(перевод Алексея Шилина)
Доброе утро. Начнём с утренней молитвы на странице 27.
В этой молитве три части. Сначала мы осеняем себя знамением святого Креста во имя Отца и Сына и Святого Духа, затем мы произносим Символ Веры и молитву Господню, а затем краткую молитву, которая здесь приведена. Ещё раз: я хотел бы повторить, чтобы вы выучили эту молитву, она – для вашего блага. И сделайте так, чтобы это было составной частью вашей жизни утром и вечером.
* * *
В связи с этой молитвой я уже упомянул, что мы произносим как Символ Веры, так и Отче Наш – т.е. вторую и третью главы Катехизиса. И хотя здесь это специально не выписано, Лютер предлагал спеть духовную песнь или гимн о 10 заповедях, т.е. человек начинал день, произнося первые три главы Катехизиса, и поэтому мы живём нашу жизнь по Катехизису. Обращаясь к тем, кто не присутствовал на наших занятиях с начала года, я хочу повториться: Лютер не изобрёл этот Катехизис. С самых ранних времён церковь наставляла людей в Символе Веры, в Отче Наш и в 10 заповедях, и также уча о таинствах. И эти разделы – они считались необходимым итогом христианского учения. И в этой утренней и вечерней молитвах мы пользуемся катехизисом ежедневно. Только ли мы начинаем свою жизнь, как христиане, или же мы уже опытные христиане, мы хорошо поступаем, ежедневно обращаясь к катехизису.
Наша сегодняшняя тема – это второй член Веры. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте мы вслух произнесём как первый член, так и второй – вместе с объяснениями, конечно.
* * *
В прошлый раз мы говорили о смерти и воскресении Иисуса Христа, как в личности Иисуса Христа это было смертью не только человека, но и Бога. Хотя Бог и не может умереть. Невинная кровь, которую пролил Христос на кресте – это кровь не только человека, но и Бога. И воскресение Иисуса Христа – это воскресение не только Бога, но это и воскресение человека. Это не было только духовным воскресением, как тому учили некоторые древние еретики, и как тому продолжают учить многие современные учителя. Однажды я прочитал статью, написанную либеральным лютеранином, и он сказал, что если будут обнаружены кости и могила Иисуса Христа где-нибудь в Палестине, это не вызвало бы никаких препятствий для нашей веры. Но это неправда. Это не то, чему учит Писание и не то, чему традиционно учила церковь – а именно, что воскресение Иисуса Христа – это воскресение плоти Сына Божия. Что тело, которое было пригвождено ко кресту и умерло на кресте, воскресло вновь к жизни на третий день.
Иисус Христос явился ученикам Своим после воскресения. Он пил и ел с ними. Когда они увидели Его, они подумали, что видели призрака. И он сказал им тогда –дотроньтесь до Меня, вложите персты свои в раны от гвоздей – и Он сказал, что у призрака нет плоти и костей, как у Него. Иногда люди думают, что это у нас должно вызывать особые проблемы — верование в то, что Христос воскрес во плоти. Они думают, что поскольку мы уже просвещены и разбираемся в науке, из-за этого у нас проблемы. Однако известно и то, что у человека до Возрождения, непросвещённого, были такие же проблемы. Даже у учеников были проблемы, связанные с этим. Даже после того, как Иисус явился живым пред своими учениками – мы читаем в Мф 24- Он сказал идти им в Галилею, где Он их встретит. И там сказано – что увидев Его, многие поклонились Ему, а иные усомнились. Даже то, что Он показывал им тело и руки, даже то, что Он пил и ел с ними – не полностью развеяло их сомнения. В книге Деяний мы видим, что происходит, когда Евангелие сталкивается с греческой философией. Павел приходит в Афины и говорит с философами в ареопаге. И было сказано, что эти философы ничем не любили так заниматься, как поговорить и поразмышлять о чём-то новом. «А, давайте пригласим этого Павла, у него есть новые идеи». И они вежливо его выслушали, пока он не дошёл до воскресения, а потом вдруг стали надсмехаться над ним. И сразу вся встреча сошла на нет, никто не захотел его слушать. И для падшего человеческого разума это всегда было камнем преткновения – вера в воскресение плоти. Так что давайте не пользоваться отговорками, вроде «я слишком образован, я разбираюсь в науках» - потому что это – не причина неверия. Можно из своих знаний, из своих подготовки выудить то, что оправдает наше неверие. Однако само неверие – оно происходит из другого источника. Оно приходит из того факта, что мы, по природе своей, грешники. Это моя теория, которая основывается на моём собственном опыте. Однако мне кажется, что наша основная проблема – что у нас проблемы возникают в попытке поверить в то, что лежит вне нашего человеческого опыта. Было время, когда я был слишком умён, просвещён и образован для того, чтобы верить, однако затем, несмотря на это, пришла вера. И я понял, что моя основная проблема была в том, что я сам этого не видел, и никогда не ощущал. Я ни разу ни читал ни об одном случае, который был бы документально зафиксирован. Однако же – если есть Бог, что такого невозможного в воскресении? Мы должны сказать – конечно, нет ничего такого невозможного, иначе Бог не был бы Богом. Но как христиане мы знаем, что Бог дал нам новое рождение; что Он взял нас, мёртвых во грехах, и оживил в Иисусе Христе. И хотя мы ещё не испытали сами воскресение плоти, мы веруем в то, что Тот, кто может даровать нам такую жизнь, воскресил Сына Своего из мёртвых, и однажды воскресит с ним и нас, в Нём, телесно. Так что для христиан, принявших дар веры, нет ничего невозможного в этом для веры. Однако поскольку мы ещё грешники, это трудно. Трудно в это поверить, и это было бы невозможно без дара веры.
