На странице 27 в Катехизисе — утренняя молитва.
Несколько слов о втором члене Символа Веры. И сегодня мы также поговорим о третьем члене Символа Веры.
Мы говорили о смерти, воскресении и вознесении Христа, и теперь Он сидит одесную Бога и ходатайствует за нас, и готовит место для нас. И Символ Веры говорит — оттуда Он придёт судить живых и мёртвых. Христу, Богу Сыну был дан весь суд. Как говорит Евангелие от Иоанна — потому что Он — истинный человек. То есть — Он воспринял человеческое естество, был искушаем во всём, так же, как мы, только без греха, и в Своём теле Он понёс грех мира. Поэтому, несомненно Он может судить справедливо. Когда Христос придёт судить, как это будет? Некоторые места в Писании говорят, что это страшный день. Так и будет для тех, которые находятся вне Христа. Но для тех, которые во Христе, т.е. те, которые веруют в Него как в Спасителя, кто омылся во имя Его, водою святого Крещения — Писание обещает во многих местах, что такие люди будут спасены. Так что для верующих во Христа нет страха в день судный. Также, в 5-й главе Евангелия от Иоанна, говорится, что верующий во Христа не придёт на суд, но перешёл от смерти к жизни. В этом смысле наш суд уже состоялся во Христе. Что же произойдёт в последний день? Всякий человек, когда-либо живший, будет воскрешён из мёртвых, будет стоять пред престолом суда Христа, и будет судим по своим делам. Как говорит Иисус позднее в Ин 5, «сущие во гробах услышат голос Сына Божьего и воскреснут». Делавшие добро — к воскресению жизни, а делавшие зло — к воскресению суда. Значит ли это, что спасение, в конце концов — по делам? Поскольку Иисус уже сказал, что верующие не приходят на суд, но уже в состоянии вечной жизни, последний суд не будет определять, где мы проведём вечность. Это было уже определено во Христе — верующий не судится, а неверующий — уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего — Ин 3. Но в последний день наши дела откроются, и мы будем судимы по нашим делам. Писание говорит об этом во многих местах. И опять же, не для того, чтобы определить, проведём ли мы вечность на небесах или в аду. Дела верующих будут судимы, чтобы нам получить награду. Не вечную жизнь — потому что это никогда не награда, а дар, но будут другие награды за дела, соделанные во Христе — т.е. с верой во Христа. Наши злые дела — а их много — прощены во Христе. Они были смыты с нас в крещении. Снова и снова, посредством священника, Христос прощает нам наши грехи, даёт нам Своё тело и кровь, что также даёт прощение грехов. И всё зло, которое вы сотворили в жизни, которое может время от времени отягощать вашу совесть — можете быть уверены, если оно прощено во Христе, вам не придётся отвечать за это зло перед судилищем Христовым.
Как же тогда будет для неверующих? Они будут судимы не для того, чтобы оказаться на небесах. Все вне Христа — уже осуждены. Писание ясно говорит об этом. В Мф 25 Христос говорит: «когда царь придёт в Его славе, Он соберёт народы, и отделит их, как пастырь отделяет овец от козлов, и овцы пойдут по правую сторону Его, а козлы — по левую сторону. Важно знать, что прежде, чем состоится суд — уже произведено разделение. Суд не определяет, кто овцы, а кто козлы, но разделение произносится, и потом происходит суд. Что говорит Христос овцам? Он говорит — придите, благословенные Отца Моего, войдите в царство, уготованное вам от создания мира. То есть их вход в царство не основан на их делах, но от избрания Отцом их во Христе прежде основания мира. А что Он говорит козлам по левую сторону? Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный для диавола и ангелов его. Ад не был создан для человека, но для диавола. Но люди будут там не потому, что Бог так замыслил, но потому, что они сами так захотели. Они возлюбили диавола и пути его, пока жили здесь, на земле — и они так и проведут вечность, со своим возлюбленным. Но это не две равные вещи. Бог не предопределил козлов к аду прежде основания мира, но Он предопределил овец к небесам до основания мира. И только после этого Он отделяет судные дела. Так что нам очень важно понять эти две вещи — что во Христе наше спасение — надёжно. Тем не менее, в последний день мы будем судимы по нашим делам. Если мы вне Христа — пока мы не каемся и не верим — наш конец тоже надёжен, но это не будет блаженный конец. Неверующие тоже будут судимы по своим делам. Скажет ли Бог что-нибудь доброе о делах неверующих в тот день? Я знаю неверующих, которые совершают больше добрых дел, чем большинство христиан, мне известных. Как же ответить на это? Не может быть истинно добрых дел без веры во Христа. Даже добрые дела неверующих — грех. На суде не будет награды за них. Но даже и добрые дела будут считаться злыми — что совершается с верой во Христа, и всё, что совершается в неверии — вот в этом разница. Когда христиане делают добрые дела, действительно, наши дела нечистые — даже наши лучшие дела запятнаны грехом. Но этот грех — прощён, и дела приемлемы за счёт Христа. Когда неверующие делают добрые дела, то они выглядят иногда даже лучше. Они выглядят добрыми в глазах человека, но в глазах Бога — это грех. Они не совершенны во Христе, а вне Христа нет прощения. И поэтому эти дела в глазах Бога — злы. Так что в последний день это откроется. Праведность христиан откроется, потому что это не наша праведность, а праведность другого, и в праведнике наши добрые дела будут приемлемы. Но, с другой стороны, праведность нехристиан в день суда откроется, какова она на самом деле. Откроется, как грех. Самое лучшее, что может произвести падший человек — это только грех в глазах Бога.
