Доброе утро. Мы прочитаем быстро первые 6 заповедей.
* * *
И сегодня мы обсуждаем 6-ю заповедь. В прошлый раз мы немного говорили о сотворении Богом человека и его жены, о том, как Бог соединил человека и его жену вместе на всю жизнь, и это учреждение Божие. Так Он замысливал отношения между человеком и его женой, и установил семью для производства детей. Можно кратко это изложить такими словами: Божий замысел — в том, чтобы один человек и одна жена были соединены на всю жизнь. И, проще говоря — всё, что противно этому божественному святому установлению — преступает 6-ю заповедь.
Кто-нибудь скажет — конечно, так было до грехопадения, но это было во 2 главе Бытия, а затем была 3-я глава, и всё изменилось. Действительно, на практике всё изменилось, но Божья воля не изменилась. Когда мы читаем Ветхий Завет мы видим, что Бог трезво смотрел на вещи. В Своём законе Он допустил такое, что не совсем согласовалось с Его начальной воле, потому что Он понимал, что теперь состояние человека было действительно греховным, но в Новом Завете Иисус несколько раз ссылается на это первоначальное установление супружества и на слова из Быт 2: «посему, да оставит человек отца своего и мать, и прилепится к своей жене, и двое станут одной плотью». К этим словам Иисус добавляет — что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Когда мы смотрим на 6-ю заповедь таким образом, тогда наши практические вопросы «а что будет, если?» - очень легко находят свой ответ. Они не всегда легко разрешаются, но не так трудно сказать, что, в самом деле, добро, а что зло. В Ветхом Завете Бог в Своём законе допустил и многожёнство и развод. Еврейское общество было так устроено, что, вообще говоря, женщины и мужчины вступали в супружество довольно рано, и, например, не было вполне возможно двум молодым людям жить вместе, не будучи при этом женатыми, ибо если юноше нравилась девушка и он вступал с ней в связь, она становилась его женой. И в таком обществе у человека могло быть больше, чем одна жена. Так что в таких условиях 6-я заповедь, строго говоря, не нарушалась, потому что эти люди состояли в супружестве. Этого ожидало от них общество и ожидал Божий закон. Так что, строго говоря, в Ветхом Завете прелюбодеяние заключалось в следующем — когда человек вступал в связь с женою другого человека. И неважно, был ли сам мужчина женатым или нет — всё равно, это считалось прелюбодеянием. Каково было наказание за этот грех, согласно закону Божьему? Смерть. И прелюбодеяние, и убийство наказывались побиванием камнями. И такие вопросы, которые возникают в нашем обществе, не возникали в том обществе.
Закон Моисея допускал развод. Во время Иисуса велись активные религиозные споры о разводе — потому что примерно в это время, или незадолго до того было два раввина — один, по имени Гамалиил — который жил во времена Иисуса и даже спустя — и мы находим упоминание о нём в книге Деяний. И было раввин по имени Илеил, который жил до того времени. И эти раввины не соглашались между собою в том, что было допустимой причиной для развода. Один из них говорил, что если жена каким-то образом неугодна тебе, можно развестись с ней. Например — если сожгла завтрак. А другой раввин утверждал, что надо придерживаться более строгих причин для развода. И это отражает вопрос, который был поставлен перед Иисусом в Евангелии — допустимо ли разводиться со своей женой по таким причинам? И Иисус отвечал, что Моисей дозволил разводиться с жёнами из-за жестокосердия их, а сначала это было не так, а затем он ссылается на установление супружества и говорит, что Бог сочетал, того человек да не разлучает — т.е. одного мужчину и одну женщину. И здесь, в этом отрывке и в других местах в Евангелии Иисус говорит, что всякий, разводящийся со своею женою и женящийся на другой совершает прелюбодеяние, и разведённая, выходящая замуж вторично, при живом первом муже — тоже совершает прелюбодеяние. Следовательно, Иисус обозначает развод и повторный брак как нарушение шестой заповеди.
Мы знаем, что в нашем обществе развод — явление обычное. И в церквах многие люди либо состоят в повторном браке, либо только были разведены. При работе в приходе я обнаружил, что многие стремятся оправдаться в таких случаях, и говорят «а что, если …? Будет ли это грехом?». Гораздо честнее признаться в грехе и потом исповедать его, раскаявшись в нём, и получить Божье прощение, чем притворяться, что ничего плохого не было совершено.
