Рад вас видеть сегодня утром. Сначала мы ещё раз повторим десять заповедей. Затем, после них, я буду называть номер заповеди, и посмотрим, сможете ли вы, не подглядывая сказать, какая это заповедь.
* * *
В прошлый раз мы говорили немного о различии между Божьим законом и Евангелием. Бог говорит двойное слово нам. Он говорит слово гнева и слово милости. Он гневается из-за нашей греховности. Поэтому Его слово гнева требует от нас. Но Его слово милости зависит только от Его милости и Его дара Сына Своего. Так что Его слово милости ничего не требует от нас. Оно просто дарует нам и даёт нам обетование по чистой благодати Божией.
В прошлый раз я привёл несколько стихов из Писания, так, чтобы вы сказали, слово ли это закона, или слово милости. Как насчёт такого: «Возлюби ближнего своего как своего себя»? Это чистый закон. Здесь ничего не сказано о гневе Божием и наказании. Что происходит, если мы не исполняем это слово? Значит, мы не боимся и не любим Бога должным образом, и затем вступает в силу заключительное слово заповедей, где Бог наказывает наказанием всех, нарушающих эти заповеди. Так что даже в таких невинных словах – «возлюби ближнего своего, как самого себя» - содержится угроза Божьего наказания. Конечно, если бы мы исполняли эту заповедь, то не было бы и угрозы. Сколько людей исполнили эту заповедь? Только один человек – Сын Божий. И это евангелие для нас – что Он исполнил эту заповедь вместо нас и на кресте принял наш грех на себя. И Он дал нам Свою совершенную праведность в дар и взял наш грех.
Попробуем другой пример: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас». По грамматической форме там есть глагол повелительного наклонения. Но не пользуемся ли мы глаголом повелительного наклонения для приглашения? Когда к вам приходят гости, мы говорим им «садитесь, ешьте, пейте». Повелеваете ли вы своему гостю, или вы просто хотите, чтобы он вкусил то, что вы ему предлагаете? Это просто приглашение. Если этот гость садится, когда вы предлагаете сесть, и начинает есть, говорите ли вы ему «какой вы молодец, что вы послушались»? Нет, мы так не думаем. Так что в Писании тоже есть глаголы повелительного наклонения, которые приглашают. Похожее место, где Иисус говорит «всякий жаждущий – да придёт ко Мне и пьёт». В Евангелии от Иоанна и в книге Откровения он говорит похожее – Он говорит «да пьёт жаждущий без платы воду живую». Здесь опять приглашение принять благой дар. В таких случаях у нас – Евангелие. Напоминаю вам, что это не одно и то же. Можно говорить, что одно — отрицательное, а другое – положительное. С одной стороны, Закон осуждает нас за наши дурные дела, но Евангелие не спасает нас на основании наших добрых дел. Евангелие спасает нас на основании завершённого дела Христова. Когда читаете Библию, хорошо помнить об этом различии. Когда к Иисусу приходит молодой человек и говорит «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную», Иисус говорит ему – если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. Евангелие ли это? Нет. Это закон. Это сбило с толку многих умных читателей Писания, потому что в других местах Иисус говорит «верующий в Меня имеет жизнь вечную». Однако он говорит этому человеку – «если желаешь спастись, соблюди заповеди». Писание говорит ясно, что мы спасены верой по благодати, независимо от дел закона. Однако Иисус сказал этому молодому человеку – соблюди заповеди, если желаешь спастись. Как же это объяснить? Никак. Мы понимаем, что одно – это провозглашение Божьего Евангелия, а другое – это провозглашение Божьего закона. Почему Иисус сказал закон молодому человеку? Потому что он спросил «что мне делать». Конечно, можно найти другие места в Писании, где человек спрашивает, «что мне делать», но ответом обычно бывает Евангелие. Почему же здесь закон? Покуда я задаю подобный вопрос, надеясь в себе, что я могу что-то сделать, я должен просто знать, что делать. Я думаю, что стою на правильном пути, и мне нужна небольшая помощь. Тогда соответствующий ответ – это закон. Когда Иисус ответил так молодому человеку, Он спросил – какие заповеди? И в ответ были заповеди из второй скрижали закона. Но Иисус