрицательной стороны, когда мы не делаем этого, воздерживаемся от этого… Во всём библейском учении это — часть святости, но это не первая часть. Первая часть святости — что Сам Бог отделил нас для Себя, что Святой Дух призвал нас Евангелием и мы соприкоснулись со святым — т.е. с кровью Христовой; с Отцом, Сыном и Святым Духом в воде крещения. Вода крещения — воистину святая вода, и освящает тех, кто прикасается к ней. Мы освящены Святым Евангелием, потому что посредством Евангелия прощаются наши грехи, а где есть прощение грехов, там есть святость. Поэтому мы исповедуем: «верую в Единую Святую Христианскую церковь», хотя мы иногда оглядываемся и думаем: «где же эта святость?» Эту святость мы не всегда видим своими глазами. Если кто-нибудь скажет вам: а что делает церковь святой? Вы можете указать им на служение Слова и таинств. Здесь мы можем видеть что-то и слышать что-то, и слово и таинство это то, что, как мы верим, освящается. В этом смысле церковь — святая. В Еф 5 Павел говорит: «мужья, любите своих жён так же, как Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за Неё, очистив её банею водною посредством Слова, чтобы представить себе невестой славной, непорочной». Я видел, как люди ошибаются об этом отрывке и говорят: «давайте, будем святыми, как говорит этот отрывок». Пока церковь не сделается святой, Бог будет недоволен ею. Но что говорится в этом отрывке? Что Христос отдал Себя за церковь, чтобы освятить Её; Он омыл Её словом и водою; Христос уже освятил Свою Церковь. Святость церкви не зависит от поведения членов, но зависит от Христа и от Его освящающего Слова. Сказав это, я добавлю также, что жизнь христиан должна отражать эту святость. Писание также говорит: будьте святы, как Я свят. Но это было бы невозможно для нас, если бы Он предварительно не освятил нас, когда у нас не получается жить свято. Наша святость состоит в прощении грехов, которое ежедневно и обильно Святой Дух подаёт в своей Церкви.
Мы исповедуем веру в единую святую христианскую церковь. Первоначально в этом месте, где слово христианская, стояло слово «кафолическая», что значит «вселенская», или «всемирная». Итак, мы исповедуем, что христианская церковь не связана каким-то одним местом, но она повсюду, где провозглашается Слово Божие, и где Святой Дух призывает людей в церковь Евангелием. Когда мы говорим «верую в святую христианскую церковь», то, конечно, понимаем, что это христианская церковь, и ей нет никакой замены. Опять же, в символе веры мы не говорим «вижу единую святую христианскую церковь», но верую в единую святую христианскую церковь. Церковь — это член веры, потому что, как я сказал, её святость иногда скрыта от глаз. Бывает время, когда даже характер церкви скрыт от глаза — во время сильных гонений. Иногда церковь едва видна. Но в чём мы видим церковь? В Слове и в Таинствах; или, точнее сказать, в служении Слова и Таинств — где проповедуется Евангелие посланными Христом, и таинства преподаются согласно Евангелию — там мы веруем, что есть христианская церковь. Здесь мы видим группу людей — мы полагаем, что все здесь верующие во Христа и члены христианской церкви. Но мы не можем видеть веры друг друга. Однако когда мы приходим на проповедь Слова Божьего и на преподавание таинств, мы верим, что Бог прощает нам наши грехи, создаёт и укрепляет веру, — короче говоря, что Он делает нас христианами и сохраняет нас христианами. Потому что Бог говорит Сам — «Моё слово не вернётся ко мне пустым, но сделает то, для чего Я послал Его». Многие другие места говорят, что Слово Божие действенно и живо. Невозможно, чтобы Слово Божие преподавалось чисто, но Святому Духу при этом не удалось создать веру. Там христианская церковь, где Слово и таинства. Объяснение Лютера говорит, что Святой Дух сохраняет христианскую церковь в единой истинной вере. Это также действие Святого Духа — сохранять нас в вере. Когда мы прибываем в Святой христианской церкви, наша вера укрепляется и воссоздаётся.
В Символе Веры есть такое небольшое выражение — «общение святых». За последние годы много обсуждалось, что значит это выражение. Трудность в том, что в греческом языке и в латыни это выражение может означать либо общение святых людей, или приобщение к святыням. И сейчас многие склонны понимать, что первоначально это выражение означало приобщение к святыням. Что же это такое? Это исповедание Слова и Таинств в Символе Веры — потому что единственные святыни, которые у нас имеются — это Слово и Таинства. Но это выражение может также означать «общение святых людей». Тогда это прояснение к тому, что такое святая христианская церковь. В БК Лютер утверждает, что Святая Христианская церковь и общение святых — это одно и то же. Зачем это непонятное выражение было добавлено к Символу Веры? Хотя в переводе оно обычно не бывает непонятным — потому что переводчикам приходится переводить либо так, либо этак? — Я думаю, что здесь подразумевалось и то, и другое — и святые, и святыни. И это подводит прекрасный итог всему вышесказанному — святые становятся святыми через Божьи святыни. И Церковь — это собрание святых, а также собрание причастников святынь. Святость никогда не значит только то, как мы живём свою жизнь. Истинная святость направлена сверху вниз; Бог приходит к нам и касается нас, и делает нас святыми. Затем эта святость Божья растекается по нашим ближним в мире — по крайней мере, так подразумевалось. Как же Святой Дух освящает нас — по отдельности и вместе — в церкви?
