Доброе утро. Прекрасное весеннее утро.
Для начала прочитаем три члена веры, а до этого — утреннюю молитву на странице 27. Помните, что мы начинаем с крестного знамения, затем Символ Веры и «Отче наш». Если вы ещё не выучили, то символ веры на странице 15–16.
* * *
А теперь Символ Веры по частям с объяснениями, на странице 15.
* * *
Сегодня мы продолжаем обсуждение третьего члена. Лютер в начале говорит «верую, что не могу веровать». Мой разум бессилен перед Иисусом Христом, Господом моим, и я не могу прийти к нему. Таково ясное учение Писания. В Ин 6 Иисус сказал, «никто не приходит ко Мне, если не привлечёт его Отец». Привлечь — не значит только произвести влияние, предложить что-то привлекательное, чтобы захотел прийти. Это человеческое слово означает черпание воды из колодца, или черпать рыбу из сети в лодку. Мы приходим к Иисусу Христу, потому что Отец приводит нас к Нему, или, другими словами, Святой Дух призывает нас Евангелием. Некоторые представляют спасение как операцию по спасению жизни. Бог смотрит с небес, и видит, что люди упали за борт и в воде, и в опасности утонуть. И так Бог кидает им спасательный круг: «вот вам, пожалуйста, предлагаю вам. Конечно, сами думайте. Если вы умные, то спасётесь. Конечно, можете и не спасаться — ваше дело». Итак, проповедники говорят про опасность утопления и про возможность спастись этим кругом — то есть убеждают людей, что они тонут, а во-вторых, убеждают их, чтобы вцепились в спасательный круг. Но как описывает наше положение Писание? Мы не тонем. Мы уже утонули. Мы не в опасности умереть, но мы мертвы. Еф 2 говорит «вы были мертвы по преступлениям и грехам». Мёртвые не принимают решения. Мёртвые не молятся, мёртвые — мертвы. Что же делает Бог? Еф 2 продолжает, говоря — пока мы были мертвы по преступлениям и грехам, Бог оживотворил вас со Христом. Бог не просто предлагает нам возможность спасти свою жизнь, Он даёт жизнь мёртвым. Так что это не Божественное предложение, к которому люди прибегают своими силами. Бог находит людей уже утопленных, и вдыхает в них Свой дух жизни. Он даёт жизнь мёртвым. 11-я глава Евангелия от Иоанна поясняет не только воскресение в последний день, но также воскрешение мёртвых в это время во Христе. То есть обращение от нехристианства к христианству. Ин 12 говорит о Лазаре, который был мёртв в гробу. Иисус подошёл ко гробу, где был Лазарь, и сказал: отвалите камень. Иисус не говорил — ну же, Лазарь, сейчас Я расскажу тебе, как прекрасно жить со Мною. Если уверуешь в Меня, больше не будешь испытывать одиночества, будешь счастлив, успешен и богат. И сейчас, Лазарь, думай сам — хочешь спастись, прими Меня в своё сердце… Если бы Иисус так говорил с Лазарем, он был так и остался в гробу. Иисус сказал: Лазарь, выйди вон — и это слово дало жизнь мёртвому. Это спасение во Христе — Он даёт жизнь мёртвому. Вы были мертвы. У мёртвых нет силы, и, конечно, нет заслуги. Нет ничего в них, что делает их благоугодными перед Богом. Когда мы рассматриваем вас и вашего брата или сестру, что вы были мертвы, а затем кто-то спрашивает, почему вы веруете, а ваша сестра или ваш брат не веруют — нельзя сказать, потому что я более тонко ощущаю духовное; потому что я сильнее стремился к Богу. Нет. Два мёртвых. Никто не испытывает никакой чувствительности. Никакой склонности ни к чему нет. Ответ — что Бог, пока ещё я был мёртвым, оживотворил меня во Христе. Как ответить на вопрос, почему мой брат не верит? Писание всегда отвечает на это — потому что он ожесточил своё сердце, закрыл глаза и сопротивлялся Святому Духу. Это не значит, что вы спаслись, потому что не сопротивлялись Святому Духу. Нельзя ответить на этот вопрос таким образом.
Писание преподаёт три урока, которые никак не согласованы для нашего математического ума.
Первое — что Бог желает, чтобы мы все спаслись. Писание очень ясно говорит об этом. Например, 1Тим 2 говорит, что Бог желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины.
