Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 2.12.01

Доброе утро.

Как приятно и как почётно с вами с вами снова читать святые заповеди Господни.

Начнём с повторения заповедей, которые вы уже обсудили. Для некоторых из вас это хорошее повторение, а для других это будет хорошее научение. Даже если вы совершенно не помните их наизусть, будет хорошо глубоко ознакомиться с содержимым заповедей.

* * *

Заключительные слова о четвёртой заповеди. О почитании наших духовных отцов, т.е. епископов, священников и диаконов в церкви. Мы скажем ещё об этом дополнительно под восьмой заповедью. Бывают, конечно, времена, когда наших духовных отцов надо исправлять и наказывать. Но на каких основаниях они должны принимать обвинения? Есть всего два или три основания.

Первое, это, конечно, лжеучение. Если священник преподаёт лжеучение и не кается в этом лжеучении, тогда его следует извергнуть из сана. Иногда священник может сказать что-то неудачно, и это будет неправильно. Но если мы услышим такое, во исполнение четвёртой заповеди, мы не будем вставать и обвинять его при людях в таком случае, но поговорим с ним с глазу на глаз, и спросим, на самом ли деле он это имел в виду. И, возможно, это был просто неудачный выбор слов, или, может быть, вам было не совсем понятно. В любом случае, такой разговор со священником часто проясняет многое. Но если священник упрямо продолжает преподавать лжеучение, тогда его нужно обвинить при людях.

Вторая причина — это позорная жизнь, т.е. когда священник живёт греховно. Это ясно.

И третья возможная причина — это когда священник не может или не желает исполнять своего долга. Не того долга, который, как вы считаете, он должен исполнять, но того долга, который его послал исполнять Бог — т.е. возвещать Слово Божие и преподавать таинства.

В разных обстоятельствах в приходе — какое обвинение против священника неуместно? «Вы недостаточно сильно нас любите», «вы не оказываете нам достаточно внимания», «нам не нравится, как вы распределяете своё время». Когда мы возводим такие обвинения, мы только огорчаем этим церковь, и за это наши священники исполняют свой долг с горестью и неохотно. Напоминаю вам об этом, потому что это всегда создаёт проблему в церкви, повсюду в мире. Диавол любит нашёптывать нам: посмотри на этого священника, посмотри на его проступки и несовершенства! Он не занимается своим делом — т.е. он не делает того, что вам нравится. Тогда мы чувствуем неудовлетворение, начинаем говорить об этом с соседями. Довольно быстро это неудовольствие распространяется, как пожар. Это никогда не от Бога. Наблюдая за церковью несколько лет, я поражаюсь, как часто люди смотрят сквозь пальцы на лжеучение или на недостойный образ жизни, но не в силах пропустить всякие мелочи, которые не так уж и важны. Очень странно. Когда я размышляю об этом, я думаю: «наверное, это дело диавола». Мы скажем ещё об этом, что касается языка, в 8-й заповеди, но я подчеркну, что нам следует оказывать священникам двойное уважение, потому что для нас они — Христос. Уста Христа, которые произносят прощение. Их руки — это руки Христа, который крестит нас, и они насыщают нас телом и кровью Христа. Через несовершенного священника Бог поразительно избрал общаться с нами, поставил этого несовершенного и немощного человека вместо самого Христа. Это поразительно, и нам нужно смотреть на наших священников с такой точки зрения постоянно — как на Христа. Тогда, возможно, мы будем меньше недовольны ими и будем меньше возмущаться по поводу мелочей. Я нахожусь в прекрасном положении и могу вам всё это сказать. Когда я находился в приходе, мне приходилось говорить об этом же своим прихожанам — потому что так и есть. Но многие из них считали «ах, он просто старается облегчить себе жизнь». Родители тоже постоянно оказываются в таком положении. Они говорят детям, что по божескому праву они должны оказывать послушание и уважение родителям, а дети говорят, что вы так говорите потому что вы родители и хотите заставить себя слушаться. Но я говорю вам это не как ваш священник, так что никто меня не обвинит, что я преследую свою личную выгоду. Но если бы я был вашим священникам, я бы вам сказал то же самое, потому что так и есть. Это по четвёртой заповеди. Это также на благо вам — любить и почитать своих священников. И советую вам говорить им об этом время от времени. Могу сказать по своему опыту — священники часто слышат что-то отрицательно, то, что людям не нравится. Очень редко люди говорят им о том, что хорошего в их служении. Блажен пастор, у которого люди оказывают ему должную честь. Я утверждаю, что они от этого служат только лучше.

