Доброе утро. Мы разбираем второй член Символа Веры. В прошлый раз мы закончили первый член.
Но давайте сперва повторим первый член Символа Веры и его объяснение.
* * *
На этом члене основаны два других. Второй и третий члены невозможны без первого. Мы не могли бы говорить о Господе нашем, что Он зачат от Духа Святого, рождён от Марии Девы, воскрес на третий день, — без первого члена, потому что без сотворения не было бы воплощения. И третий член тоже был бы невозможен — не было бы ни церкви, ни таинств, ни воскресения плоти. Когда мы подходим сегодня ко 2-му члену, мы видим, что без этого члена другие два были бы бессмысленны. Хотя первый член — основание, всё зависит от второго члена.
Повторим также второй член
Второй член веры
Об искуплении
(Верую...) во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребённого, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мёртвых, вознёсшегося на небеса и сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придёт судить живых и мёртвых.
Что это значит?
Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, предвечно рождённый от Отца, и также истинный человек, рождённый от Девы Марии, есть мой Господь. Он искупил меня, осуждённого и погибшего человека и избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола — не золотом или серебром, но Своей святой драгоценной кровью и Своим безвинным страданием и смертью, чтобы я принадлежал Ему, жил в Его царстве под Его властью и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мёртвых, живёт и царствует вовеки.
Это несомненная истина.
Во-первых, я хочу подчеркнуть, насколько длиннее этот член, чем другие два. Почему это? Наверное, он очень важный. Наверное, это из-за истории. Хотя в Новом Завете исповедание Христа было очень простое — например, в послании к Римлянам сказано просто «Иисус — Господь», или в Евангелии от Иоанна люди говорят: «верую, что Иисус Христос — Сын Божий»… Зачем же всё это? Потому что было много к тому же и ложных мнений о том, что же значит «Иисус Христос — Господь». Было много заблуждений насчёт того, что Иисус Христос — Сын Божий. Некоторые сегодня говорят, почему мы не можем жить в простоте, как первые христиане? Можем, если будем понимать это по новозаветному. Беда в том, что всё это понималось превратно в течение двадцати веков. Потому второй член веры объясняет очень подробно, что значит, что Иисус Христос — Господь. Первые несколько веков в Христианской церкви было очень много споров по поводу Иисуса Христа, о том, кто Он такой. Одни говорили — Он просто праведник, великий учитель. Другие говорили — Он, конечно, Бог, но не человек. Он только казался человеком. А ещё другие разделяли Иисуса и Христа. Они говорили, что при крещении Христос сошёл на Иисуса-человека, а при распятии Христос отошёл от человека-Иисуса. И тогда воскресение — это не совсем воскресение Его тела. Были всякие другие заблуждения насчёт Иисуса Христа. Так что потребовалось по Писаниям указать очень подробно — указать, что это значит, что Иисус — Господь. Так что здесь говорится кое-что о Его ипостаси, но больше относится к Его делу. Чтобы понимать Иисуса Христа и знать Его, надо знать, кто Он такой и что Он совершает. Он — единородный Сын Божий и Господь наш. И Он зачат от Духа Святого, рождён от Марии Девы. Всё это объясняет, кто Он такой.