очень мудро показал ему, что этот человек не смог соблюсти заповеди. В этом смысл закона – показать нам, что мы не можем соблюдать его, мы не можем спастись им. В шестнадцатой главе книги Деяний, где апостол Павел и Сила находятся в заключении в Филиппах, случилось большое землетрясение. И тюремщик был напуган, считая, что все узники скрылись. Он пытался себя убить, потому что очень серьёзное преступление для римского чиновника или воина – позволить заключённым скрыться. Но Павел сказал этому человеку – не вреди себе. Мы все здесь. Человек пришёл к нему, трясясь, и спросил – что мне делать, чтобы спастись? И Павел сказал Ему – веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и дом твой. И в ту же ночь тюремщик и его домашние были крещены. Апостол Павел дал непохожий ответ на тот же самый вопрос. Какова разница между гордым молодым человеком и тюремщиком? Тюремщик был в раскаянии. Эти события вызвали у него покаяние. Он совершенно не был в себе уверен, и он задал этот вопрос в полном отчаянии, тогда как молодой человек задал этот вопрос, сильно уповая на свои силы. Так, когда мы обсуждаем христианскую веру с окружающими, с родственниками или знакомыми, нам нужно не только слушать, что они говорят, но в беседе понимать, почему они так говорят. Иногда людям следует слышать то, что услышал молодой человек. Им нужно показать, что требует закон, и ясно показать, что сами по себе они не могут исполнить этих требований. Только тогда они станут выслушивать, что вы хотите сказать об Иисусе Христе и о даре жизни и спасения в Нём. На стене, как мне кажется, в городе Нью-Йорке кто-то написал большими буквами «Иисус – это ответ». А кто-то приписал внизу «а какой вопрос?». Вот именно, тот человек был хорошим богословом. Иисус – ответ на что? Иногда нужно поставить вопрос прежде, чем давать ответ. Итак, закон предназначен людям, которые удобно устроились. Можно сказать, кто безопасно себя чувствует в своём грехе. А Евангелие предназначено для людей, которые обеспокоены и озабочены своими грехами. Тогда нужно спросить: а как же христиане? Нужно ли нам слышать закон, или только Евангелие? И то, и другое. В учении лютеран мы понимаем, что христианин – не только святой, но также и грешник одновременно. Это не значит, что у него – раздвоение личности, что он – полусвятой – полугрешник, и если он добрый христианин – то он только на четверть грешник, и на три четверни святой, а если он совсем прекрасный христианин – то, может быть на 95% святой и на 5% грешник. Мы – полные святые во Христе. Но в то же самое время в Адаме – мы полные грешники. Как грешники, мы склонны почивать на своём грехе, поэтому нам нужно слышать гром Божьего закона, чтобы он встревожил нас, пробудил нас из удобной спячки греха и привёл нас к покаянию. Только тогда мы сможем услышать Евангелие на самом деле. Я желаю, чтобы вы оценили, как это трудно для ваших пасторов, потому что когда священник или диакон готовят проповедь, они знают, что они проповедуют большому количеству людей. Возможно, среди них есть и не обращённые, неверующие, пришедшие в церковь, может быть, впервые, или по приглашению друга. Также могут быть христиане, которым приятна их жизнь, как она есть. И также могут быть люди, которые уже обеспокоены определённым грехом или вообще своим состоянием. Есть люди, у которых сильная совесть, и у которых слабая совесть. Люди, которым нужно по голове бить молотком закона, и другие люди – которых одно словечко закона повергнет в отчаяние на всю следующую неделю. Как же проповеднику проповедовать такой разношёрстной компании? Это очень трудно. Но всем нам в разное время следует слышать закон, чтобы мы могли быть утешены Евангелием. В моём приходе я увидел воочию, что есть разные люди – и такие, и другие. Некоторые полностью пренебрегали проповедью закона, потому что, в конце концов, Христос простил нам грехи. Другие люди слышали одно лишь предложение закона и забывали тут же три абзаца Евангелия – весть о том, что во Христе их грехи прощены. И они помнили только то, что «а! Как предостерёг проповедник, так я и сделал! Какое горе!». Итак, это всегда очень трудно для проповедника.