Пятая заповедь

«Не убивай

Что это значит?

Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не вредить жизни ближнего своего и не приносить ему страданий, но помогать ему и заботиться о нём во всех житейских нуждах.»

Должно быть, эта заповедь проста и не нуждается в подробных объяснениях. Но с этой заповедью связано несколько важных вопросов.

Почему нехорошо убивать? Начнём с сотворения человека. Человек — не просто животное. Как человек отличается от животных? По Чьему образу сотворён человек? Даже после грехопадения, когда человек утратил образ Божий, перестал иметь праведность и набожность, однако, по первому члену Веры, «о сотворении», он всё же по образу Божьему. Так что вслед за святыми ангелами человек — наивысшая тварь. И Сыну Божьему было угодно стать не ангелом, а человеком. Он воспринял человеческую плоть и стал всем, что мы есть. Это значит, что он возвысил человеческое естество даже превыше ангелов. Так что человеческая жизнь — это очень большая драгоценность. Упоминалось уже — Бог даёт жизнь, и только Бог может забрать жизнь. Когда мы принимаем на себя отнять человеческую жизнь, что мы делаем? Ставим себя на место Бога. В этом заключается великий грех. Мы не просто причиняем ущерб нашему ближнему, но занимаем место Бога. Конечно, вред нашему ближнему — это очень серьёзно. Например, нарушение первой заповеди не всегда влечёт за собой заключение в тюрьму. Но нарушение этой заповеди, конечно, влечёт это за собой. Всякое общество признаёт, как неправильно убивать. Мы поговорим ещё о том, бывают ли законные случаи, когда они человек отнимает жизнь другого.

Давайте скажем об основном смысле заповеди. Нам не следует вредить нашему ближнему и причинять ему ущерб его телу, но следует помогать ему и оказывать дружеское содействие во всякой житейской нужде.

Можно ли убить человека, ничего при этом не делая? Так и есть. В первом послании Иоанна Иоанн говорит, что если кто видит своего брата в нужде и не оказывает милосердия, как может в таком человеке обитать любовь Божия? Если мы говорим «я люблю Бога» и ненавидим своего брата, и если мы не любим брата, которого мы видели, как же мы можем любить Бога, которого мы не видели? И дальше Иоанн говорит — всякий, ненавидящий брата своего — убийца. Так что мы можем причинить вред нашему ближнему, не оказывая ему помощи в нужде. Тогда мы также нарушаем эту заповедь, как если бы вонзили в него нож.

Можно ли убить нашего ближнего языком? Это можно обсудить в восьмой заповеди. Но очень часто слова буквально приводят к смерти. То есть лжесвидетельство против ближнего может привести к необоснованной казни. Бывает время, особенно среди детей, когда группа детей говорит неприятное одному ребёнку, обзывают его по страшному, и говорят ему — было бы лучше, если бы ты вообще не родился. И, возможно, когда они в группе, они делают то, чего бы они не стали делать поодиночке. И слишком поздно, когда этот ребёнок наложит на себя руки, они понимают, что они сделали. Слова — как пули. И когда мы стреляем куда попало, иногда не желаем никого убить, но, тем не менее, пули часто находят свою цель. Так что мы в самом деле можем нарушить эту заповедь своим языком.

