Доброе утро.
Повторим первые шесть заповедей.
* * *
Несколько заключительных замечаний о шестой заповеди. Мы можем видеть по примеру Давида в Писании, что Бог не пренебрёг и не отнёсся легко к нарушению этой заповеди. Давид сильно бедствовал в своей жизни из-за его греха с Вирсавией, хотя его грех был прощён. Пророк сказал ему «твой грех покрыт, ты не умрёшь». Но были всё же временные наказания от Бога. Пророк сказал, что дитя, который родится у них — умрёт. В самом деле, так и произошло. Впоследствии был мятеж его сына Авессалома, также связанный с грехом Давида с Вирсавией — это было последствие. И Нафан пророк также сказал, что это случится.
Когда мы видим наших братьев и сестёр в нарушении шестой заповеди, мы должны употреблять эти примеры, чтобы предупредить их. Люди думают, что можно грешить тайно, так что никто не узнает, только Бог узнает.
С другой стороны, что нам сказать такому человеку, который преступил шестую заповедь и уже произошли серьёзные последствия в его жизни?
Мы не только напоминаем им про серьёзные последствия, но также и о том, что Бог способен вывести доброе из самых плохих обстоятельств. Подумайте о Давиде и Вирсавии — что доброе могло из этого произойти? Соломон. У Вирсавии от Давида родился Соломон, который стал царём. Соломон был предком Господа нашего, Иисуса Христа. Так что Господь из этих дурных обстоятельств произвёл то, что служило к Его славе. Из сыновей Давида Он выбрал Соломона Себе для престола, и милостиво сделал его предком Господа нашего. Это поразительно. Так что когда люди совершат грехи и запутаются в них, и это произведёт серьёзные последствия для их жизни, они в западне, в сети — и они каются и не знают, может ли быть из этого что доброе, мы также можем напомнить им и то, что произошло в случае Давида с Вирсавией. И вообще, частью родословия Христа стало несколько таких гадких случаев. В Евангелии от Матфея, в первой главе есть родословие. Матфей сообщает родословие Иисуса Христа, начиная с Авраама. И в этом родословии — имена четырёх женщин. А в Ветхом Завете истории четырёх женщин и их мужей показывают, что с точки зрения греха были большие затруднения. Тем не менее, Господу нашему было угодно воспользоваться этими плохими обстоятельствами на славу Свою. И это часть спасительной истории во Христе. В один год в приходе я проповедовал во время Адвента, у нас были службы в среду вечером. И в эти четыре среды во время Адвента я воспользовался историями четырёх жён из родословия от Матфея. Когда мы прочитали некоторые тексты Ветхого Завета, особенно в книге Бытие — о предке Господа нашего Фамари, люди, которые были плохо знакомы с Библией — были потрясены: такое в Библии! Библия честна. Она рассказывает неприятные случаи, однако поразительно, как Бог обращает такие случаи, и даже гнев людей служит во славу Его. Но мы не пользуемся этими примерами, когда человек намерен грешить «ну что ж, это может послужить ко благу, вперёд!». В таком случае мы указываем на страшный гнев Божий, который приходит на нераскаявшихся грешников. Но когда человек подавлен весом своего греха, то нужно напомнить ему о милости Божией и прощении во Христе, и напомнить, что Бог может из этого неприятного случая произвести какую-то пользу. Конечно, это касается всех заповедей, и не только шестой.
Сегодня мы рассмотрим седьмую заповедь. Прочитаем её вместе.
* * *
В пояснении Лютера к этой заповеди обычно, мы знаем, он говорит о том, чего не делать, и что делать, потому что по свидетельству и содержанию всей Библии ясно, что мы нарушаем заповеди не только когда не делаем того, что требует Бог, но также и когда мы делаем то, чего Бог не велит делать. Мы называем грехами упущения, когда не делаем то, что велено. В послании Иакова говорится: «итак, кто разумеет делать добро, и не делает, тому грех». Так что когда мы исповедуем грехи, мы исповедуем не только то, что мы сделали, но и то, что мы не сделали. Поверхностно кажется, что это самая лёгкая для понимания заповедь. Дети с раннего возраста узнают, что совсем недопустимо красть. Они крадут всё равно, но знают, что это неправильно. Я помню, моя старшая дочь однажды взяла что-то в магазине. Она была маленькая тогда. Она увидела жевательную резинку, и ей очень захотелось. Конечно, родители были потрясены. Я за ночь поседел… Так что в этом случае мы решили отнести её в магазин и сказать людям, что она сделала. Ей нужно было возвратить то, что она взяла в четырёхкратной мере. Таково было наказание за некоторые кражи в Ветхом Завете. Насколько я знаю, больше она такого не делала. По крайней мере, жвачку не крала.