По поводу крестовых походов и инквизиций — следует спросить — знали ли Христа люди, которые совершали это? Потому что Христос ясно утверждает, что Его последователи не берут меча и не отстаивают Его царства силой. Но в каждом отдельном случае, несомненно, были некоторые истинные христиане, участвующие в этом, или некоторые покаялись в конце. Да, даже это было пригвождено к кресту со Христом и прощено. Мы даём Богу судить, однако верится с трудом, что истинные христиане могли так отклониться от веры во Христа.
Мф 11:12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Я понимаю, что здесь говорится о силе веры, которая твёрдо держится обетований Божиих. Потому что вера — это борьба против неверия нашей греховной плоти, против лжи и козней диавола, против сопротивления мира. Так что в этом смысле Царство Божие берётся силою. Но я думаю, в смысле послания к Ефесянам, 6, где апостол говорит нам облечься во всеоружие Божие, потому что наша брань не против плоти и крови, но против небесных сил, т.е. сил злых. Там мы облекаемся во всеоружие, и такая действительность тоже есть — что хотя Царствие Божие — это дар, и вера, принимающая его — тоже дар, мы, имея этот дар веры, ежедневно молимся. Я думаю, такой здесь смысл.
Мы подходим к третьему члену. Прежде, чем я забуду, давайте прочитаем первый, второй и третий члены Веры.
Первый член веры
О сотворении
Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли.
Что это значит?
Я верую, что Бог сотворил меня и всех тварей, дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены, разум и все чувства, и что Он их ещё сохраняет; также одежду и обувь, пищу и питьё, дом и двор, супруга и детей, поле, скот и всяческое добро. Он дарует мне щедро и каждый день пищу и всё потребное для этой жизни, ограждает меня от всех опасностей, хранит и избавляет меня от всякого зла. Всё это Он делает из чистой отеческой, божественной доброты Своей и из милосердия Своего, без всяких моих заслуг и достоинств. За всё это я обязан благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему. Это несомненная истина.
Второй член веры
Об искуплении
(Верую...) во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребённого, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мёртвых, вознёсшегося на небеса и сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придёт судить живых и мёртвых.
Что это значит?
Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, предвечно рождённый от Отца, и также истинный человек, рождённый от Девы Марии, есть мой Господь. Он искупил меня, осуждённого и погибшего человека и избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола — не золотом или серебром, но Своей святой драгоценной кровью и Своим безвинным страданием и смертью, чтобы я принадлежал Ему, жил в Его царстве под Его властью и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мёртвых, живёт и царствует вовеки. Это несомненная истина.
Третий член веры
Об освящении
(Верую...) в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.
Что это значит?
Я верую, что не могу собственным умом или силою ни верить в Иисуса Христа, ни придти к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так же Он призывает , собирает, просвещает и освящает всю христианскую церковь на земле и сохраняет её с Иисусом Христом в единой истинной вере. В этой Церкви Он каждый день щедро прощает мне и всем верующим все грехи, и в последний день Он воскресит меня и всех мёртвых и дарует мне и всем верующим во Христа вечную жизнь. Это несомненная истина.
Это подводит нас к третьему члену. Не так много лет назад, я, наверное, не задумывался над этим, но если бы меня спросили — что это за третий член? Я бы сказал — это всё, что не вошло в первый и второй члены. Наверное, у вас дома есть такое место, куда вы засовываете всё, что не помещается в другие места и не помещается в другие категории. Я думаю, я так думал о третьем члене. Но когда смотришь на объяснение в Катехизисе, начинаешь понимать, что всё это — не просто всякая всячина, но, в самом деле, одно связано с другим. Есть связь между шестью понятиями, о которых говорится в этом члене.
