Доброе утро, рад видеть вас. Сегодня мы начнём немного иначе. В Катехизисе кроме шести глав есть кое-что иное. Сюда входят молитвы утром и вечером, и также перед едой и после еды. Так что утром я хотел бы сделать введение в утреннюю молитву. Она находится на 27-й странице. Я кое-что хочу сказать об этом. Кое-что здесь неясного, могло бы быть яснее… По поводу молитвы – Лютер даёт чёткие указания. Он говорит – когда вы поднимаетесь утром, он чётко говорит – совершите крестное знамение, и затем скажите эти слова. И затем, в конце, он предлагает человеку спеть гимн, и он предлагает гимн о десяти заповедях – гимн, который он сам написал. Мне кажется, у нас нет этого гимна в русском переводе. Но, может быть, в будущем он появится. Давайте встанем и помолимся утренней молитвой, как она представлена здесь.
«Во имя UОтца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
Затем произнеси стоя или на коленях символ веры и молитву Господню. Кроме того, можешь ещё произнести следующую молитву:
«Благодарю Тебя, Отче мой небесный, чрез Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Сына, что Ты милостиво сохранил меня в эту ночь от всякого вреда и опасности, и молю Тебя, сохрани меня в течение этого дня от грехов и всякого зла, чтобы все мои дела и моя жизнь были благоугодны Тебе. Предаю себя, моё тело и мою душу и всё в Твои руки. Святой Твой ангел да будет со мною, чтобы злой враг не осилил меня. Аминь»
В будущем мы начнём каждое занятие либо с утренней молитвы, либо с вечерней, и будем надеяться, что они западут вам в память – по крайней мере, настолько, чтобы вы испытывали побуждение выучить то, что вам ещё не запомнилось. И я советую, чтобы вы начинали и заканчивали свой день так, как учит катехизис – этими молитвами – утром и вечером – и также пользовались молитвами до и после трапезы в течение дня.
Мы говорим о втором члене Символа Веры, что можно обобщить словом «искупление». Пока что давайте прочитаем первый член и его объяснение, и второй член, и его объяснение.
Первый член веры
О сотворении
Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли.
Что это значит?
Я верую, что Бог сотворил меня и всех тварей, дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены, разум и все чувства, и что Он их ещё сохраняет; также одежду и обувь, пищу и питьё, дом и двор, супруга и детей, поле, скот и всяческое добро. Он дарует мне щедро и каждый день пищу и всё потребное для этой жизни, ограждает меня от всех опасностей, хранит и избавляет меня от всякого зла. Всё это Он делает из чистой отеческой, божественной доброты Своей и из милосердия Своего, без всяких моих заслуг и достоинств. За всё это я обязан благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему. Это несомненная истина.
Второй член веры
Об искуплении
(Верую...) во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребённого, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мёртвых, вознёсшегося на небеса и сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придёт судить живых и мёртвых.
Что это значит?
Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, предвечно рождённый от Отца, и также истинный человек, рождённый от Девы Марии, есть мой Господь. Он искупил меня, осуждённого и погибшего человека и избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола — не золотом или серебром, но Своей святой драгоценной кровью и Своим безвинным страданием и смертью, чтобы я принадлежал Ему, жил в Его царстве под Его властью и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мёртвых, живёт и царствует вовеки. Это несомненная истина.
В прошлый раз мы говорили о том, кто Иисус Христос. Он – истинный Бог и истинный человек. Он – полностью Бог и полностью человек в одной ипостаси. Это – одна ипостась Иисуса Христа. В Нём полнота божественной природы и полнота человеческой природы. Эти природы, в самом деле, различны, но они не могут быть разлучены. В ранней церкви иногда пользовались примером раскалённого железа: когда железо раскалено докрасна, невозможно разделить огня и железа, но также невозможно смешать огонь с железом. Несколько веков – даже ещё до конца апостольского времени — были великие споры об ипостаси Иисуса Христа, и каждая христологическая ересь либо отрицала одну из природ, либо как-то их разделяла, либо как-то их смешивала, так что у нас будет всё в порядке, если мы будем следовать катехизису – что Господь мой – это Иисус, истинный Бог, рождённый от Отца предвечно, и также истинный человек, рождённый от девы Марии. Я снова подчёркиваю, что воплощение не было временным явлением. Но со времени воплощения, когда Христос был зачат в утробе Своей матери, Слово стало плотью, и эта ипостась Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, пребывает доныне. Какая нам разница: может быть, это нужно только богословам, которым нечего делать? Или всё-таки это важно?