Что Он совершил? Он страдал при Понтии Пилате, и так далее. Очень важно это небольшое словосочетание — при Понтии Пилате. К чему это? Зачем были добавлены эти слова? В этих немногих словах мы исповедуем, что наша вера — историческая вера, что она произошла во времени и в пространстве. Те из вас, кто имеют доступ к интернету знают, что в интернете всё нереальное, ненастоящее. Всё что-то вроде иллюзий. Можно читать слова, но это не настоящие слова на бумаге. Можно послать письмо, которое не имеет никакого вещества — это просто электронные сношения. Некоторые религии — они такие же, они виртуальные религии. Они — из разряда мифа. Но эти слова «при Понтии Пилате» переносят нашу веру из области мифа, помещают в истинную историю, в настоящее место и в настоящее время. Страдание Христа не было мифологией, оно действительно произошло. Мы знаем из источников мировой истории что, действительно, был Понтий Пилат. Так что эти слова были добавлены к Символу Веры против всех, кто хотел превратить страдания Христа в виртуальные страдания. И затем, всё последующее тоже происходит в настоящее время, в настоящий день, на настоящем месте. Всё предыдущее — то же. Так что здесь краткое изложение ипостаси и деятельности Христа. И всё это объясняет смысл слова «Господь». Приходится сказать, что многие заблуждения насчёт Христа по-прежнему продолжаются сегодня, и они возникают в самых странных местах. Есть, например, определённые культы с ложным учением о том, кто такой Христос. Возможно, Кого-то из вас посещали Свидетели Иеговы. И если заговорить с ними о Христе, кто Он такой, оказывается рано или поздно, что Он — главная тварь Божья. Но Он не Сын Божий в смысле, что Он действительно Бог. Но очень могучее существо, но не Бог. Почему же это важно? Может, неважно, что мы думаем об Иисусе? Но поговорите зачем со Свидетелями Иеговы, что нужно делать, чтобы спастись… И оказывается, что надо исполнять заповеди, чтобы спастись, т.е. чтобы войти в вечное царство. Зачем же? Затем, что Иисус только тварь, поэтому он не может спасти вас. Он может только поставить вас на путь спасения, но Его неповинного страдания и смерти на кресте недостаточно. Так что всякий раз, когда есть заблуждение об Иисусе Христе, это производит ложный путь спасения в религии. Так что нельзя говорить: «какая разница, они искренно верят в своё, а мы искренно верим в своё». Верная церковь в первые века изо всех сил боролась за то, чтобы исповедать истину об Иисусе Христе.
Мы видим, какое важное место занимает первый член, потому как на него было много нападок и противоречий. Вот поэтому у нас такой долгий второй член по сравнению с другими двумя. Каждое словосочетание было добавлено против какой-то ереси. Это прекрасное изложение об ипостаси и о всех деяниях Иисуса Христа — от Его воплощения до Его второго пришествия. Даже с таким прекрасным объяснением в Символе Веры, всё равно остаётся довольно много странных понятий об Иисусе Христе. Здесь мне кажется, что Катехизис может помочь нам тоже. Лютер немного объясняет этот член, и это не только чисто лютеранское объяснение. Это краткое изложение учения отцов церкви и церковных соборов. Можно сказать, что это — вселенское понимание об Иисусе Христе.
Что же говорит Лютер об Иисусе Христе? Он начинает с обсуждения ипостаси Христа. Кто этот Иисус Христос? Найдём ключевые слова в первом предложении: Он истинный Бог, истинный человек и мой Господь. Это главное, что можно сказать об Иисусе Христе — Он истинный Бог, истинный человек и Господь. Но то, что сказано сперва и что сказано впоследствии помогает нам понять, что значит «Господь». Что значит, что Иисус Христос — истинный Бог? Значит, что Он предвечно рождён от Отца. Представьте себе, что отношения между Отцом и Сыном — Отец родил Сына, и Сын рождён от Отца — всегда было. Это не произошло в какое-то время, даже до творения. Всегда так. Когда мы говорим, что Бог — Отец, это не просто оборот речи, но это выражает отношение между первой и второй ипостасями Троицы. Отец родил Сына, и никогда не было времени, когда не было так. В четвёртом веке был человек Арий, и он преподавал то, что сейчас, наверное, преподают свидетели Иеговы. Он сказал про Христа: «было время, когда Его не было». Его учение было так убедительно, что многие поверили ему и последовали за ним, и было время, когда в церкви большинство епископов были арианами, но верные христиане показали по Писаниям, что это — не так. И наконец, Арий был осуждён, и также было осуждено его учение. Что говорит Евангелие от Иоанна? «В начале было слово». Не сказано «в начале стало слово». «И слово было у Бога, и Слово было Бог». Многие другие отрывки преподают то же самое. Верный читатель Библии видит, что Иисус в Евангелиях — ни кто иной, как Господь Бог ветхого Завета. Например, когда Иисус был в лодке и прекратил бурю, ученики убоялись и спросили — кто Сей, что даже ветер и море повинуются Ему? Это было неслыханно. Но читатели Ветхого Завета прекрасно знают, что именно Господь Бог ветхого Завета имеет власть над ветром, и, в особенности, над морем. Есть много подобных примеров в Евангелии — когда Иисус ходил по воде к Своим ученикам, и они увидели Его и закричали, потому что боялись, что дух. И тоже тогда была буря на море. Иисус сказал «это я, не бойтесь». В греческом языке, в подлиннике сказано так, что не просто «это Я», но «Я есмь». Где мы находим эти слова в Ветхом Завете? Когда Бог посылал Моисея избавить Израиля. Исх 3. Моисей говорит: «но когда я приду к Израильтянам, скажут мне: кто послал тебя? Каково имя ему? Что сказать?». И Бог сказал Моисею: «скажи «Я есмь» послал тебя». Он сказал: «это имя Моё вовеки». Но другой вопрос — как объяснить это. МЫ находим это в Евангелиях несколько раз. Например, в Евангелии от Иоанна, где Иисус говорит иудеям — прежде, чем был Авраам, Я есмь. И что сделали иудеи, когда услышали эти слова? Подняли камни. А почему они подняли камни? Они очень хорошо поняли, что Он говорит. Как наказывал закон Моисея за кощунство? Именно так, побиванием камнями. Но Иисус не кощунствовал, а говорил истину… И то, что решили соборы церкви по этому вопросу — кто такой Иисус — это учение Писания. Он — истинный Бог, предвечно рождённый от Отца. Но это не всё, что можно сказать о Нём.