Сперва мы говорим «верую в Духа Святого». Интересно, что в первом члене — краткое описание Бога Отца. Он описан как Творец неба и земли. Во втором члене — очень подробное описание Иисуса Христа. Но мы говорим просто «верую в Духа Святого». В никео-цареградском символе веры мы говорим, что это Господь животворящий, исходящий от Отца и Сына, равно с Отцом и Сыном прославляемый и почитаемый. Но в апостольском символе веры мы просто говорим, что веруем в Него. В более ранних членах Символа Веры иногда третий член Символа Веры был «и в Духа Святого». Почему же в Символе Веры Он никак не описан? Это свидетельствует о том, что в то время не было споров насчёт Святого Духа. Во втором члене такое подробное описание Иисуса Христа, потому что были многие споры насчёт того, кто такой Иисус Христос, и многие заблуждения насчёт того, кто Он такой и что Он совершил. Но не было крупных споров расчёт Святого Духа. В наше время, если бы Символ Веры был написан сегодня, он мог учитывать странные представления пятидесятников, но имеющийся у нас Символ Веры не отражает этого. Вероятно, в наше время то, что содержится в третьем члене Символа Веры обсуждается очень подробно в церкви. Что такое «церковь», и что такое «общение святых»? Что значит, что грехи прощены? И что это за воскресение? Это нужно обсуждать и прояснять в наше время, и они, в самом деле обсуждаются, но не проясняются. Как же всё это связано вместе? Сперва Святой Дух, затем Церковь.
Как объясняет Лютер? Он говорит о работе Святого Духа в призвании меня Евангелием. Не только меня, но и всех верующих во Христа. Таким образом, в церкви Святой Дух через Евангелие собирает вместе церковь. Что же Он делает в церкви? Он прощает нам все грехи — до последнего дня Он щедро прощает все грехи. И что же Он сделает в последний день? Он воскресит меня и всех верующих из мёртвых и даст мне, и верующим во Христа вечную жизнь. Так что всё это — дело Святого Духа. Это свойственно Ему — призывать меня через Евангелие, призывать и подкреплять церковь. Значит ли это, что Отец не участвует в призвании и собирании нас? Конечно не значит. Можно найти много отрывков в Писании, говорящих о роли Отца. Значит ли это, что Сын не участвует в призвании и собирании нас вместе в церковь? Конечно, не значит. Также, как и в других двух членах, третий член включает Отца, Сына и Духа — все три ипостаси. Подобно тому, как главное дело Отца — творить, главное дело Сына — быть нашим искупителем, так и дело Святого Духа — освящать нас. Поэтому он называется «Святой Дух». Отец тоже свят, и Сын свят, но в Писании обычно у Духа такое наименование — Святой Дух, потому что именно Он приходит к нам и освящает нас. Как же Он это делает?
Давайте рассмотрим внимательно пояснение Лютера. Рассматриваем это — обратите внимание — что делаю я, и что делает Дух. Разберём грамматику. Где здесь подлежащее? «Я верую…» и «я не могу своими силами…». В остальном подлежащее, — Святой Дух. Он совершает все действия. Сперва, кажется, здесь есть противоречие — я верую, что не могу верить своими силами или разумом. Откуда же берётся эта вера? Если я не верую своими силами или разумом… это может быть только дар Божий, данный мне Святым Духом. В наше время можно часто услышать, что вера — это какое-то моё качество. «Веруй сильнее!», или проповедь подстрекает людей верить в сказанное. «Теперь, вот я вам сообщил всё, что можно, решайте! Принимайте Христа, приглашайте Его себе в сердце и веруйте в Него». Я проповедал это так привлекательно, что вам прямо-таки хочется принять. Я так представил вам Христа, как порошок тайн. Я сказал всё хорошее про Христа. Я сказал вам, как со Христом вы будете счастливы, и все ваши заботы прекратятся, жизнь станет лучше, и некоторые проповедники говорят, что вы обогатитесь и выздоровеете. И ни в коем случае я не скажу вам, что вы под крестом, или что могут быть гонения — потому что вам сказать это, вы ещё не захотите верить… Всё это — неправильный подход к вере. Проповедники, во-первых, должны быть внимательны, что слушающие не могут веровать своим разумом или силами. Только ли это мысли Лютера? Или, может быть, Писание говорит об этом? Я думаю, что Писание так ясно говорит об этом, что поразительно, как люди не понимают этого. Например, в 1-й и 2-й главе 1-го послания Павла к Коринфянам апостол говорит, что проповедь Христа — безумие для слушающих. Для всякого, кто в то время неверующий, проповедь Христа — это бессмыслица. Он говорит, для нас, спасённых — это сила Божия. Только когда мы уже верим, проповедь креста становится прекрасной для