С другой стороны, развод и вступление в повторный брак — не такой грех, который не может быть прощён. Некоторые относятся к этому как к наихудшему греху. Будем помнить, что это 6-я заповедь, а не 1-я. Как вам кажется, почему люди относятся к прелюбодеянию как к наихудшему греху? По правде сказать, мне кажется, что этот грех влечёт за собою больше последствий, чем другие. Многим людям причиняется вред вследствие греха прелюбодеяния. И он может изменить жизнь разных людей. Итак, люди видят вред от этого греха, тогда как не видят, какой вред наступает от идолопоклонства. Итак, мы склонны взвешивать грехи на основании последствий их. И, действительно, это серьёзный грех, но не такой, который не может быть прощён. Можем обратиться к примеру царя Давида. По закону Божьему Давиду было разрешено иметь много жён. Действительно, их было множество. А почему нельзя было брать Вирсавию? Потому что она была уже замужем за другим. И, вдобавок к прелюбодеянию, Давид ещё совершил убийство, стараясь спрятать концы в воду после того, как он уже нарушил шестую заповедь. Давид нарушил и пятую, и шестую заповедь, и обе эти заповеди влекли за собою смертное наказание. Наверное, он думал, что ему удалось скрыть свой грех, но к нему пришёл пророк Нафан, приступил к нему об этом грехе. И Давид сказал «против Господа я согрешил». Нафан не сказал «твои грехи воистину не могут быть прощены», он сказал «твой грех покрыт, ты не умрёшь». Это значит, во-первых, что Господь простил его грех и не обратил наказание закона на Давида. Давида с Вирсавией не повели за город, чтобы побить камнями. Но, прежде всего это означает, что когда грех был прощён, человек имеет вечную жизнь. Так что развод и вступление во вторичный брак — не такие грехи, которые не могут быть прощены. Тем не менее, если мы совершили такой грех, то лучше не следовать примеру Давида и не стараться скрыть его, но покаяться и получить прощение.
Бывает ли такой случай, когда развод — не грех? Да. Когда прелюбодействует один из супругов. А почему? Потому что договор был нарушен. Итак, не невинный человек, а другая сторона нарушила соглашение. Иисус допускает такое исключение. Он не говорит «обязательно следует развестись с неверным супругом», Он не говорит, что именно такой желанный исход из этих обстоятельств, но Он допускает такое исключение в этом случае. И, затем, пострадавшая сторона может с доброй совестью сперва развестись, а затем вступить в другой брак. Конечно, многие т.н. христиане знают, что Писание говорит об этом, и они стараются обойти закон стороной — например, могут стараться искусить своего супруга, чтобы он совершил прелюбодеяние, и от него тогда можно будет освободиться. Но Бог не обманывается. Другие говорят «я знаю, это нехорошо, но Бог знает, что я немощен, и Он простит меня. Я всё равно сделаю, как хочу и совершу этот грех». Вдобавок к греху прелюбодеяния добавляется грех искушения Бога. Однажды сказал Лютер — в подобном случае, когда человек замышляет грех и надеется получить впоследствии прощение — как знать, что ты покаешься? Мы ошибаемся, если думаем, что покаяние — это наше дело. Это дело Святого Духа в нас, которое Он совершает посредством закона. И если мы, по своему изволению — грешим, мы испытываем милость Божию, и может наступить время, когда Святой Дух не приведёт нас к покаянию. И если Святой Дух не приведёт нас к покаянию, мы не покаемся. Истинное покаяние невозможно без действия святого Духа посредством проповеди Закона. Так что очень важно не испытывать Божьей милости подобным образом.
Конечно, тогда многие задают вопрос — а что же с многожёнством? Оно же дозволено в Ветхом Завете. И невозможно найти в Писании стиха, который говорит «не женись на трёх жёнах». Почему же вы, христиане, говорите, что у человека должна быть только одна жена, а у жены — только один муж? И ответить на это можно теми же словами, как говорил Иисус, когда говорил про развод: «Моисей разрешил вам брать больше одной жены из-за жестокосердия вашего, но не так было сначала, потому что Бог установил супружество для одного человека и одной жены».