Сегодня мы поговорим о том, что совершил Иисус Христос. Никто не считает, что сделанное Христом для нашего спасения неважно, но, как мы увидим, мы не можем отделять Его ипостаси от того, что Он совершил. В катехизисе эти две части соединены словом «Господь». Когда мы исповедуем Иисуса Господом, мы исповедуем истинного Бога и истинного человека. Много говорится о том, что Иисус – Господь, но при этих разговорах мало обращают внимание на то, кто такой этот Иисус Христос. И для многих людей Иисус – не столько личность, сколько переживание. И если у вас было это переживание, то уже неважно, якобы, Кто эта личность. Но, например, в двадцатой главе Евангелия от Иоанна, Иоанн говорит, что Иисус сотворил много других знамений, о которых не сказано в этой книге, но сие написано, чтобы вы веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Важно не то, чтобы мы верили в какого-то Христа, но чтобы мы правильно верили о Нём. Чтобы мы понимали и верили в то, что Он говорит о Себе Сам. Так что когда мы говорим – Иисус – это мой Господь, мы говорим что-то определённое о Его ипостаси. Но мы также говорим что-то определённое про Его деяния.
Катехизис говорит: «Он искупил меня». Поговорим немного об этом слове «искупил». Что это значит? Он заплатил. И подразумевается, что Он выкупил меня из плена или из рабства. И какую же Он заплатил цену? Как говорит Катехизис – святую, драгоценную кровь, и безвинное страдание и смерть. И от чего Он меня искупил? Лютер здесь указывает на три – на грехи, на смерть и на власть диавола. Это также означает, что Иисус – мой Господь. Часто можно услышать, как говорят: «ты сделал Иисуса своим спасителем, но сделал ли ты Его своим Господом?» - то есть, слушаешься ли ты Его, даёшь ли ты Ему быть своим начальником? Но если мы будем понимать слово «Господь» так, как понимает катехизис, то Господь не столько означает «начальник», но означает «спаситель». Быть Господом значит быть Спасителем. Как объясняет Катехизис, если Иисус – ваш спаситель, Он – ваш Господь. Конечно, мы хотим слушаться нашего спасителя, но это слово «господь» превыше всего имеет значение Евангелия – Он – наш искупитель. И Лютер объясняет это более подробно в Большом Катехизисе.
Как же Он это сделал? Конечно, он совершил это Своей смертью на кресте, пролив святую драгоценную кровь. Иногда, когда мы преподаём Катехизис, мы говорим о Христовом состоянии уничижения и состоянии превознесения. Это взято из второй главы послания к Филлипийцам, где апостол Павел говорит, что Христос, будучи образом Божиим, «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». Что же значат слова, что Иисус уничижил Себя? Время от времени встречаются гимны, где подразумевается, что Христос уничижился, когда стал человеком, якобы воплощение и есть Его уничижение, но это невозможно. Почему? Если бы так, то Он до сих пор находился бы в состоянии уничижения. Мы уже говорили на прошлой неделе, что в воплощении божественное естество не уничижилось, но человеческое естество было превознесено во Христе. Тогда – что такое уничижение Христа? Он мог бы родиться во дворце, сидеть на земном престоле, и иметь всевозможную власть и славу – Он всё равно был бы воплощён. Но можно сказать, это больше бы соответствовало Его ипостаси. Но вместо этого – Он родился в презренном народе, у незнатных родителей, в яслях. Он был небогат, Он жил обычной жизнью, ничего особенного внешне в Нём не было. Согласно Ис 53, у Него не было ни вида, ни величия, что привлекали бы к Нему. Но когда мы видели Иисуса, смотрели на Него, что вы видели? Человека. Но обычно божественная природа была сокрыта, и была проявлена только временами. Вот это мы называем состоянием уничижения. Но даже кроме этого, Христос пришёл как служащий, и не только как служащий, но и как страдающий раб. Его страдания начались с самого начала, и они достигли предела на кресте. Вот это – уничижение