нас. Если это безумие для нас до того, как мы верим, как же нам перейти от этого к другому? Не нашим разумом и силами. И далее апостол говорит, что душевный человек не принимает от Духа Божия, ибо это для него — безумие. Не принимает, и не может, потому что об этом следует рассуждать духовно. То есть, человек, который всё ещё не обращён и не верует, не может быть убеждён в вере. Почему? Из-за произошедшего, когда согрешили наши прародители. Так что все наследники Адама и Евы рождаются без истинного страха Божия, без веры. Мы не можем веровать — сами по себе. Но говорится, что Святой Дух призвал меня через Евангелие. Есть несколько отрывков. преподающих, что сама вера верующего — это дар Божий. Если спросить, что требуется для спасения, некоторые люди говорят «не дела, но требуется вера». В каком-то смысле это так. Но откуда берётся эта вера? Это тоже дар Божий. Это не человеческое дело, это не человеческое достоинство. Еф 2:8–9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Что же есть дар Божий? Всё. Благодать — дар Божий, спасение — дар Божий, и вера — дар Божий. Это ясно следует из греческого текста. Павел написал филиппийцам — дано вам не только веровать в Иисуса Христа, но и страдать за Него. Конечно, здесь подчёркиваются страдания, но это дар. Но Павел также говорит, что вам дано веровать. Даже эта вера есть дар. Как же она приходит к нам? Святой Дух призвал меня Евангелием. Это не произошло просто так. Однажды я видел фильм про жизнь Христа. Дошло до того, что Иисус спросил у своих учеников — за кого почитают Меня люди? И все задумались. И вдруг Петра осенило: Ты Христос, Сын Бога живого! Как будто ему стукнуло по лбу озарение. Конечно, меня там не было, и я не знаю, как это произошло, но я скорее думаю, что не так. Потому что Пётр слышал Евангелие, и Евангелие стояло прямо перед ним. У него не было какого-то внезапного озарения ниоткуда-то. Но через Евангелие Святой Дух произвёл это убеждение в нём. Иисус сказал ему: благословен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах. А зачем Иисусу было говорить Петру, что откровение было от небесного Отца? Если его внезапно осенило, то он и так это знал. Но это понимание пришло к нему более обычным путём. Для нас, верующих во Христа, наша вера может казаться очень простым делом. Мы можем даже подумать, что это наше решение, наш выбор, и ничего в этом такого сверхъестественного нет. Но то же самое относится и к нам. Если вы знаете, что Иисус Христос — Сын Бога живого, а не просто какой-то великий учитель, или великий пример для подражания, то не плоть и не кровь открыли это вам, хотя, несомненно, вы слышали Евангелие из уст обычного человека. Но если у вас есть это знание — значит, Сам Бог открыл это вам. Святой Дух призвал вас к вере через Евангелие. Поэтому, когда апостолы проповедуют в Библии, они ни говорят, какая прекрасная будет христианская жизнь, они не стараются представить Евангелие разумно — они просто рассказывают, в чём дело. Иисус Христос был погребён, но Бог воскресил Его в последний день, потому что в Писании написано, что смерть не могла удержать Его. И мы — свидетели всего этого. И даже без всякого убеждения многие люди уверовали. Кто поверит такой неразумной проповеди? Только те, кого Святой Дух призвал Евангелием. Ни один из нас не может считать свою веру своей заслугой. Почему я верую, а мой брат, которого так же воспитали — не верует? Нельзя на это ответить, как будто бы я более чуткий к духовным вопросам. Нельзя ответить на это — потому что я решил принять эту проповедь, а мой брат решил не принимать. Но половина-то верна! Мой брат отверг проповедь! Но другая половина неверна — что я христианин, потому что я решил принять Евангелие. Почему же я христианин? Потому что Святой Дух призвал меня через Евангелие. Когда я предстану перед Богом в последний день, мне будет нечем гордиться «о, Господи, так здорово, что я избрал тебя». Я скажу — спасибо, что Ты призывал меня Святым Духом.
Как же Святой Дух призывает меня? Через проповедь слова — Рим 10 — вера от слышания, а слышание — от Слова Божия. Но для некоторых из вас Евангелие пришло к нам когда-то через воду. Когда мы были слишком малы, чтобы слышать и принимать Евангелие, мы приняли Евангелие сперва от воды крещения — для младенцев обычное дело — принимать Евангелие в мокром виде. Конечно, когда они возрастают, им нужно слышать Евангелие. Итак, Евангелие этими двумя путями — через проповедь и через воду — этими двумя путями Святой Дух приходит к нам и призывает нас к вере.
Наше время вышло. Продолжим в следующий раз.