Я также обнаружил, что гораздо легче добиться видимого воздействия проповедью Закона. К сожалению, многие проповедники обнаруживают это, и затем начинают проповедовать только закон, и ошибочно считают, что в этом – сила Божия, но не спасающая сила Божия. В Америке, мне кажется, в 18-м веке, был пуританский проповедник по имени Джонатан Эдварс. И он проповедал знаменитую проповедь под названием «грешники в руках разгневанного Бога». И в этой проповеди он провозгласил закон страшным образом. Он сказал «вы все – как пауки, которые висят над чайником и вот-вот упадут туда». От этой проповеди люди затряслись и заплакали. Сила Божия? В самом деле… Но не ко спасению… Какое слово должны были услышать эти трясущиеся и плачущие люди? И, кстати, они не услышали этого слова в проповеди. Им было нужно услышать о распятом Христе, который назван в Писании силою Божией ко спасению. Но Евангелие обычно не производит таких видимых последствий. Однако я видел замечательные исключения на христианских похоронах, потому что на похоронах закон и так всем очевиден. Как говорит Писание, каково возмездие за грех? Смерть. Итак, я не могу встать и сказать «ах, этот человек был такой прекрасный, и если кто-то и заслуживает небеса, то вот этот человек». Нет. Вот, налицо свидетельство. Может быть, это был верный христианин, но он был грешником, и вот вам доказательство — он мёртв. Затем проповедник может утешать сладчайшим Евангелием. «Этот человек был крещён. Он был наследником всех обетований Христа, связанных с крещением. Его грех был прощён. И мы можем ожидать воскресения плоти и жизни вечной». В такие времена многие люди выражали, как они были утешены Евангелием, потому что Евангелие звучит самым сладким образом после того, как вы видели и слышали гром и молнии закона. Другими словами, закон – как соль, которая вызывает у нас жажду, а евангелие – это вода, чистой воды жизнь.
Я собираюсь вам напомнить один отрывок из Писания, который я приводил в прошлый раз. Скажите мне, что это? «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, господе нашем». Это закон и Евангелие. Оно показывает, что смерть – заслужена, она – возмездие; а жизнь – это дар. Он всегда приходит к нам в Иисусе Христе. Бог не просто решил отвернуться, потому что Он – милый. Бог не просто решил забыть о нашем грехе, потому что Он – любящий. Бог – любящий и милосердный, но никогда не пропускает греха. Должно быть средство от греха и плата за грех. Так что когда мы говорим о любви Божией, мы не говорим просто о качестве Божием – «ибо Бог так возлюбил мир.». Есть ли там точка? «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного…». Закон ли это или Евангелие? Чистое Евангелие. Божья любовь такова, что Он дарует Себя. Бог-Отец возлюбил мир так, что отдал Своего возлюбленного Сына. Сын Божий так возлюбил мир, что пожертвовал Своей жизнью. Как Он сказал своим ученикам, нет больше той любви, чем положить жизнь за друзей своих.
Десять заповедей, конечно, это закон. Теперь мы приступаем ко второй главе Катехизиса – Символу Веры. Десять заповедей говорят нам, что нам делать, а символ Веры говорит нам о том, во что нам верить. В Символе веры есть все дары Божии. Если говорить просто, то первая часть катехизиса – это закон, а вторая – Евангелие. Первая часть подготавливает нас ко второй, потому что показывает наш грех и призывает нас вопрошать: «как же нам спастись»?
Сколько Символов Веры мы обычно читаем в лютеранской церкви? Три. Есть апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский. И все они – прекрасные Символы Веры. Какой символ веры используется в катехизисе? Апостольский. А почему? Трудно сказать, потому что символы были составлены с течением времени, и все их корни лежат в апостольской эпохе. Это одна из возможностей. Может быть, потому что он короче? Да. Это другая возможность. Но, на самом деле, он использован из-за распространённости. В самом начале Символ Веры был на крещение. Мы до сих пор пользуемся им в обряде крещения. «Веруешь ли в Бога Отца»? И крещаемый отвечает: «да, верую в Бога Отца всемогущего». Подобным образом читаются все три члена веры. Потому что, конечно, наше крещение – во святую Троицу. Поэтому естественно, что в наставлении употребляется крещальный символ веры, потому что если наставляются люди ещё не крещённые, тогда этот символ веры они будут читать на своём крещении.
