Добро пожаловать в это жаркое летнее утро… Молодцы, что пришли, невзирая на эту страшную жару. Сначала прочитаем заповеди, которые не знаем. Если бы мы знали в совершенстве, нам не пришлось бы снова читать…
* * *
Мы говорили о большинстве вопросов, связанных с пятой заповедью. Очевидно, что нам не следует причинять вред нашему ближнему никак — ни телесно, ни душевно, но помогать ему. Мы должны подкреплять его жизнь, а не отнимать её. И всякое побуждение в сердце и всякое действие, которое приносит телесный вред ближнему в глазах Бога есть убийство. Это не значит, конечно, что нет разницы — убивать ближнего, или просто желать ему смерти. Но нам следует понимать, что в глазах Божиих одно желание уже также осуждает, как сам поступок. Однажды я видел одно стихотворение — должно быть, шуточное. Человек говорит «вот, я сходил в церковь и узнал, что желание столь же плохо, как и сам поступок. И если Бог осуждает желания также, как и поступки, то зачем себя ограничивать? Давайте делать всё, что приходит нам на ум. Это, конечно, мысль неверующего. Но так думает необращённый ум. Но всё не так просто. Как мы видим в заключении заповедей, Бог благословляет временно людей, которые ограничивают себя и не делают всё, что желают, хотя для спасения закон требует больше, чем просто внешней праведности и чистоты. Он также требует внутреннего совершенства, не только внешнего. Тем не менее, в этом мире наша жизнь будет гораздо лучше, если мы будем воздерживаться от этого — если не будем убивать ближнего, если не будем красть, и так далее. И, конечно, гораздо вреднее для нашего ближнего когда его убивают, чем когда просто желают ему смерти, сердятся на него. Мы задавали вопрос, есть и случай, когда человек может лишить другого жизни. И ответ был — да, если этот человек служит Богу, т.е. если его назначили наказывать злодеяния. Это, конечно, не значит, что у пасторов есть такая власть. Епископы, священники, диаконы, служители Слова — служат в царстве Евангелия, у них нет власти меча. Их задача — не наказывать грех физически. Бог призвал их прощать грех, и от Бога у них есть власть только связывать грех, если у них нет покаяния. Но правительство и службы порядка и безопасности имеют такую власть не только от людей, но и от Бога. Итак, в определённых случаях, как раб Божий и раб государства, поставленный на это дело человек, имеет власть отнимать жизнь. Библия не противится смертной казни. Это не значит, что у нашего народа должна быть смертная казнь. Народы могут решить, что смертная казнь не позволяет лучше поддерживать порядок. И, конечно, когда есть смертная казнь, бывает так, что невинного человека казнят. Но мы не можем сказать, что как христиане мы против смертной казни на библейских основаниях, потому что Библия ясно показывает, что это может быть сделано — не только в Ветхом Завете, но и в Новом.
Также нам надо задать вопрос об убийстве на войне. В Писаниях ясно выражается, что человек может быть воином, и при этом иметь спасение. В Писаниях ясно видно, что, например, блудница или вор должны оставить свои занятия и найти другие, потому что люди, которые занимаются этими вещами, не могут спастись без покаяния. Но ничего подобного не написано о воинах, и есть много лестных примеров воинов в Писаниях. Конечно, в Ветхом Завете были могучие герои-военные. Но даже в Новом Завете, когда воины пришли к Иоанну Крестителю, Иоанн до этого проповедал покаяние. Он преподавал крещение в прощение грехов, и сказал «принесите плод, соответствующий покаянию». И к нему приходили разные люди, Приходили мытари и спрашивали: «что нам делать?» Он не сказал им: «перестаньте быть мытарями». Он сказал: «берите только то, что должно; то, что законно». Приходили к нему воины и спрашивали: «что нам делать?» Он не сказал им «уходите в отставку». Он сказал «не отнимайте у людей их имущества и довольствуйтесь своей платой. То есть — не пользуйтесь своей властью в свою пользу, но пользуйтесь ею, чтобы служить ближнему. И есть, затем, например, сотник, который наблюдал за смертью Иисуса, и когда он увидел, как умер Иисус, он сказал «истинно, этот человек — Сын Божий». Только он исповедал, что надо, при распятии. Есть также сотник, который послал своих слуг к Иисусу, прося об исцелении сына. Иисус сказал об этом человеке «нигде не видел Я такой веры, даже в Израиле». Он не сказал «если этот человек выйдет в отставку из войска, тогда будет в царствии Божием». Или в Деян 10, сотник Корнилий, к которому Святой Дух послал Петра, чтобы проповедовать. И пока Пётр проповедовал о Христе, Святой Дух нашёл на этого человека и на его домашних. Святой Дух сперва не объявил громким голосом «оставь войско, и тогда я сойду на тебя». В Писании многократно показано, что быть на военной службе — значит, быть на приличном, богоугодном месте.