Одновременно — Он истинный человек, рождённый от Девы Марии. Произошло ли это рождение предвечно? Нет. Когда оно произошло? Мы точно не знаем, в каком году. Наилучшее предположение — 5-й год до н.э. Его человеческое рождество, Его воплощение — произошло во времени. Мы должны исповедать, что Иисус — истинный Бог от вечности. Но мы не можем сказать, что Он — истинный человек от вечности. Воплощение произошло в какое-то время. Что говорит Ин 1? Слово стало плотью. То слово, которое уже было с Богом от начала, в какое-то время стало плотью. Как же понять отношение между истинным Богом и истинным человеком? Что можно сказать об Иисусе Христе? Похож ли он на полумифического греческого Бога? Есть ли он наполовину Бог и наполовину человек? Если говорить о процентах, то Он не на 50% Бог и 50% человек, а 100% Бог и 100% человек. Он истинный Бог, у него нет никакого недостатка божества. Одновременно Он — истинный человек, и это так же важно понять. Иисус Христос в Своём воплощении не только казался человеком, Он не только приобрёл несколько человеческих качеств, он не только временно позаимствовал человеческое тело, но мы говорим в никео-цареградском символе веры «вочеловечился». Слово — воплотилось. В ипостаси Христа, в одной ипостаси Христа есть неразлучное соединение божественного и человеческого. Нельзя разделить или разлучить его. Конечно, мы различаем эти два естества. Божество остаётся божеством, а человечество остаётся человечеством. Так что когда читаете Писание, иногда говорится об Иисусе согласно Его человечеству. Тот же, кто истинный Бог, так же истинный человек. Когда мы читаем, например, в Ин 4, что Иисус был утомлён, или на кресте, когда Он сказал: «жажду!», это не просто иллюзия. Он на самом деле был утомлён, на самом деле жаждал. Как же это объяснить? Он был истинный человек. Послание к Евреям говорит… Ладно. Я потом скажу об этом, потому что я хочу сделать ещё одно утверждение. Но мы увидим впоследствии, что очень важно утверждать, что Иисус — истинный человек…
Когда же Он прекратил быть человеком? Он не прекратил. Когда я спрашиваю детей, обычно кто-то говорит «когда Он воскрес», другие «когда он вознёсся»… Хотя Он вочеловечится во времени, он остаётся человеком навеки. Некоторые не могут этого понять. Как Он может быть человеком вечно, и при этом Его божество никак не ограничено? Не знаю. Но я знаю, что так и есть. Писание не просто сказало, что слово «воплотилось». (Ин 1:14), Писание также говорит, что в нём — т.е. в этом человеке — обладает вся полнота божества телесно. Так что каким-то образом божество и человечество соединены так, что ни одно не ограничивает другого. Что Иисус — полностью человек — Он такой же, как мы, и это очень важно. И в то же время Он — полностью Бог. У Него — вся власть, все ведения, вся сущность, так же, как и у Отца. У него нет ни в чём недостатка по сравнению с Отцом и Духом. Однако этот всемогущий Бог стал человеком. Только в одном этот человек Иисус отличается от нас. В чём же? Он — без греха. Вот, что говорит Евр 4 — что Он был искушаем во всём, так же, как мы, однако, без греха. Когда мы читаем об искушении Иисуса в пустыне и о Его других искушениях, и даже читаем о Его наихудшем искушении — искушение сойти со креста и спасти себя — мы думаем — ну, наверное, это Его немного расстраивало. В конце концов, Он же был Бог? Ему было нетрудно… Неправда! Многие ли из вас когда-нибудь молились так, что исходили кровавым потом? Мы никогда не знали и не ведали подобного искушения. Так что мы можем искушаться, что Господь наш Иисус Христос понимает наши искушения, что Он пережил такие же искушения или подобные им. Иногда говоришь с неверующими — «Но Бог не понимает ничего! Он никогда не испытывал ничего, что испытываю я» — расскажите им про Божьего Сына, потому что, на самом деле, Он испытал… Он