Сразу после общения святых, что сказано? Верую в прощение грехов. Подумайте, как это замечательно! Символ Веры не говорит, что «верую, что можно достичь определённого совершенства». Мы не исповедуем это в христианах, хотя, если послушать проповедь в некоторых сектах, можно прийти к такому выводу, что совершенство — это наша цель. Но что мы исповедуем — прощение грехов. Пояснение говорит — в этой церкви он щедро прощает мне все грехи. Важно отметить, что прощение грехов происходит в святой христианской церкви. Значит ли это, что прощение грехов нельзя получить нигде, только как на богослужении или на частной исповеди? Нет, не значит. Здесь говорится, что всегда через служение Слова и таинств мы принимаем прощение грехов. В БК Лютер говорит: но вне христианской церкви — т.е. где нет Евангелия — нет никакого прощения грехов, поэтому нет святости. Значит ли это, что в конце дня, когда вы ложитесь спать, и читаете «Отче наш», и говорите «прости нам долги наши», или, может быть, вы говорите вечернюю молитву из Катехизиса — «молю Тебя, прости все мои грехи и проступки» — значит ли это, что нужно ждать следующего воскресенья, чтобы принять прощение? Нет. Однако мы всегда получаем прощение грехов через Слово Божие. Многие люди говорят «мне необязательно ходить в церковь, необязательно быть её членом, я верую, что Иисус Христос мой личный спаситель, я могу молиться дома». Нет ничего, что может создать или подкрепить веру — потому что Святой Дух производит веру через наши уши; через воду, излитую на нас, и через наши уста, Когда мы вкушаем тело и кровь Христа. Если человек просто сидит дома и занимается какими-то религиозными упражнениями, он отрезал себя от тех самых средств, которыми пользуется Бог, чтобы произвести прощение грехов. Какой смысл, если ваш богатый дядюшка отписал вам большое завещание, велел вам приходить в пятницу в банк и брать большую сумму денег, а вы не делаете этого, а просто говорите, что у вас хорошие отношения с дядюшкой, и что поэтому вам не нужно идти в банк? Буду сидеть дома, и разговаривать с ним по телефону. Но какая польза от этого? Если мы отказываемся от церкви — от того места, куда Бог поместил Свои богатства для нас, где Он находится, чтобы раздавать их нам — какая польза нам из этого? Можно 10 раз в день говорить «у меня прекрасные отношения с Богом», но от этого отношения никак не делаются лучше. Нужно быть там, где Он Сам сказал, что будет пребывать; где Он обещал преподавать Свои дары. Тогда в понедельник вечером, когда я молюсь «прости мне мои грехи» — в моих ушах всё ещё звучит Слово Божие, которым я могу получить обетование. У меня всё ещё вера, произведённая Святым Духом, которая может держаться обетования прощения грехов.
Я встречал многих людей, которые говорят — мне не нужна церковь, я могу читать библию дома. Когда мне кто-нибудь так говорил, я спрашивал — и что, вы читаете её дома? Во всех случаях люди опускали глаза и говорили «нет». Зачем им читать? Чтение Библии — это тоже плод веры. Когда вы читаете Библию дома — это продолжение происходящего на богослужении; это не просто ваше личное занятие.