А что, если война? Могут ли люди убивать других людей с доброй совестью? Как вы думаете? (Ну, с доброй совестью, это, наверное, вряд ли. Но, так или иначе, наверное, потому что это всё-таки война?). Мы, лютеране, как и многие другие христиане всё время говорили про справедливую войну. Один ясный пример справедливой войны — это когда на вашу страну нападает враг, и ваша страна идёт на войну, чтобы защититься. И, например, вряд ли были какие-то угрызения совести у советских, в 40-е годы, когда они защищались от немцев. Это был явный случай, когда одна страна напала на другую несправедливо. Другой пример — когда ваша страна идёт на войну, чтобы защитить другую страну от агрессии. Это случай, когда третья сила нападает на ваших союзников. Тогда, конечно, оправданно защищать этого союзника. Много печальных примеров войны, когда не всё ясно. Когда ваша страна идёт на войну по не совсем ясным причинам. И тогда для христиан на обеих сторонах трудно. Конечно, были немцы, которые воевали за Германию во второй мировой войне — воевали, потому что это была их страна. Что им нужно было делать в этом случае? Я думаю, для многих немцев это была проблема совести. И во многих случаях им не совсем было ясно, что делала их страна и чем она занималась. Итак, бывает много случаев, когда непонятно, справедлива ли эта война, или нет. Почти всегда, когда война, и в воюющих странах есть христиане, мы слышим, как люди говорят с обеих сторон: «Бог за нас, мы победим с Божьей помощью!» Очевидно, Бог не может быть на обеих сторонах. Только Он всегда за Своих чад, за тех, кто принадлежит Ему. Я думаю, что всегда, когда воевала Америка, американцы воевали, не задавая вопросов. Когда правительство говорило «сражайтесь за нас», американцы сражались за страну. Но в 1960-70 годы, когда Америка воевала со страною Вьетнамом — это всё изменилось. Многие американцы не желали сражаться. Кто-то уехал в другую страну, кто-то попал в тюрьму — потому что они не считали, что эта война — справедливая. И внутри семейств было много проблем, когда отцы считали, что сыновья должны идти воевать, а сыновья так не считали. Но не все люди, которые не желали воевать, делали это из христианских побуждений. Итак, всё это было очень трудно.
Что же делать, когда страна начинает воевать, и вам, или вашему сыну нужно идти и воевать на войне? Только если вы совершенно точно уверены, что это несправедливая война. В других случаях, вероятно, нужно идти и служить стране. Но бывают случаи, когда даже христиане между собой разногласят, и тогда, я думаю, каждый должен следовать своей совести. Например, когда война с какой-то мусульманской страной, то можно быть уверенным, что вряд ли стреляешь в братьев по вере, в христиан.
А что если страна ведёт войну, где многие противники, вероятно, христиане? Можно ли стрелять в этих людей в доброй совести, зная, что можно убить христианина? (Конечно. Спасать свою жизнь, наверно. Война идёт — тут уже не до мыслей). Действительно. Очень правильно. Я думаю, простой вопрос, может быть, даже слишком простой. Как сказал Игорь, мы воюем с ними не как с христианами, а как с народными врагами. Как христиане, мы можем молиться Богу, чтобы он защитил и спас своих верующих на обеих сторонах, и оставить всё на Его усмотрение. Но если я в армии, во время битвы — тогда я должен исполнять своё призвание в это время — то есть, защищать свою страну и защищать других солдат в этой войне. Конечно, мы знаем, что в настоящей войне всё не так просто, что есть люди, которым нравится убивать, и они пользуются этим как возможностью совершать жуткие злодеяния. И есть командиры, которые приказывают солдатам совершать жуткие злодеяния, и многие солдаты участвуют в том, что вызывает у них муки совести. И здесь мы должны просто принять прощение Христово. Поразительно, как в литературе и в песнях славится война и благородство войны. И люди забывают об ужасах войны. Итак, когда страна долгое время не воевала, все молодые люди с нетерпением желают вступить в ряды и служить своей стране с честью и славою. Но действительность обычно расходится с этим — очень много бесчестия, стыда и позора в том, что совершается. Вероятно, поэтому многие войны длятся всего несколько лет: очень трудно поддерживать такой ужас всё время.