также испытал то, чего ни один из нас ещё не испытывал — Он вкусил смерть. И здесь говорится — в Евр 2 — что Он стал, как мы, чтобы вкусить смерть за всех людей. И у нас такое утешение, что Он уже вкусил смерть и преодолел смерть. Можно сказать, Он умер и выжил, чтобы рассказать об этом. Знаете ли вы ещё кого то, кто бы сказал «Я был мёртв, и се, жив, и держу ключи от смерти и преисподней». Это великое утешение для нас, что Иисус Христос — истинный человек. Некоторые люди думают, что Бог, восприняв человеческую плоть, каким-то образом унизился. Мы иногда встречаем это даже в гимнах — что он смирился таким образом, что воплотился. Мы ещё поговорим о том, что значит, что Иисус смирился. Но смирение было не в том. Что Он воплотился. Он ничем не унизился тем, что воспринял человеческую плоть. Наоборот, он возвысил человечество. Если мы хотим узнать, какова на самом деле человеческая плоть, то куда вы смотрим? Не на себя и не на меня. ПОчему? Потому что наша природа — падшая. Бог не такой сотворил её. Лучше сказать, что Бог сотворил её такой, но она развратилась грехом, так что никто из нас не человек. Иногда мы говорим «человеку свойственно ошибаться». «Конечно я согрешил, потому что я только человек». Да, конечно, если речь идёт о падшей человеческой природе. Но грех и ошибки не свойственны человеческой природе, сотворённой Богом. Если мы хотим увидеть, каково человечество на самом деле, мы читаем Евангелие, мы внимательно следим за Господа нашим, Иисусом Христом, мы слушаем Его слова, потому что человеческая природа, на самом деле, такова. В 1Ин сказано «возлюбленные! Теперь вы чада Божии. И ещё не открылось, какими мы будем, но когда явится Он, мы будем подобны Ему, ибо увидим Его, каков Он есть». Мы всё ещё ожидаем полного откровения нашего человечества в день воскресения, когда мы просто уподобимся Спасителю нашему в Его человечестве.
Итак, этот Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек, Он — одна ипостась, мы не можем разделить и разлучить ипостаси, однако в этой ипостаси — два естества — одновременно истинный Бог и истинный человек. Он не шизофреник, так что время от времени Бог, а время от времени — человек. Он всегда сразу истинный Бог и истинный человек. Лютер также говорит о Нём — Он мой Господь. Что значит, что Иисус — Господь? Во-первых, это значит, что Он истинный Бог и истинный человек. Он был вечно рождён от Отца, Он — Господь Бог Ветхого Завета. И в то же самое время исповедовать Его Господом значит исповедовать Его истинным человеком, который родился от Девы в месте под названием «Вифлеем». У Него есть родословия, мы знаем, что Он — Сын Давидов. У Него все обычные родословия, как у любого человека. Хороший отрывок, связанный с этим — Ис 9, говорящий «Младенец родился нам, Сын дан нам, и нарекут имя Ему — чудный советник, Бог крепкий, Отец вечности, князь мира». В этом отрывке исповедуется младенец, который родился в Вифлееме, а также и Сын, который — всемогущий Бог. Как поразительно! Это — Господь наш. Нельзя понимать этого слова «Господь» никаким другим образом. Когда ранние христиане говорили просто: «Иисус — Господь», вот, что они имели в виду. Но затем пришёл диавол и посеял раздоры, и спросил в умах многих: «правду ли сказал Бог? Это ли значит слово «Господь»?». И церковь была принуждена сказать, что значит это слово. Так что сегодня, когда люди говорят «достаточно сказать Иисус — Господь», надо спросить у них: «что вы имеете в виду», потому что Господь может означать многое в нашей культуре и в нашем контексте. Думаю, нужно чаще задавать эти вопросы, когда кто-то говорит «Иисус Господь». Доводится слышать очень интересные ответы. Но когда мы говорим о том, что Иисус — Господь, мы говорим не только о том, кто Он такой, но также о том, что Он совершил.
Это будет нашей темой в следующий раз.