Несколько лет спустя она пришла к нам однажды вечером, очень опечаленная с тремя или четырьмя книгами, и сказала «я взяла эти книги из школьной библиотеки несколько лет назад. Я хочу их вернуть». Её ничего внешне не побуждало исповедовать это. Её беспокоила совесть и она хотела признаться. В этом случае, поскольку она была опечалена, мы просто велели ей отнести книги назад. Это и было наказание.
Вот, наверное, заповедь, о которой мы можем сказать, что мы исполняем её в совершенстве. Не так ли?
Как же мы вели себя с этой заповедью? Лютер говорит: конечно, мы не должны красть деньги и добро у нашего ближнего, но добавляет к этому ещё что-то. Он говорит о завладевании чужим путём обмана или нечестной торговли. Наверное, люди крадут именно таким образом чаще всего. Если вы вломитесь к кому-нибудь домой и отнимете его собственность и его деньги, вас, вполне возможно арестуют. Но есть несколько законных способов красть. Когда вы идёте на рынок, чтобы покупать, следует остерегаться. Чего? Есть всевозможные способы кражи у людей. Часто это законно и ничего с этим не поделаешь. В БК Лютер говорит: «Если бы все воры были наказаны за кражу, мир скоро опустел бы, и ни палачей бы не хватило, ни виселиц», потому что это вселенская проблема. У торговцев бывает очень сильное искушение украсть у покупателей. Дать им немного меньше, чем оплачено, продать негодные фрукты и овощи, при этом не сказать, что это негодное. Не сделать скидки — и всякие другие способы. Большие компании, которые производят разные товары и продают их — не только не считают это грехом, но и процветают на этом. И представители этих компаний, которые пытаются найти способы обогатить компанию не бывают наказаны, но наоборот, получают вознаграждение. Интересно, что всегда фирменные товары, которые пользуются спросом, по весу делаются всё меньше и меньше. Если следить за их весом, то прямо удивительно. Вес становится меньше, а цена повышается. Это объясняется всевозможными причинами. Или эти компании слегка понижают свои затраты на производство, или понижают качество так, чтобы это не было заметно потребителям. Производителей это нисколько не тревожит, они считают, что поступают, как надо. Но что это за мир такой, когда каждый блюдёт интересы своих компаний или свои личные, и не заинтересован в своих потребителях, и не предлагает лучшее качество за меньшую цену? Но так уж заведено в мире.
Поговорим о работникам. Могут ли работники красть у своих нанимателей? Люди, особенно в больших компаниях говорят «если я возьму это или то, то никто не заметит». Когда все работники так делают, компания страдает от этого. В свою очередь, компания начинает перед общественностью повышать свои цены на продукты. Но можно ничего не брать, и при этом красть. Те люди, которые опаздывают на работу или уходят прежде времени, однако получают плату за полный день — крадут у своих нанимателей. Люди, которые приходят на работу, сидят там положенное время, но ничего не производят за это время — крадут у своих нанимателей. Большая проблема сегодня — когда у всех компьютеры. Работающие на компьютере тратят время, сочиняя письма или играя в игры. И если начальник входит, они всё это скрывают. Всё это законно, за это в тюрьму не сажают. Но в глазах Божиих, когда человек не прилагает усилия и не исполняет своей работы, он так же крадёт, как если бы залез к кому-то в карман. Я думаю, мы все знаем, что мы какое-то время украли. Поскольку здесь семинаристы, это относится также и к ним — они получают стипендию и не посвящают себя своим занятиям. Здесь три усердных семинариста, но это может быть для них тоже проблемой. Это отражает то, что у нас в сердце, это эгоистическое желание наживы. Мы не должны прямо брать денег или собственности у нашего ближнего, не должны приобретать себе обманом или нечестным сотрудничеством, чтобы бывает законно, но безнравственно.