Тем не менее, мы можем подкрепить в Писании, что возможно служить в армии и быть христианином, сохранять христианскую веру в целостности — даже во всех опасностях и в разных обстоятельствах, которые наступают. Мы живём в падшем мире. С тех пор, как Каин убил Авеля, было человекоубийство и война, и будет продолжаться, пока не вернётся Христос и мир не вступит в Христово царство покоя. До тех пор у воинов есть власть от Бога защищать страну, защищать жён и детей, защищать другие страны, которые по несправедливым причинам подверглись нападениям. И в любом случае — воевать так, чтобы восстановился мир.
Какие у вас вопросы о пятой заповеди и о любых трудных обстоятельствах?
(Я недавно получил письмо. И там как раз мне задаёт человек вопрос по этому поводу — по поводу заповедей — т.е. он как раз касается вопроса казни. И я ещё не давал ответа на это письмо, но правильно ли я думаю, если я буду опираться, если я не ошибаюсь, послание к Коринфянам, где говорится о князе, который носит меч свой для того, чтобы наказывать и судить?)
Да. Это будет, главным образом, Рим 13, где Апостол говорит, что правящие власти служат Христу, (служат Богу, я думаю, там говорится), и у них есть власть, Бог дал им меч, чтобы наказывать злодеев и поощрять делающих доброе.
(В письме есть ещё такая мысль о том, что если мы христиане, то мы не должны быть такими очень властелинообразными, и не должны высказывать своего отношения, допустим, к ереси — то есть мы должны с ними разговаривать очень кротко, смиренно, с любовью, настолько кротко и мягко, и, я бы даже сказал, женственно, чтобы они не думали, что мы их поливаем грязью. Но это тесно переплетается с заповедью «не убей», он приводит её как пример. До какой степени можно проводить такую грань?)
Здесь снова, мне кажется, мы должны взять пример с нашего Господа. Он, конечно, мог с людьми обращаться терпеливо и кротко, но встречаясь с упрямым неверием, Он быстро выходил из терпения. Очень трудно себе представить человека, который написал это письмо — что он встаёт, и говорит «горе вам фарисеи и книжники, лицемеры!» семь раз, или что он бичом изгоняет торговцев из храма. Иисус иногда говорил очень жёстко с собственными учениками. «О, вы, маловерные», «о, неверный и развращённый род, сколько Мне ещё быть с вами?» Так что бывает время, в самом деле, в обычном разговоре, нам следует быть терпеливыми и кроткими. Апостол Павел сказал Тимофею, что раб Божий не должен вступать в препирательства, но должен кротко наставлять с терпением. Но во втором послании к Коринфянам Павел написал им, говоря: «вы называете меня жёстким в посланиях, но кротким лично, когда присутствую». Но он сказал: «в этот раз, когда я вас навещу, я вас не пощажу, я приду с дубиною, потому что вы не покаялись». Он сказал: «Господь дал мне власть назидать вас, а не уничтожать». Так что апостол Павел не хотел использовать своей палки. Это была крайняя мера, когда всякая кротость уже не достигала никакого результата. Так что я не думаю, что всегда такой случай.
Нужно также проводить разграничение между царством мира сего, где Христос правит мечом, и царством Божиим или царством церкви, где Он правит Евангелием. Но даже в этом царстве есть два ключа — ключ, который открывает небеса, прощает грехи, и ключ, который запирает небо и связывает грех. Что касается ересей, я думаю, во-первых, мы говорим кротко с человеком, преподающим ересь и верящем в неё, но если по прошествии времени человек не покается, тогда, вероятно, надо быть жёстче, и ради наших ближних, которых эта ересь может увлечь, потому что она распространяется прилюдно — мы должны сильно осудить её на людях. Так что христиане кротки, но не всегда кротки, и нужно иметь мудрость, чтобы знать, когда быть кротким, а когда быть жёстким или твёрдым.