Христа. Следует отметить, что Он совершил всё это – одновременно как Бог и как человек. Иногда мы говорим о послушании Христа в исполнении закона. Но что, если бы Он был просто великим человеком, и в совершенстве исполнил бы закон? Значило ли бы это что-либо для нас? Нет. Тогда Он был бы для нас не более, чем примером. Кто-то мог бы сказать – смотрите на этот пример! Смотрите, на что способен был бы человек! И теперь делайте так же! И какой бы это был тогда спаситель? Иисус исполнил закон не только как истинный человек, но и как истинный Бог. Богу не обязательно исполнять собственный закон, но как богочеловек Он соблюл закон не как наш пример, хотя в побочном смысле Он действительно служит образцом. Но Он сделал то, что мы неспособны сделать. Он исполнил закон вместо нас – потому что Он истинный Бог, а также истинный человек. И поэтому исполнение закона им – не просто пример для нас, но и заслуга для нас. Когда Христос умер за кресте и пролил свою кровь, Он пролил кровь не только как человек, но как богочеловек. Конечно, люди, которые считали, что Христос был только Бог, а не человек – в каком-то смысле Его кровь не была бы действительной. Если бы Он был просто человеком, то Он умер бы просто как праведник. Как прекрасно, что Он умер как праведник, но какая польза от этого для нас с вами? Опять же, Его смерть послужила бы только образцом для нас. Неслучайно, ереси и лжеучения, которые говорят, что Христос только тварь, но не Бог, не могут сказать, что Христос заслужил совершенное оправдание для нас. Они говорят: «Он положил хорошее начало для нас, Он подтолкнул вас изначально, что вам требовалось, но теперь вам нужно совершить всё остальное и закончить своё спасение», потому что никакая тварь, как бы велика она ни была, если она не истинный Бог, не может совершить совершенного искупления, к которому ничего уже не добавить.
Как же катехизис может говорить, что Его кровь свята и драгоценна? Что Он искупил нас не золотом или серебром, но своей Святой драгоценной кровью? Это выражение взято из 1Пет, где говорится, что кровь Христа драгоценнее золота и серебра. Почему же эта кровь столь драгоценна? Потому, что Христос так сказал, и потому, Кто Он такой. Если бы это была просто кровь праведного человека, она не очищала бы нас от нашего греха, она не была бы такой драгоценной. Но можно ли сказать с дерзновением, что кровь Христа – это кровь Бога. Писание говорит так с дерзновением. В 20-й главе книги Деяний апостол Павел прощается со старейшинами в городе Ефесе, и поручает их пасти стадо Божие, которое Он искупил Своею собственную кровью. Чрезвычайно важно, что кровь Христа – это не просто человеческая кровь, но кровь самого Бога. В невинном страдании и смерти, кто умер? Христос. А кто такой Христос? Истинный Бог истинный человек. Но как же Бог умер? Он же бессмертен? Но во Христе Он умер. Наш Бог в воплощённом Христе умер за нас. Некоторые не хотят говорить с таким дерзновением, но если мой Бог не умер за меня, тогда смерть эта не искупила меня от всех грехов, от смерти и от власти диавола. Это – три великие силы, всё золото и серебро в мире не могут искупить меня от этих сил. Вся жертвенная кровь, когда-либо пролитая, не может искупить меня. Вся кровь воинов, пролитая в защиту своего отечества, может всего лишь сохранить свободу народа, но не может искупить меня от грехов, смерти и власти диавола. Только кровь Христа, истинного Бога и истинного человека. Когда Христос сказал с креста: «Совершилось!», вот, что Он имел в виду: что искупление совершено. Смеем ли мы добавлять требования к законченному делу Христа? Можем ли мы сказать: «да, Христос искупил тебя, но чтобы быть спасённым по-настоящему, ты должен делать это, это и это»? Когда мы понимаем полностью, кто такой Христос и что Он совершил, тогда мы понимаем, что наше спасение может быть только даром, потому что Он Сам – всё, и Он совершил всё.