Затем говорится, что Бог один, и один и посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, давший Себя в искупление всех. Бог желает, чтобы все спаслись, и Христос умер за всех. Нам очень важно и утешительно это знать. Если бы Писание говорило «Христос умер за всех, кроме одного», я был бы вынужден думать — а вдруг, я тот самый? Наверное, нет, но может быть и да. Тогда ваше спасение было бы ненадёжным, и когда вы грешите, диавол пришёл бы и нашёптывал бы вам — ты тот человек, за которого не умер Христос. Слава Богу, Писание говорит, что Христос умер за всех грешников. Несомненно.
Писание также преподаёт, что спасение — это дар Божий. Мы ничего не можем сделать для спасения. Своими силами мы не можем даже избрать. Но Бог во Христе совершил всё. Когда Христос в 19-й главе от Иоанна сказал: «Совершилось!», Он имел в виду, что совершилось, и не осталось никакого дела, и даже того маленького шага, который вам следует предпринять. Даже это отнимает от слов Христа, когда Он говорит «совершилось». Даже сама вера, которой вы веруете тогда — Еф 2 — на что мы ссылались в прошлый раз.
И, в третьих, Писание преподаёт, что когда человек попадает под гнев Божий, он погибает по собственному выбору, по собственной вине. В Мф 23 Иисус сказал Иерусалиму: Как часто желал Я собрать вас, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели. Я желал, а вы не захотели… Можно найти много отрывков в Писании, которые говорят, что вина за погибель — только человеческая. Например, в 2Фес 2 говорит о том, как люди соблазняются из-за лживых чудес. Говорится — поэтому Бог послал людям сильное заблуждение, потому что они не желают принять любви истины. Когда мы читаем ветхозаветных пророков, мы слышим раскаты гневного грома против грешников и грехов. Снова и снова говорится: потому что вы согрешили, сие пришло на вас. Опять же, упоминаю Рим 6:23: «Ибо возмездие за грех — смерть». То есть — смерть заслужена, это справедливая мзда за наши дела, но «дар Божий — жизнь вечная во Иисусе Христе, Господе нашем». Спасение — это дар, незаслуженное, даже не избранное получателем дара. Но проклятие — заслужено. И не избрано богом, а избрано грешником. Бог не хотел дать человеку этой мзды, но поскольку человек отказывается от дара, он принимает справедливое возмездие, т.е. смерть.
Вот три урока — Бог желает, чтобы все спаслись; спасение — целиком дар Божий. Если первое и второе верно, тогда возникает естественный вопрос — почему же не все спасены. Если Бог желает, чтобы все спаслись, если Он даёт это спасение в дар, и ничего не зависит от человека, кому даётся дар, тогда логически все должны быть спасены. Но Писание говорит, что не все спасены. В действительности, большинство не спасено. В то же самое время Писание говорит, что не спасённые, погибшие — погибли по собственной вине. Как же это всё понять? Не знаю. Мы ошибаемся, если пытаемся ответить на это логически; если мы стараемся согласовать всё это. Нам нужно тогда отрицать одно из трёх. Например, некоторые говорят: поскольку не все спасены, отсюда следует, что причина спасения частично в человеке. Одни спасены, потому что так выбрали, а другие не спасены, потому что так выбрали. Действительно, тот, кто выбрал, не будет спасён. Но никто не выбирал быть спасённым. У нас нет для этого силы. Перед тем, как Бог приходит во Христе, мы мертвы. Так что если кто говорит, что решение быть спасённым — оно у самого человека, должны другим образом истолковать многие отрывки, говорящие, что человек не может выбрать спасения.
Какой ещё логический ответ? Если человек не выбирает спасения, однако, не все спасены, тогда, должно быть, Сам Бог выбирает, кому не быть спасённым. Значит, Бог выбирает одних ко спасению, а других — к погибели? Но тогда нужно найти другое истолкование для многих отрывков, говорящих, что Бог желает, чтобы спаслись все. Так что если мы пытаемся ответить на это логически, то мы, наконец, отвергаем большую часть Божьей истины. Одни отрицают одно, другие — другое. Нужно оставить все три урока вместе. А на вопрос, почему не все спасены, мы говорим: «одному Богу известно».