Я также хотел бы упомянуть о нашем долге перед правительством: когда мы удерживаем от правительства то, что принадлежит ему как налоги, или ещё каким-то образом, мы также крадём. Много краж совершаются таким образом. Что же нам делать? Мы должны помогать своему ближнему. Не только помогать сохранить то, что есть у него, но и улучшить и защитить его добро, его дело, любые материальные блага. Даже в законе Моисеевом было сказано: если увидишь, что у неприятеля твоего отвязался вол, надо возвратить этого вола хозяину, даже если это твой враг.
Итак, кто же мой ближний? Это даже мой враг. Очень легко равнодушно смотреть на бедствия людей, которые нам неугодны. Ну что же. Они теряют свои деньги или свой доход? Ну и ладно, поделом ему… Нет. Надо спрашивать: не могу ли я сделать чего-то, что поможет ему сохранить. Можем предупреждать ближних, когда видим, что их добро находится в опасности, предпринимать всевозможные шаги, чтобы помочь сохранить и умножить добро. Нам иногда это очень трудно, не хочется этого делать, не хочется затрудняться. Нам не хочется, чтобы этот человек процветал. Но следует делать всё, что в наших силах, чтобы помочь ближнему в этом.
Я думаю, если мы честно посмотрим на свою жизнь, мы не сможем сказать «Господи, я никогда не крал», мы не сможем сказать «Господи, я не крал на этой неделе». Может быть, если мы внимательно посмотрим на свою жизнь, то увидим, где мы присвоили добро нашего ближнего, а где не помогли ему. Так что здесь мы тоже взываем «Господи, помилуй», и смотрим на милость Божию во Христе.
? А что можно сказать по поводу экономики вообще? Не является ли нарушением седьмой заповеди сам принцип экономики — когда цена товара отпределяется не его себестоимостью, а спросом на него? Об экономике — частично так и есть. По крайней мере, можно сказать, что экономика поражена очень жестоко этим грехом. Я думаю, это неизбежно. Мы все вынуждены жить в этой системе и как-то с ней ладить. Но, с другой стороны, если задуматься, а что было бы, если бы мировая экономическая система была озабочена помощью ближнему? Мы знаем, что было бы всё иначе. Качество повысилось бы неимоверно, и цены бы тоже снизились бы невероятно. И всем бы было хорошо. Я думаю, более, чем однажды было показано, что человеческая природа такова, что не получится ничего так. Когда система устроена так, чтобы всем было хорошо — идея хорошая. Но всегда на смену властям приходят кровожадные и жестокие люди, и всё прибирают к своим рукам. Такова природа человека после грехопадения. Так что нам остаётся только надеяться на внешние ограничения кражи. Остаётся надеяться, что в хорошей экономике каждый человек должен преуспеть. Тогда, конечно, речь зайдёт про разные теории экономики и правительства. В Америке есть некоторые консерваторы, которые думают, что дело и производство не должно испытывать правительственного контроля. По этой теории, если разные дела и производители остаются без надзора, они будут процветать. Когда они процветают, все остальные получают от этого какую-то выгоду. И если это помогает им преуспеть, пусть действуют всеми способами. Но теория такова, что все остальные тоже от этого выиграют. Другая крайность — в том, чтобы правительство надзирало над всем, удерживало людей от притеснения других людей, чтобы богатые жалели бедных. Наверное, в действительности нужно какое-то сочетание того и другого. Но всех этих вопросов не было бы, если бы не было греха. И здесь, я думаю, описание в Библии грехопадения описывает самым трезвым образом действительность, которую мы видим. Короче говоря, экономика полна нарушений седьмой заповеди.
Обратимся к восьмой заповеди.