А Никео-Цареградский символ веры обычно читался на Евхаристию. Между прочим, Никео-Цареградский – это единственный из трёх, который читается и на Востоке, и на Западе. Но, начиная с 4-го века, Никео-Цареградский Символ Веры имеет место в восточных литургиях, и впоследствии он стал также употребляться в западной литургии.
Апостольский символ веры – это крещальный символ. Он всегда преподавался принимающим наставление. Поэтому он у нас в Катехизисе. Почему он назван апостольским? Издревле некоторые считали, что именно этот символ веры был составлен апостолами. По преданию, каждый из двенадцати апостолов внёс свой вклад, и поэтому символ делился на двенадцать частей. Конечно, многие сомневались в этой истории, даже до Лютера. Лютер предпочёл разделить его на три части. Как же делится Символ Веры на части? По числу ипостасей в Троице. В первой части мы исповедуем Бога-Отца, во второй части – Бога-Сына, и в третьей части – Бога-Святого Духа. И трудно предположить, что этот символ веры делился как-то иначе в начале, Когда он был составлен. Текст апостольского Символа Веры, какой он у нас, дошёл с 8-го века. Но он почти совпадает во всём со старым римским символом веры, который восходит к 3-му веку. За этим старым римским символом стоят ещё более ранние символы веры. И всё, что говорится в этом символе веры, можно найти в Писании. Так что если даже двенадцать апостолов не писали своими руками этого символа, тем не менее, это их учение. Некоторые выражения взяты прямо из Писания. Нет ни одного выражения небиблейского, всё это верно связано с Писанием. Так что, когда мы исповедуем его, мы исповедуем то, что верующие говорили в течение большей части истории Церкви. Мы говорим те слова, которые произносили люди даже под угрозой страшного гонения. Мы говорим слова, которые некоторые люди говорили, зная, что навлекут на себя смерть. И, тем не менее, говорили их. Так что исповедовать этот Символ Веры – очень почётно. Превыше всего – это чудо. Что здесь чудесного? Это же просто слова. Во-первых, чудесно, что вы умеете читать. Но это не самое главное чудо. Чудо, что Сам Бог даровал вам верить в эти слова и говорить их. Любой человек может произносить эти слова, но не каждый может верить в них, не каждый может понимать их. Но когда Бог производит дар веры в сердце, тогда Он даёт свет и веру, даёт свет и понимание. Мы говорим эти слова, как свои собственные.
Что можно сказать об этих трёх членах? Иногда мы излагаем их одним словом. Первый член символа веры обобщается словом «творение», второй – словом «искупление», и третий член – словом «освящение».
В первом члене, где мы говорим «верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли», значит ли это, что лишь Отец – Творец? Нет. Все три ипостаси Святой Троицы действовали в творении. Однако, в первую очередь это дело Бога-Отца.
Во втором члене, когда мы говорим об искуплении, только ли Иисус Христос, Сын Божий занимался искуплением? Можно найти отрывки в Писании, говорящие об участии Отца и Святого Духа в искуплении. Однако именно Сын умер за нас на кресте, но не Отец и не Дух Святой. Итак, Сын имеет ведущую роль в нашем искуплении.
Когда мы говорим о действии Святого Духа в освящении, только ли Дух освящает нас, или участвует также Сын и Отец в нашем освящении? Можно найти много мест в Писании, где говорится, что Отец освящает и Сын освящает. Сколько отрывков говорят нам, что мы освящаемся кровью Иисуса, Сына Божия. Однако это особое дело Святого Духа освящать нас и делать нас святыми, как мы увидим в святой христианской церкви, прощении грехов и т.д.
Итак, даже хотя три члена поделены в соответствии с ипостасями Троицы, мы понимаем, что всегда все три ипостаси действуют сообща. Хотя они не играют одной и той же роли. Итак, я сказал, Символ Веры – это Евангелие для нас. Он говорит нам, как Бог сотворил нас и искупил нас, и сделал нас святыми. Это не похожее слово на 10 заповедей. Можете ли вы найти какое-то место в символе веры, где говорится нам что-то делать? Нет. Это исповедь Божьего дела и Его даров.
В следующий раз мы начнём первый член Символа Веры, и, я надеюсь, мы увидим, что все три члена Символа Веры очень важны, и даже хотя они различаются между собою, они всегда взаимосвязаны.
Большое спасибо.