Символ веры также говорит, что Христос вознёсся на небеса. Когда это произошло? 40 дней по воскресении. И в течение этих сорока дней Господь являлся в разное время Своим ученикам, пил и ел с ними, и, как утверждает 1-я глава Деяний, Он явил Себя живым перед ними многими свидетельствами. Хотя для нас и нет стопроцентных доказательств воскресения, однако у нас имеются осязаемые свидетельства этого. И это – рождение и рост христианской церкви. Каким образом это служит подтверждением воскресения? Потому что мы знаем из Евангелий, что апостолы Иисуса Христа были боязливые, трусливые люди, которые во времена суда над Иисусом убежали, один из них отвергся Иисуса три раза… Если бы Христос просто умер, что бы поменялось? По крайней мере, можно сказать, что эти люди убедились в том, что Он воскрес из мёртвых. Некоторые хотели доказать, что учение о воскресении – это нововведение, которое было придумано ранней церковью. Однако мы знаем из исповеданий, а также из Писаний, что большинство апостолов были умерщвлены за свою веру. Кто умрёт за выдумку? Свидетельства указывают на то, что их поздние дерзновения были основаны на действительной вере в то, что Иисус – воскрес, и также вера в то, что они умрут и воскреснут с ним. Откуда мы знаем, что они вдруг стали такими отважными людьми, или что они столь дерзновенно стали проповедовать воскресение Иисуса Христа? Потому что мы знаем, ещё с апостольских времён есть свидетельства тому, что церковь росла и умножалась, и что даже во времена гонений она продолжала расти и умножаться. Так что, хотя рост и жизнь церкви не доказывало само по себе воскресения, однако это даёт нам уверенность в том, что эти очевидцы были на самом деле очевидцами.
На сороковой день после воскресения Иисус Христос вознёсся на небо. Подробности этого мы можем найти в первой главе Деяний. А что значит это Его вознесение на небеса; что значит оно для нас? Это значит, что Он сейчас находится одесную Бога, и там Он ходатайствует за нас. Мы также читаем и в послании к Евреям, что Он очищает небесное святилище Своей кровью. Однако мы не знаем с точностью, когда это случилось. Однако на сороковой день после воскресения Он телесно вознёсся. И ангелы сказали апостолам, что Он вернётся так же, как и ушёл. Однако в то же самое время Он ходатайствует за нас перед Отцом. И это даёт нам дополнительное утешение, потому что, как говорит 8-я глава послания к Римлянам, если Бог за нас, то кто против нас? Иногда из-за нашего греха мы искушаемся, и нам хочется думать, что Бог против нас. И нам нужно сделать что-то, чтобы убедить Его в том, что не нужно больше гневаться на нас. Но Он – Тот, Кто послал Сына Своего, чтобы Он умер и воскрес за нас; Бог Отец – это Тот, Кто Сам даровал Своему Сыну почётное место одесную Себя, так что Сын может непрестанно ходатайствовать за нас. Так что мы можем найти утешение в том, что Бог – за нас. А не против нас. Это постоянно напоминает. Что Он предоставил совершенную жертву за наши грехи; что хотя мы и грешим, Он даровал нам Свой дар праведности, и взял на Себя нашу неправедность на кресте. И хотя мы не так много и говорим о вознесении Христа, очень важно об этом помнить и размышлять. Нужно помнить, что вознёсшийся Христос по-прежнему ходатайствует за нас, и то, что Он вознёсся – не значит, что Он отсутствует среди нас. Он продолжает приходить к нам в Божественной литургии. Он приходит и проповедует нам Своё слово; Он приходит и произносит нам слова отпущения; Он приходит, и через руки священника крестит нас, и рукою священника даёт нам Своё тело и кровь. И Христос не сидит, ничего не делая на небесах, но Он продолжает оставаться нашим посредником и ходатаем. И Он – совершенный посредник, потому что Он – человек. Он — всё, что и мы есть, только кроме греха. Так что Он – наш совершенный представитель перед Богом, но Он – также истинный Бог. Он – всё, чем является Отец. Так что Он в совершенстве представляет нам Бога. «Видевший Меня видел и Отца». Может быть, кто-то из вас, или из тех, кого вы знаете, верит, что Христос – милостивый и любящий, а вот Бог Отец – Он всё время на расстоянии, немного гневается; и так хорошо, что у нас есть Сын, потому что Отец – другой. А это не так, согласно Писанию. Откровение