Следует подчеркнуть, что Катехизис говорит двояко, и также Писание говорит двояко о нашем искуплении. Он говорит об искуплении как о внесённой плате за нас – т.е. кровь и неповинная смерть Христа это плата, которая искупает нас, и Писание часто так говорит. Иногда оно говорит об обмене, что на кресте Христос взял наш грех и понёс весь грех мира, и взамен Он дал Свою совершенную праведность нам и заслуги своей крови. Но Писание также иногда говорит о законченном деле Христа как о победе – что на кресте Христос преодолел диавола, преодолел мир сей, преодолел смерть и грех. И мы видим, что подразумевается и то и другое в сказанном Лютером здесь. В Большом Катехизисе он объясняет это более подробно, но говорит, что Христос выхватил нас из челюстей смерти и диавола. Евангелие от Иоанна представляет крест очень сильно в таком виде – как торжество Христа за нас. И во 2-й главе послания Павла к Колосянам, он говорит, что на кресте Христос восторжествовал над начальствами и властями – то есть, над силами зла, и предал их позору. И хотя для человеческого глаза крест – это кажущаяся победа зла, на самом деле, это была победа Христа над нашими врагами. Так что крест – это и победа, и место, где была внесена плата, чтобы искупить нас.
В Символе Веры мы говорим о сошествии Христа во ад. Что значит, что Христос сошёл во ад? Наверное, такому существует такое же множество объяснений, сколько и человеческих фантазий. Писание не говорит об этом слишком много, и лучше не строить догадок о том, что это значит, но говорить ясно только о том, что сказано в Писании. Начнём с того, что не значит это сошествие. Он сошёл во ад – не значит, что Христос в аду пострадал между своей смертью и воскресением. Некоторые преподают это, но не таково учение Писания. Можем ли мы говорить о страдании Христа в аду? Да. Но где и когда это произошло? На кресте. Откуда мы знаем это? Есть ещё одно слово со креста: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?». Из этих слов мы узнаём кое-что о природе ада. Если спросить у обычного человека: «что есть ад?», он скажет «там жарко», «там огонь». Писание, в самом деле, говорит так. Оно приводит много красочных примеров ада. Это не только вечный огонь; ад описан как внешняя тьма, где плач и стенание и скрежет зубов. Сказано, что в аду червь не умирает и огонь не угасает. Так что это место тьмы, огня и смерти, мучений. Но что мы узнаём из слов Христа, когда Он страдает на кресте? Это место полной оставленности Богом. Можно сказать, что это место крайнего одиночества. Многие люди говорят: «я хочу в ад, там все мои друзья! Там будет жарковато и неприятно, но так же, как в баре или в ресторане, где мы с друзьями проводим всё время так или иначе. Там много дыма и жарко, но мы так хорошо проведём время!». Таким людям следует указать на слова Христа с креста – это не будет большим праздником, это будет вечная покинутость, потому что люди будут оставлены Богом так, как они никогда не испытывали это. Они будут разлучены с Богом так, как им не довелось испытать. Действительно, все мы на земле, до того, как Святой Дух призвал нас Евангелием, в некотором смысле отделены от Бога, но это не так, как будет в аду. Так что это действительно место мучений, во всяком смысле. И если нужно сказать одним словом, что такое ад, можно сказать, что это покинутость Богом. На кресте за несколько часов Христос пострадал в вечности в аду, потому что Он пострадал полностью от божественного гнева против грешников и греха. И всё это было обращено на одного человека – невинного, Который был не только безгрешным человеком, но также святым Богом. Опять же, как Бог покинул Бога? Этого тоже я не могу объяснить, но я знаю из Евангелия, что это так. Итак, что же было сошествие Христа во ад? Согласно 3-й главе 1Петра, Христос сошёл во ад не для того, чтобы пострадать, но чтобы возвестить свою победу на кресте духам, томящимся в темнице. Так что это не было сошествием поражения, это было сошествием победы. Об этом также есть упоминание в Еф 4, но там не так много сказано. Когда это произошло? Очевидно, когда-то между смертью Христа на кресте и Его воскресением. Но Писание не говорит в точности, когда это произошло. Так что мы исповедуем это как член веры, хотя мы не знаем многого про это. Но мы говорим отчётливо, что это Его победа.