А можем ли мы нарушить эту заповедь в сердце? Когда мы злимся на нашего ближнего. Но не слишком ли это строго? Христос сказал в 5-й главе Матфея — Он читает именно эту заповедь об убийстве, а затем говорит человеку, который сердится на своего брата, что он тоже подлежит суду. И человек, который называет ближнего «глупец» подлежит геене огненной. Он обсуждает всё это в заповеди об убийстве. На самом деле, мы можем нарушить эту заповедь не только языком, но и в сердце. Когда мы сердимся — нарушается ли эта заповедь? Сам Бог иногда гневается. И хотя Его гнев длится лишь мгновение, Бог гневается из-за греха. Так что можно сказать, что человеческий гнев сам по себе отражает только то, что человек сотворён по образу Божьему. Но мы впали в грех, и это означает, что даже самый лучший наш гнев запятнан грехом.

Когда можно гневаться? Например, Моисей несколько раз гневался на возмущение Израиля против Бога. Можно называть это божественным гневом. Но даже Моисей попадал под божеский гнев. В конце концов, он из-за этого не смог вступить в обетованную землю. Даже его божеский гнев был запятнан его грехом, потому что в сердце грешников живёт также грех человекоубийства. Какая разница между потрясением кулаком и стрельбой из пистолета? Одно влечёт за собой явные последствия. Ближний в первом случае всё ещё жив. Я весьма благодарен, что люди, которые гневались на меня, только смотрели на меня злобно, но не стреляли в меня. Но перед Богом это одно и то же. Это гневное побуждение, которое заставляет вас проклинать кого-то, обзывать кого-то в гневе, даже если они этого не слышат. Это тоже побуждение, которое заставляет людей убивать других. Я думаю, насколько больше было бы убийств, если бы каждый человек носил с собой заряженный пистолет всё время. Многие люди сидят в тюрьме за убийство, которые сделали это не намеренно, а в состоянии гнева. Те из вас, которые думают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не убьют никого, недостаточно себя знают, потому что этот порыв — в каждом из нас, и об этом говорит Иисус в нагорной проповеди. Если бы вы поговорили с убийцей в тюрьме, вы бы сказали, что «я ничем не лучше тебя. Я ещё никого не убил, но я гневался на ближнего в сердце». Этот гневный порыв — это корень и источник убийств. Когда смотришь на детей, они не могут долго сидеть не подравшисть. И это тот же самый порыв. Это не настолько вредно для ближнего, как убийство, но, тем не менее, это вредно. Перед Богом это смертоносно. Так что никто из нас не свободен от нарушения этой заповеди. Ни один из нас не может сказать перед Богом «ну вот, я ещё не убил никого». Мы внутренне убили многих, хотя, может быть, внешне они живы.