Я думаю, что всякое учение, говорящее, что не всё в человеке разрушено, и что у него есть какая-то способность стремиться к Богу, расходится со многими ясными отрывками Писания. Либо мы мертвы, либо мы живы. И нет ничего третьего. И нет такой промежуточной ячейки земли, где человек не совсем мёртв, а начал слушать и вот-вот оживёт. Если у него есть жизнь при слышании Евангелия, значит, он жив. Что делают живые? Дышат. Иначе они поступить не могут. Пока они живы, они дышат — т.е. верят, молятся. Всё это — не пути оживотворения, а естественные следствия жизни. Нам, христианам, с которыми обитает Святой Дух — мы перешли от смерти в жизнь. Вам я могу сказать — изберите сегодня, кому вы будете служить — потому что теперь у вас есть выбор перед Богом. И даже так было до вашего обращения. У вас есть выбор идти в другую сторону, от Бога. Вот и всё, что вы могли делать перед обращением. Но теперь вы, в самом деле, каждый день, каждое мгновение, можете выбирать Бога. Вот так следует проповедовать для христиан, но так не следует проповедовать для неверующих. Потому что если они спасены своим выбором, то это ни что иное, как спасение по делам. Это очень трудное учение, но это — библейское учение. Долгое время я размышлял, почему Бог так говорит, что не получается чёткой математической формулы для нас. Теперь я вполне убеждён, что это для надёжности, для нашей уверенности. Для нашей уверенности важно знать, что Бог желает, чтобы все спаслись, и что Христос умер за всех. Иначе, как я говорил, мы бы задавались вопросом: «не я ли?». Во-вторых, нам важно знать, что спасение — целиком дар Божий, и ничего от спасения — не наше, даже вера. Если моя вера — моё собственное произведение, тогда когда я переживаю грех, живущий во мне, когда я вижу, как немощна моя вера, я буду испытывать искушение сказать: а истинно ли я верю? Достаточно ли этой веры? Спасительна ли эта вера? И я всё время буду смотреть на свою веру. Но вера — это дар Божий. Всё в нашем спасении — дар Божий. Ничего из него не зависит от нас. Вместо этого мы смотрим на обетования Евангелия и на прощение грехов, даруемое нам в таинствах. И тогда вера сама о себе позаботится. Если бы Писание говорило, что Бог предназначил некоторых к аду, я бы всегда задумывался: «не я ли один из них»? Откуда узнать, что Бог заранее не предназначил меня к аду? Может быть, все эти церковные дела — ничто? Важно знать по Писанию, что если человек погиб, он погиб целиком по своим делам, а не по Божьим. Это тоже уверенность для меня. Конечно, я тоже заслуживаю осуждения — точно так же, как неверующие там, на улице. Но я смотрю на обетования жизни Божией во Христе. И я могу не бояться какого-то скрытого решения Божия, о котором мне неизвестно, что даже хотя я живу по-христиански и действую по-христиански всю жизнь, в конце я вдруг услышу от Бога: «А! А Я тебя не избирал… Ты не вошёл в число тех, кого я предназначил ко спасению. Я предназначил тебя к осуждению. Отойди, проклятый, в вечный огонь, приготовленный для предназначенных к погибели». Для кого был предназначен ад? Для диавола и его ангелов. Бог не создал ад для человека. Но люди, ходящие по путям диавола без покаяния и веры во Христа, окажутся там со своим возлюбленным. Но это их собственный выбор. Вот, что выражает катехизис в нескольких немногих словах: «верую, что не могу своим разумом или силами ни придти к Господу Иисусу Христу, ни веровать в Него, но Святой Дух призвал меня через Евангелие».
Дальше говорится «просветил меня Своими дарами». Слово «просветил» ранняя церковь часто употребляла в смысле крещения. И, возможно, здесь, в Катехизисе, это тоже ссылка на крещение. Каковы дары Духа? Пятидесятники бы сказали «это говорение на языках, исцеление, чудеса». В самом деле, это скорее проявления Святого Духа. В литургическом изобразительном искусстве Святой Дух иногда изображается как семь языков пламени. Это, наверное, следует из Ис 11, где пророчествуется о Самом Христе. Сказано «на Нём почиет Дух Божий — Дух мудрости и понимания, совета и силы, дух знания и страха Господня». Так что здесь по преданию — семь даров Духа. То есть Святой Дух своими дарами открыл нам глаза, дал нам мудрость, разумение, знание, страх Господень. На это делается ссылка в Катехизисе. Мы можем быть спасены, и не говоря на языках. Но мы не можем быть спасены без знания и без страха Господня. Так что в крещении Святой Дух просветил нас Своими дарами.