* * *
Что сказать про это? Эта заповедь, даже если мы внешне сохранили все остальные, для всех нас представляет наибольшее неудобство. Первое приложение этой заповеди, конечно, в судебных делах, когда нас призывают свидетельствовать истину и не свидетельствовать ложно против ближнего. В Библии мы находим несколько примеров, когда произносится ложное свидетельство во вред кому-то. На память приходит пример, когда Господь наш Иисус Христос стоял перед первосвященниками, и искали лжесвидетелей, чтобы обвинить его. Их лжесвидетельства не согласовывались, тем не менее, было намерение осудить его по лжесвидетельству. И как же Его в конце концов осудили? На основании Его собственных слов. По иронии, так оно и было. Они сказали «какое ещё свидетельство нужно». Тем не менее, лжесвидетели нарушали восьмую заповедь. Есть выдающийся и страшный пример в Ветхом Завете. Царь Ахав хотел виноградник, и он попросил владельца виноградника продать его. Человек сказал — я не могу продать его, потому что это часть моего наследства. Человек следовал закону Моисея в этих вопросах. Но царю Ахаву непременно понадобился именно этот виноградник. У него была ещё сотня других, но он хотел вот этот, как малое дитя, которые хочет игрушку. А другое дитя говорит — нет, не дам тебе играть, и тогда это делается самым желанным объектом в мире. И царь Ахав плакал и печалился. И его жена, знаменитая дама сказала: «отчего, мой друг, не весел? Что головушку повесил? Я всё сделаю, как надо». И она сделала большой пир, пригласила владельца виноградника в почётные гости, также наняла лжесвидетелей выступить против этого человека. Конечно, оказалось, что этот человек был преступником, достойным смерти, и по лжесвидетельству этих людей владелец был умерщвлён, а царь ахав получил виноградник.
Здесь сразу несколько грехов, но нас беспокоит лжесвидетельство. Наверное, большинство из нас не будут никогда выступать свидетелями на суде, когда мы призваны говорить истину. Пример, данный в частной жизни, распространяет ложь на нашего ближнего, что другие люди будут думать худо об этом человеке. Конечно, это грех против восьмой заповеди. Надеюсь, что мы, христиане не распространяем лжи о наших ближних, или, по крайней мере, не делаем этого охотно. А что, если мы говорим неприятную истину о нашем ближнем? Например, «ты бы просто не поверил, если бы узнал, как разгневался такой-то и такой-то вчера? Мы были вдвоём, и вдруг он как сорвался с цепи, да как начал всё крушить вокруг…» Всё это — правда. Есть ли что плохое в этих словах? Говорить о нём хорошо? «Но я говорю только тебе, чтобы ты молился о нём». Нет. Наверное, мне не следует говорить это кому-то ещё. Но если этот человек представляет опасность самому себе или другим, то мне, наверное, нужно сказать это нужному человеку ради других ближних. Но рассказывать это товарищам просто так — это нарушение восьмой заповеди. Также, как если бы мы были на суде и говорили ложь о наших ближних. За исключением того, когда это необходимо для сохранения жизни — это грех против восьмой заповеди. И ещё большее нарушение — повторение сплетен о человеке. «Знаешь, что мне сказали про такого-то? Он то-то и то-то сделал! Никому не рассказывайте об этом». Я согрешил, потому что сказал ближайшему другу. Что сделает мой ближайший друг? Расскажет своему ближайшему другу. И вскоре все уже знают. И не только знают, что услышал первый человек, но все делают истолкование этому. Затем возникают всевозможные ложные слухи, и доброе имя человека несправедливо опорочивается. Если задуматься об этом, восьмая заповедь очень похожа на вторую, в ней не следует злоупотреблять именем Господа Бога нашего, а в восьмой заповеди нам не следует злоупотреблять добрым именем нашего ближнего, т.е. позорить его. Мы слушаем такие сплетни и передаём их при самых плохих побуждениях. Похоже на то, когда человек берёт заряжённый пистолет с самыми добрыми намерениями и пуляет повсюду… «Я никого не хотел убить. Я не знал, что так произойдёт». Наши слова, особенно когда мы говорим недоброе о нашем ближнем — похожи на пули. Когда это делается над нами, мы это понимаем. Все остро переживаем, когда другие распространяют дурное от нас, Но это почему-то не удерживает нас от причинения зла другим. Конечно, поэтому в церкви — не потому, что мы такие милые, а наоборот. Мы приходим поклоняться милому Богу, которые даёт нам прощение и праведность.
Мы увидимся почти со всеми следующие несколько дней на праздновании рождества нашего Господа. Желаю всем вам блаженного рождества.