Есть несколько практических вопросов. Эта заповедь, конечно, запрещает убийство. Но бывает ли время, когда должно человеку отнять жизнь другому? Да. Война, например. Следует помнить, что Бог сейчас правит в двух царствах. Писание называет одно царством Божиим, которое открыто на земле в церкви. Здесь нет места для меча, нет места для танков и пушек, нет места для оружия и нет места для убийств. Этим царством Бог правит Евангелием. И к людям в этом царстве Божием обращается Иисус в нагорной проповеди. Когда Он говорит «не противься лукавому, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь другую». Мы, как христиане, по отдельности не должны мстить и убивать. Мы не должны убивать во имя Христа. Эту ошибку совершали многие во время церковной истории. Например, церковные походы в средних веках — что сказал Иисус об этом в Евангелии от Иоанна, кажется, в 19-й главе? Он говорит Понтию Пилату — Царство Моё не от мира сего. Если бы царство Моё было от мира сего, то ученики мои взяли бы мечи. Но Моё Царство — не от мира. В этом месте в других Евангелиях Иисус явно говорит, что Его царство — это царство мира. И церковь иногда ошибочно смешивает Царство Божие с царством этого мира. Но в то же самое время следует помнить, что Бог правит и в другом царстве, т.е. в царстве сего мира. Он правит этим царством совсем иначе, не Евангелием, а законом. Это следует из четвёртой заповеди, в которой Бог установил разные власти — сперва отца и мать, и уже от них — начальства, власти и т.д. Так что Бог правит этими царствами совсем иначе. Здесь Он, действительно, правит мечом. Помните, что именно Израилю Бог сказал: «не убивай». Однако многократно Бог посылал Израиля, чтобы вести священную войну против Своих врагов. Может быть, это только в Ветхом Завете, или же и в Новом Завете? Что сказал Бог тем, кто спрашивали, платить ли дань Кесарю? Иисус признавал, что у Кесаря есть определённая власть и определённые права. Что Он сказал Пилата, когда он сказал «или не знаешь, что могу тебя отпустить, а могу и убить». А Иисус сказал «у тебя не было бы никакой власти, если бы тебе не было дано свыше». Так что Иисус в Новом Завете повторяет то, что говорится в Ветхом Завете — что всякая земная власть и сила дана Богом. В послании к Римлянам Апостол Павел говорит христианам, чтобы они были послушны всякой земной власти — т.е. воздавали кому надо честь — честь, кому налоги — налоги, кому подать — подать. И апостол Павел говорит, что нет на земле власти, кроме как от Бога. И Он дал этой власти силу меча, и дано этой власти поощрять делающих хорошо, но наказывать злодеев. Так что можно сказать, что президент — такой же раб Божий, как епископ в церкви, но они — рабы Божии в двух совершенно разных царствах. В маленьком городе, где я был пастором, один из моих соседей был шерифом — т.е. он был местной законной властью. И я, бывало, говорил ему — нас обоих поставил сюда Бог. Мы оба имеем призвание Божие, и мы оба — рабы Божии. Только вы — раб в царстве левой руки, а я — в царстве правой руки. Если бы я носил пистолет, то когда бы один из моих прихожан нарушал заповедь, и я убивал бы его — что бы со мной произошло бы? Человек, который был шерифом, по праву поместил бы меня в тюрьму, потому что Бог не дал мне власти делать это, но этот человек, если в своей работе для спасения жизни или для поимки преступника ему пришлось бы кого-то застрелить, он не был бы посажен в тюрьму, и не следовало бы ему там оказаться, потому что Бог дал ему такую власть. Мы называем это «власть меча», хотя в этом случае это не меч, а пистолет.

А что сказать о палаче? Нарушает ли он пятую заповедь, когда кого-то казнит? Я любил задавать этот вопрос таким образом: Может ли такой человек казнить в субботу, а воскресенье причаститься? Действительно, так бывает. Я не знаю, смог ли бы я лично работать на таком месте. Но такой человек может исполнять своё дело со спокойной совестью. Этот преступник был осуждён согласно закону, и подлежит смерти. А что если правительство несправедливо? Что если палач знает, что человек недостоин смерти? У христианина в таком случае сильные муки совести. А что если система правосудия справедливо, он кого-то казнит, а впоследствии оказывается, что этот человек был невиновен? Получается ли, что палач — убийца? Он исполнил роль, которую ему дали. Возможно, что такому человеку приятно убивать людей. Тогда он грешит. Если он убивает для личного удовольствия. Но само его положение не делает его преступником против пятой заповеди. Разница, в конечном итоге, заключается в том, что когда люди отнимают жизнь как рабы Божии, при условии, в которых, как Бог говорит, жизнь может быть отнята, тогда они не принимали личного решения, чтобы кого-то убить. Тогда они служат Богу. Между прочим, в Быт 9, задолго до того, как Бог даровал закон Моисею, Бог сказал, что если кто прольёт человеческую кровь, его кровь прольётся тоже человеком, потому что человек создан по образу Божьему. Так что ещё задолго до потопа Бог дал повеление, чтобы убийцы были убиты. По закону Моисея были и другие причины, когда человека казнили. Так что Бог не против смертной казни. Каждый народ должен решить, в лучших ли это интересах, и мы не обязаны это делать. Но это не противоречит словам Христа в нагорной проповеди. Он говорит о личной мести, о личном поведении, и обращается к ученикам, живущим в Царстве Божием.

Мы обсудим войну в следующий раз, однако скажем пока, что Иоанн Креститель не велел воинам сложить оружие, потому что они грешат, но он сказал, довольствуйтесь своей платой и не требуйте больше денег у людей. Так что он подтвердил, что у воинов призвание законное. Поговорим об этом ещё в следующий раз.

Используются технологии uCoz