Говорится, «Он освятил и сохранил меня в истинной вере». Здесь Катехизис исповедует, что вера не только — дана для нас в начале, но продолжает оставаться даром на протяжении всей жизни. Это дар, который даёт нам Святой Дух, и затем заботится о нём. Представьте себе, что кто-то подарил вам очень дорогую машину. Допустим, «Мерседес» — и сказал — вот вам подарочек. Теперь сами заботьтесь о нём и платите за ремонт. Тогда вы скажете: ну ладно. Хорошо бы иметь такую машину, беру. Затем, рано или поздно, она сломается. Вы отвезёте её в починку. Механик скажет — «новая деталь обойдётся вам в 200000 рублей. Эту деталь нужно менять каждые полгода». Что теперь делать? Если бы Бог даровал нам веру и сказал «сами заботьтесь о ней», она вскоре бы сошла на нет. Но Святой Дух не только даёт нам этот дар, но и сохраняет его в нас. Он отвечает за то, чтобы поддерживать её, как новую. Но Катехизис говорит об этом так: «он освятил и сохранил меня в единой истинной вере». Мы говорим о вере двояко. Мы говорим о своей собственной вере — то есть это дар, который даёт мне Бог, чтобы я мог рассчитывать на обетования во Христе. Думаю, что я упоминал, что вера — как кладка. Это сила, которая может держаться обетований Божиих. И без этой силы, которую даёт Святой Дух, ни на секунду вы не могли бы верить в Иисуса Христа. Вы только бы верили, что Он существует. Но верить, что Он — ваш спаситель — невозможно без этого дара Святого Духа. Так что мы говорим о вере, как о личной вере, но также мы говорим о вере иначе.
Что мы имеем в виду, когда говорим: «он исповедует христианскую веру» или «он держится веры символа»? Когда мы говорим о вере таким образом, мы имеем в виду христианское вероучение; то, что Бог явил нам истину Писания и истину Иисуса Христа. Например, что Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек. Всё это — часть исповедуемого вероучения, что тоже есть вера. Святой Дух не только даёт мне личную веру, но он сохраняет меня в вере церкви. Некоторые хотят отделить одно от другого: «достаточно, чтобы я верил, я могу верить во что угодно. Если я верю во Христа, я могу верить, что Он просто великий Гуру, или что Он просто образец для подражания, или что Он был просто человеком, или что Он какой-то Дух без тела. Какая разница — главное, что я верю в Него». Но мы не можем отделить нашей личной веры от собрания вероучения, которое мы называем христианской верой. Так что Святой Дух также сохраняет нас в истине христианской веры. В истине, исповедуемой нами в Символе Веры; в истине Писания, изложенной в Катехизисе. Это истина, за которую боролась церковь, сражалась и умирала многие столетия. Как же люди в церкви могли делать это? Потому что Святой Дух призвал их Евангелием, просветил их, освятил и сохранил в истинной вере. Так что вера — не только моя личная вера, которую мне дал Христос, но это общая вера Единой Святой Христианской церкви. Мы поговорим немного подробнее об этом в следующий раз. Катехизис также продолжает — Он не только собрал меня, но также Он призвал, собрал и освятил всю христианскую церковь, и сохранил с Иисусом Христом в единой истинной вере. Так что моя личная вера не может быть отделена от святой веры Церкви, от исповедания церкви, от вероучения церкви.
Почему мы говорим «верую… в святую христианскую церковь»? Это член веры. Мы не всегда можем видеть святость церкви. Чаще всего мы не можем её видеть. Чаще всего она сокрыта от нас. Многие люди сильно оскорбляются происходящим в церкви. Я слышал неоднократно, как говорят: «нигде я не был в таком месте, где столько люди ругаются и так жестоко друг ко другу относятся. Мирские люди лучше себя ведут!». На это я отвечаю — диавол уже обладает этими. Он не трудится тяжко в мире, а он только сохраняет своих. Но он сеет свои злые семена в церкви, так что происходят всевозможные скандалы. Так что святая христианская церковь это член веры.
Мы продолжим говорить об этом в следующий раз.