Все вопросы, связанные с гомосексуализмом очень простые, когда мы смотрим на установление супружества Богом. На Западе огромное движение в направлении узаконивания однополых браков, чтобы такие пары были в одинаковом положении перед законом, как и разнополые пары. И даже во многих либеральных церквах это считается обычным делом. И люди говорят: «Бог меня сотворил таким образом. Я грешу, если я буду наступать своей натуре на горло. Я мужчина, но Бог вложил в меня стремление к мужчине. Я женщина, но так уж Бог меня сотворил, что мне нравятся женщины, и будет грехом, если я буду отрицать своё сотворение». Но если мы посмотрим на божественное установление супружества, мы увидим, что Бог сотворил мужчину, чтобы прилепился к женщине, и женщину, чтобы прилепилась к мужчине. А другие обстоятельства — это уже диавольское извращение доброго божественного дара.
А как насчёт незамужних и неженатых? В нашем обществе многие живут вместе, не состоя в браке. Как к пастору ко мне приходили молодые с просьбой обвенчаться. Первым делом я узнавал — живут ли они уже вместе? Большинство моих знакомых пасторов говорили, что в большинстве случаев так и происходит. Я тоже столкнулся с этим. Прежде, чем мы говорили о венчании, нам приходилось говорить с другом. Некоторые говорят «мы уже в сердце своём женаты друг на друге». Что же это значит? Почему же вы не исповедали это при людях и не заключили законного брака? Бог не замышлял такого, чтобы люди вступали в связь и считали, что они, таким образом, супруги. Поэтому в церквах люди дают обеты друг перед другом, перед другими людьми и перед Богом — потому что обычно, когда говоришь с неженатыми людьми, становится ясно, что они, в действительности, не привержены друг другу в сердце, потому что они говорят «нам нужно было попробовать и посмотреть, как получится». И так они пришли ко мне, потому что они сочли, что всё у них получается, и, наверное, надо жениться. Но если бы им показалось, что ничего не получилось, то никаких обязательств друг перед другом у них нет. И подобное отношение люди пытаются оправдать разнообразно.
Строго говоря, прелюбодеяние означает вступление в связь с чьим-то другим мужем или чьей-то другой женой. Иногда неженатые говорят, что мы не согрешили этого греха, потому что ни один из нас не в браке. А некоторые говорят — Иисус никак не осудил сожительство. На самом деле, осудил. Он встретил женщину-самарянку у колодца в Ин 4, Иисус сказал ей — позови мужа, она сказал — у меня нет мужа. Иисус сказал — ты хорошо сказала. У тебя было 5 мужей, а тот, с кем ты сейчас живёшь — не муж тебе. Иисус никак не допускает такой возможности, что они женаты друг на друге в своём сердце. Новозаветный мир сильно отличался от ветхозаветного, и в Новом Завете два слова — прелюбодеяние и любодеяние. Второе слово — по-гречески вообще означает безнравственность и всякую половую распущенность. Но в отрывках, где слово употребляется наряду с прелюбодеянием, оно означает всякую другую половую распущенность, включая всякие половые связи вне брака. Всё это нарушает божественное установление супружества. Я слышал, как люди оправдываются — «но мы любим друг друга — значит, всё хорошо». Даже люди, которые прелюбодействуют самым прямым образом — то есть вступают в связь с чьим-то мужем или женой — говорят, мы любим друг друга… Но Бог говорит не так. Он говорит — да оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к своей жене, и будут двое одна плоть. Иисус говорит — что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Так что человеческие чувства любви не упраздняют божественной заповеди. Я думаю, в нашем обществе очень важно наставлять молодых людей в воле Божией по этому случаю — потому что в музыке и в фильмах, окружающих их говорится совершенно противоположное. Конечно, их собственная немощная природа подводит их к таким выводам — грешить против 6-й заповеди
В Евр 12 говорится «супружество да будет почитаемо среди вас, и супружеское ложе да содержится не осквернённым, ибо любодеев и прелюбоеев Бог осудит». Если мы тщательно рассмотрим этот отрывок, мы увидим, что здесь охвачены и неженатые, и незамужние, и не состоящие в браке. Мы должны внушать своим юным детям — и вообще, молодым людям, что если Бог по мудрости Своей даст им мужа или жену в будущем, важно, чтобы им не грешить против Бога и против этого будущего супруга. Так что здесь уже внешние действия, которые соответствуют шестой заповеди, или, наоборот, её нарушают. Проще говоря, мы исполняем эту заповедь, как говорит пояснение — когда мы живём целомудренно и честно, в мыслях, словах и делах, и когда почитаем своего супруга.