Далее символ веры говорит – в третий день Он воскрес из мёртвых. Что значит, что Христос воскрес из мёртвых? Говорим ли мы о духовном воскресении? Он ожил. Потому что Он воплощённый, слово стало плотью… Лично мне совсем непонятно, что такое «духовное» воскресение. Многие люди, которые говорят, что воскресение – только духовное – также говорят, что душа не умирает. Тогда как же она возвращается к жизни, если не умирает? Так что когда Писание говорит о воскресении, оно говорит о воскресении плоти. Вот, почему мы исповедуем это в символе веры – воскресение плоти, — чтобы не было недоразумений. Но мы видим это ясным образом в ипостаси Христа. То же тело, которое было умерщвлено на кресте, воскресло в третий день… И так же будет наше воскресение в последний день. Нам не нужно строить догадок на этот счёт, кроме сказанного в Писании. Мы видим, что такое воскресение, в ипостаси Христа. Мёртвый Христос воскрес телесно в третий день.
Что же значит воскресение? Жизнь вечную. Чем был бы крест без воскресения? Орудием казни, не более того. Мы бы увидели, как умирают три разбойника в один день. Может быть, двое из них и были виновны, но третий невиновен – мы ничего другого и не могли бы сказать. Ранние ученики хорошо это понимали. Когда Христос умер, что сделали его ученики? Спрятались. Разбежались и спрятались, были в отчаянии. Можно, наверное, обвинить их, что они не поверили словам Господа, Он сказал им внятно, что воскреснет в третий день. Но они хорошо понимали, что если Иисус только умер, и на этом история заканчивалась, то надежды нет. Когда Иисус явился ученикам на дороге в Эммаус, эти ученики не узнали Его и сказали: мы надеялись было, что Он должен был искупить Израиль. Они подразумевали, что со смертью Его все надежды были рассеяны. Но с воскресением Иисус был явлен Сыном Божиим в силе. Согласно Рим 1. Его воскресение подтверждает Его крест, и делает Его начатком, первенцем из умерших и вождём – и , можно сказать, основателем – нового рода. Мы с вами можем смотреть на воскресение Христа, и в его воскресении можем ясно видеть наше будущее. Как верующие во Христа мы воскреснем тоже в нетлении и будем совершенны в Нём. Как говорит Писание, когда Он явится, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, каков Он есть. В 15-й главе 1Кор апостол Павел самым тесным образом связывает воскресение Христа с нашим воскресением. Он говорит: если мёртвые не воскресают, как некоторые из вас в Коринфе говорят – если мёртвые не воскресают, значит, и Христос не воскрес. Но если Христос не воскрес, то вы мертвы в ваших грехах. А если Христос воскрес, то и мёртвые во Христе тоже воскреснут, и в его воскресении лежит наше упование. Если я задам вопрос «что важнее, крест или воскресение», что вы ответите? Одно без другого не имеет смысла для нас. Крест и воскресение Христа – это одно целое, они всё время вместе. Мы не можем разорвать их не повредив и того, и другого. Так что мы исповедуем и то, и другое. Кое-где в Писании особо подчёркивается крест и страдания Христа, а в других местах мы видим особо подчёркнутое воскресение. Поэтому в церковном году есть время великого поста, как сейчас, и время Пасхи. Эти два самых долгих времени церковного года – т.е. из праздничной части церковного года, когда мы сосредотачиваемся на определённой стороне дела Христа. Потому что именно в смерти и воскресении Христа мы принимаем благодать Божию и упование вечной жизни.
Время вышло, но мы закончим этот разговор в следующий раз и перейдём к 3-му члену.