Затем Символ Веры исповедует воскресение плоти. В этом издании написано «воскресение тела». Конечно, таков смысл. Но я думаю, предпочтительнее в наше время перевод, который мы используем в церкви — в воскресение плоти. Таково было первоначальное слово в Символе Веры. И слово «плоть» было выбрано вместо слова «тело», потому что в ранней церкви была борьба с ересью под названием «гностицизм», которая либо вообще отрицала плоть — плоть не существует — либо утверждала, что плоть была зла, и считала, что плоть — ниже, чем дух. Гностики отрицали, что человеческое тело будет воскрешено из мёртвых. Они могли говорить про тело, но они подразумевали какое-то духовное тело без всякой материи. Чтобы избежать всех недоразумений, Церковь исповедовала воскресение плоти. В наши дни это точно такая же проблема. Поразительно, каким духовным образом многие люди понимают слово «тело». Но намного труднее говорить по духовному о плоти. Насколько мне известно, ни у кого нет учения о духовной плоти. В БК Лютер сказал — это слово «плоть» непонятно для нас, немцев. Когда немец слышит слово «плоть», он представляет себе мясную лавку. И Лютер сказал — лучше переводить «тело». Он сказал — это неважно, если вкладывается такой же смысл. Наверное поэтому в этом издании Катехизиса используется слово «тело». Но Лютер писал это в то время, когда мир был вокруг был христианским, — по крайней мере, когда была христианской культура. А мы живём в такое время, которое похоже на первые несколько веков христианского времени, когда церковь — это один голос среди многих; когда вокруг современные учителя, очень похожие на гностиков. И даже среди т.н. христиан есть наклонность говорить по-духовному о воскресении. Что же произойдёт в последний день? Сказано, что в последний день Святой Дух воскресит меня и всех мёртвых. Я хочу подчеркнуть, что это будет воскресение плоти. Находящиеся в могилах услышат голос Сына Божьего и выйдут. Вот, что говорит Ин 5. Или 12-я глава пророка Даниила говорит, что многие усопшие восстанут. Когда он говорит об усопших в прахе земном, он не говорит о каком-то духовном воскресении, он говорит о воскресении плоти, т.е. тела. Также, как Христос воскрес из мёртвых, не только каким-то духовным воскресением, но Его то самое тело, которое было распято на кресте, вернулось к жизни, также и мёртвые воскреснут в последний день. Значит ли это, что только верующие воскреснут? Нет. Все мертвые будут воскрешены. Все, когда-либо живущие, воскреснут в последний день. Следует сказать — все некогда жившие и умершие, и лежащие в земле. Как это возможно? Как же люди, которые были мертвы несколько тысяч лет? Возможно, атомы и молекулы распределились по всей земле? Одному Богу известно. Для Него нет невозможного. 1Кор 15 апостол Павел говорит — как же мёртвые воскресают? Он называет человека, задающего этот вопрос — глупцом. Он, наверное, считал, что это глупый вопрос. Мы считаем, что Бог может проследить за всеми молекулами и атомами, и что Он воскресит всех, лежащих в прахе земном. Значит ли это, что все будут спасены? Нет. Как говорит Ин 5 — одни войдут в воскресение жизни, а другие — в воскресение осуждения. Или как говорит Даниил, одни — к вечной жизни, а другие — к вечному позору и стыду. Т.е. умершие во Христе воскреснут, чтобы жить в Его царстве в своём теле и душе. Умершие вне христианской веры, вне христианской церкви — тоже воскреснут, но они войдут в вечное наказание в теле и душе. Для них это не будет вечная жизнь, это будет вечной смертью. Писание называет это второй смертью. Это будет никогда не полная смерть. Я бы сказал, что это вечное умирание, хотя даже эти слова недостаточно сильны. Это действительно вечная смерть. Иисус говорит — это место, где червь не умирает, и огонь не угасает. Однажды я видел небольшую евангельскую брошюрку, которая называлась «Вы будете жить вечно, хотите вы этого, или нет». И смысл этой брошюрки был — что вы вечно будете жить с Богом, или вечно будете жить в аду. Но Писание не называет жизнь в аду жизнью, но смертью. Это не значит, что вечно мучающиеся не будут осознавать, что с ними происходит — они будут, но это никакая не жизнь. Как говорит пояснение, Катехизис говорит — в тот день Он дарует мне, и всем верующим во Христа вечную жизнь. Мы говорили немного о последнем суде в связи со вторым членом, но я хочу снова подчеркнуть — что на последнем суде не будет определена судьба каждого человека. Писание говорит, что это уже определено. Верующий во Христа не будет осуждён; неверующий — уже осуждён. Есть многие обетования — «верующий в Меня и в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». На последнем суде мы будем судиться по нашим делам. И если мы во Христе, и наши грехи — прощены, тогда ничто нас не будет осуждать. Умершие вне Христа, без веры во Христа, неважно, насколько благими их дела казались в глазах других — они не устоят перед осуждением Божиим в последний день; эти люди будут осуждены. Но наша жизнь в Царстве Божием будет, как и Христос живёт в царстве Божием. Как Он воскрес из мёртвых, чтобы больше не умирать, так и мы воскреснем, чтобы больше не умирать. В этой жизни мы мучаемся от немощи, от болезней, от греха. Но в последний день, когда Святой Дух воскресит нашу плоть, мы будем совершенно святыми. Т.е. не только благодаря нашему отношению со Христом, но на самом деле — мы будем безгрешными, без болезней, и мы воскреснем, чтобы больше не умирать, и не будет уже больше страданий. И так завершится действие Святого Духа по освящению нашему. В БК Лютер излагает весь этот член словом «святость». Но эта святость — действие Святого Духа, а не наше. Он освящает, нас, призывает нас через Евангелие; внедряет нас в христианскую церковь, ежедневно и щедро прощает нам наши грехи, и, наконец, воскрешает плоть и даёт жизнь вечную. И это итог третьего члена.
Вот и всё на сегодня. В следующий раз, наверное, мы начнём третью главу.