Теперь мы приступаем к мыслям и словам. Начнём со слов, потому что с ними проще иметь дело. Наши слова должны соответствовать нашим поступкам. Сюда входят грязные шутки. В послании к Ефесянам, в пятой главе, говорится об этом — чтобы нам даже не шутить о нарушении этой заповеди, а нашими словами нам следует помогать ближнему исполнять эту заповедь, и никак не совращать нашего ближнего к нарушению этой заповеди. То есть наши слова и наши поступки не должны расходиться.
А что же мысли? Даже если человек исполнил эту заповедь на деле — что, действительно, возможно — даже некоторые неверующие, многие неверующие — исполняют эту заповедь в своих поступках. И даже если мы исполняем эту заповедь на словах — что тоже возможно. Я знаю неверующих, которые безупречно ведут себя и разговаривают. И, конечно, многие христиане. Но что же сказать про мысли? В нагорной проповеди Иисус ссылается на эту заповедь и говорит «вы слышали, Как было сказано «не прелюбодействуй»? А Я говорю вам, что человек, который смотрит с вожделением на женщину, совершил прелюбодеяние в сердце своём. И хотя он не говорит то же самое наоборот — т.е. если женщина смотрит на мужчину с нечистыми помыслами — очевидно, это касается женщин в той же мере. Просто обычно почему-то считается, что у мужчин это большая проблема. Я думаю, редко когда какой мужчина может сказать «я не согрешал в своих мыслях». Это, конечно, не значит, что следует сделать вывод, что раз уж согрешил в мыслях, то уж можно и в поступках… Так гораздо хуже для нашего ближнего. Но даже только совершение этого в сердце — это всё равно великий грех и оскорбление Бога, и требует покаяния и прощения. Поэтому ни один человек не может сказать, что никоим образом он не преступил этой заповеди, потому что она требует не только определённых поступков, но также целомудрия сердечного. Опять же, закон показывает нам, каковы мы на самом деле — что мы грешники, и отчаянно нуждаемся в Божьем милосердии, которое мы находим лишь в Иисусе Христе.
Если мы зададим вопрос — кто исполнил эту заповедь, нам придётся сказать «никто, кроме Иисуса Христа самого». Я узнал это интересным образом, наставляя детей к конфирмации. После каждой заповеди я спрашивал — кто исполнил эту заповедь? И я ожидал, что скажут «никто». Но однажды одна девочка сказала «Иисус». Она не давала мне сказать, что нет такого человека, кто исполнил бы её. Так что важно помнить это также. Если я скажу «никто не исполнил эту заповедь», то, может быть, я на минуту забыл, что Иисус Христос — истинный человек, и, как человек, Он исполнил закон вместо нас. И поэтому, наверное, лучше нам сказать «никто кроме одного Иисуса».
(А как быть с возможностью развода и с толкованием Иисусом и Лютером шестой заповеди — т.е. развод допускается за прелюбодеяние, и в то же самое время прелюбодеянием считается не только поступки, но также слова и мысли. Означает ли это, что допустим развод, скажем, за нечистоту мыслей?)
Я думаю, слова Иисуса в Мф 5, где Он говорит — что всякий, разводящийся в женою кроме греха безнравственности (распущенности) — означает не просто дурное отношение, слова, но именно поступки. Что было совершено внешне и серьёзное нарушение обета верности в супружестве. Соответствующие отрывки в Евангелиях можно найти в Мф 5 и в Мф 19, и в Мк 10. Я думаю, можно найти ещё один-два отрывка. Но в этих отрывках вы найдёте всё, что имеет сказать Иисус по этому поводу — о разводе и о повторном супружестве.
Я бы также хотел бы добавить, что хотя развод — это нехорошо, не сам развод составляет прелюбодеяние, но развод и вступление в другой брак. В 1Кор 7 апостол Павел наставляет практически неженатых и женатых людей, и он говорит — если муж или жена отлучатся от своего супруга, пусть либо останутся неженатыми, либо вернутся к первоначальному супругу. Так что всегда есть возможность разлуки от мужа или жены. И бывают такие случаи, когда ради безопасности детей или для собственной безопасности, или по разным законным вопросам это может быть даже желательно, Потому что мы живём в действительном виде. Происходят всевозможные злоупотребления. Иногда муж и жена просто никак не уживутся вместе. Они видят, что они не могут в согласии жить. Апостол Павел даёт им в согласии жить — вы можете жить отдельно, или вернуться к друг другу.
Если вы придумаете до следующего раза какие-то вопросы, мы начнём с них, иначе мы перейдём к седьмой заповеди.