Бога, явленное в Иисусе Христе – это откровение Божьего любящего сердца; откровение, данное нам. Так же нам не следует думать, что Сын никогда не был и никогда не будет гневающимся. Мы видим это даже в Евангелии. И когда Он грядёт вновь в последний день, Он не только придёт спасти избранных Своих, но Он также придёт излить гнев на грех и грешников. Однако, если мы во Христе – то нам нечего бояться, потому что Он – наш посредник. И в Символе веры мы исповедуем в конце, что Он придёт судить живых и мёртвых. Писание ясно говорит, что суд отдан в руки Сына Божьего, и что все мы, в конце, предстанем пред судным престолом Христа. Но как будет происходить этот день? Ну, с одной стороны, пугающий, но Писание уверяет нас, что верующий во Христа не приходит на суд, но уже перешёл от смерти в жизнь. Так что, я пока не хочу говорить подробно о последнем суде на данный момент, но я вот, что скажу: последний суд не состоит в том, чтобы определить наш окончательный «пункт следования», потому что, как говорит нам Евангелие от Иоанна – верующий в Него не судится, а неверующий – уже осуждён, потому что он не поверил во имя единородного Сына Божия. Мы можем сказать, что суд уже произошёл, когда Христос был пригвождён ко кресту. В Нём грех был проклят и осуждён, и Он, Христос – вынес вечное наказание за грехи всего мира. И поэтому для тех, кто верует в Него, нет такого, чтобы для них был гнев и вечный ад. Но для неверующих в Него; для тех, кто отвергается Его совершенной жертвой – нет больше жертвы за грех, но только ожидание гнева Божьего. Так что последний суд – это не возможность в конце концов увидеть, что же произойдёт, на самом ли деле ты окажешься настолько хорош, чтобы попасть на небеса. Последний суд имеет другое предназначение: он откроет веру и неверие, и он явит спасённых сынов Божиих и также он явит, откроет неверие. Он сделает явным тщетность упования на самого себя, и будет осуждено всякое упование человека на себя. В объяснении второго члена Символа Веры Лютер говорит, что Он всё это сделал, чтобы я принадлежал Ему, жил в Его царстве под Его властью, и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мёртвых, живёт и царствует вовеки. Мы не должны понимать эти слова как обязательство, которое накладывается на нас. Мы не должны понимать это так, что «Христос сделал вот это, а это – то, что ты должен сделать в ответ». Смерть Христова и Его воскресение сделали возможным нам принадлежать Ему, служить Ему, и вот этого мы не могли раньше. Писание говорит, что мы были врагами Богу, но во Христе Бог примирил нас с Собою, и теперь мы освобождены и свободны служить Ему. И Он сделал это для того, чтобы мы могли жить в Его царстве под Его властью. И наше будущее – оно абсолютным образом завязано на том, что сделал Христос. Как и Он воскрес из мёртвых, так и мы. Я повторяю, что это чудесное утешение – знать это. Знать, что Сам Господь вкусил смерть и прошёл через такие ужасные страдания, о которых мы даже никогда не получим представления. Однако Он победоносно восстал и победил смерть. И это говорит нам о том, как это будет с нами. Мы очень хорошо знаем, что смерть вокруг нас в мире, и мы знаем, что если не придёт Христос прежде, то и мы также повторим путь всякой плоти – т.е. мы умрём, потому что хотя мы и христиане, мы всё равно – дети Адамовы. Мы всё равно обременены греховной плотью, которая должна умереть. Однако во Христе мы ясно видим наше будущее. Так что, как Он живёт, так и мы будем жить. Как Он воскрес победоносно из смерти, так и мы. Позвольте задать вам трудный вопрос: смерть – это наш враг или наш друг? Христианин не вкусит второй смерти – т.е. вечной смерти в озере огненном. Однако смерть, какую мы испытываем здесь, в этом мире, это враг или друг? Я бы сказал, что смерь – наш враг. Но. Если вы так скажете, то есть и другие тексты Писания, говорящие, например, «драгоценна в очах Божиих смерь Его святых», например, в Исайе говорится, что праведник погибает, и никто не принимает этого близко к сердцу. Никто не понимает, что он был избавлен от грядущего зла. В Новом Завете о смерти христианина говорится как о сне. Так что всё зависит от того, как вы рассматриваете это.
Наше время вышло. Продолжим в следующее воскресенье.