Я знал людей, которые с удовольствием жестоко запрещали ереси, Потому что это была возможность для них проявить личное неудовольствие к человеку. Я знал одного, который путешествовал, стараясь благовествовать мормонам. Можно восхищаться его настойчивости, приверженности к этому делу, потому что у него не было ни денег, ни семьи, но он жил только на то, что ему подавали христиане. Но можно тогда спросить — а кто его послал? Он взял на себя это дело. Но, кажется, ему нравилось быть в конфликте с мормонами, и он не очень кротко себя вёл с ними, он говорил с ними очень резко. По крайней мере, казалось, что ему это нравилось, и иногда казалось, что ин изливает личную агрессивность. Так что очень легко также облечь свой гнев в христианские одежды и вызывать у людей какое-то сострадание или уважение. Но, с другой стороны, бывает время, когда ради блага ближнего, либо ради того человека, с которым мы говорим так резко, или ради других, которые могут быть увлечены — приходится говорить очень твёрдо и совсем не кротко.
(Многие люди отбрасывают всё писание, кроме двух строчек, гласящих: «не мир пришёл Я принести на землю, но меч», и многие на это уповают — что Он тоже не очень кроткий, и несёт не мир в этот мир, но меч, и какого Бога тогда вы проповедуете, если Он тоже агрессор).
В Евангелиях у нас две почти полные противоположности. Например, в Евангелии от Иоанна Иисус сказал «Сын человеческий пришёл не для того, чтобы осудить мир, что чтобы спасти», а в других Евангелиях Он сказал «Сын человеческий пришёл, чтобы призвать грешников к покаянию», так что у нас это действительная и блаженная истина. Но также Он сказал «не мир принёс Я, но меч». Нам нужно рассмотреть это утверждение в контексте. Он сказал «ибо Я настроить мать против дочери, и отца против сына» - и всё такое. Но что Он имеет в виду под этим? Он имеет в виду, что Евангелие мира — та благая весть, что Он приносит — что пришёл не судить мир, но спасти — сама по себе разделит, и станет мечом. Но не мечом, чтобы убивать людей, но это меч, который разделяет между верой и неверием. Он сказал — вот, какова действительность. Даже внутри семьи опустится меч и разделит между верующими и неверующими. Это утверждение нельзя брать для того, чтобы оправдывать убийство ради Бога. Оно значит, что из-за греха и неверия человеческого, из-за деятельности диавола, само Евангелие мира разделяет. Даже хотя Евангелие — это Евангелие мира, оно нарушит определённый род мира, то есть мир и согласие между членами семьи, когда все мертвы по преступлениям. Был однажды немецкий богослов, который сказал «мир бывает разный. Бывает мир кладбища. Всё очень покойно там. А что будет, если некоторые покойники оживут?». Внутри семьи возникает этот сходящий меч. И я буду очень удивлён, если хотя бы один из вас не знает, о ч ём речь. Я знаю это в своей семье. Мои родители и сёстры.
Начнём говорить о шестой заповеди некоторое время.
Прочитаем её.
* * *
О чём говорит эта заповедь? В Истории Израиля смысл слова «прелюбодеяние» был сильнее ограничен, чем в нашем мире, потому что были законы в Израиле. Но чтобы понять действительное значение этой заповеди, и понять, как различные поступки преступают эту заповедь, нужно вернуться к Быт 1 и 2 и посмотреть, как Бог создал жену из ребра человека. И человек сказал: «плоть от плоти моей и кость от костей моих». По-еврейски, Когда человек видит жену, он говорит что-то вроде «а, наконец-то!». Это плоть от плоти и кость от костей. И это первая поэма в Библии. И всякий раз теперь, когда мужчины видят женщин, они разражаются песнями и стихотворениями. Но так было с самого начала. И в конце второй главы книги Бытие говорится «посему оставит человек свою мать и своего отца, и прилепится к своей жене, и двое станут одной плотью. Это суть святого супружества. Это состояние, ради которого Бог сотворил человека и жену.
Когда Он говорит «не прелюбодействуй», Он говорит «не делай ничего иного, кроме того, что Я установил — установил это отношение между мужчиной и женщиной». Если мы будем рассматривать эту заповедь в таком свете, то многое станет ясно. Можно ответить на много практических вопросов на этом основании — на вопросы о многожёнстве, о разводе, о состоянии в браке не перед лицом государства (не расписавшись), и всякие другие случаи, о которых можно подумать.
В следующий раз, посмотрим, что это означало в жизни Израиля, и что означает прелюбодеяние в Новом Завете, и как мы нарушаем эту заповедь и как исполняем.
Спасибо за внимание.