Доброе утро. Мы продолжаем изучать Краткий Катехизис. Сегодня снова мы повторим заповеди — первые четыре. Про четвёртую мы начали говорить. Мы повторим их, читая вслух.
* * *
Будет хорошо для вас, если вы будете повторять их в течение недели. И также старайтесь на каждую заповедь помнить её номер, так чтобы если кто-то скажет «третья заповедь», вы сразу знали, о чём идёт речь.
Сегодня мы также продолжим обсуждать четвёртую заповедь, и нам следует начать обсуждать пятую.
В прошлый раз мы сказали, что значит почитать родителей. Для детей это значит слушаться, и не просто слушаться, а слушаться охотно, из любви, почитая или уважая родителей. Для взрослых детей, которые больше не живут под кровом своих родителей, у которых есть своя семья и свои дети — это всё-таки значит почитать родителей. Когда те стареют, это значит почитать и заботиться о них. Но в пояснении говорится что-то про родителей и господ. И возникает вопрос, говорим ли мы просто про родителей в этой заповеди? Можно видеть в книге Бытие, что семья есть основание народа. И семья есть основание всякой другой власти. Власть отца сперва распространяется на власть хозяина дома. Нам это незнакомо в современном обществе, но часто и во многих местах в домах были слуги и служанки, и даже рабы. И эта заповедь распространяется также на них. Откуда нам знать? Потому что Писание много говорит об отношении слуг и рабов к своим хозяевам. Например, говорится, «слуги, повинуйтесь своим господам». Для современного человека иногда это трудно понять. Можно было бы ожидать от апостола, что он скажет всем господам: «отпустите всех слуг и рабов на свободу. Отпустите их, или вы не христиане». Но в Библии нет ничего похожего. Библия признаёт все эти учреждения и заботится только о том, чтобы они получали должное, и чтобы рабы повиновались господам. Не только добрым господам, но и жестоким и злым господам. Это их христианский долг в их призвании.
Как это применить к современному миру? Работающие из нас иногда имеют начальников, и иногда мы себя чувствуем, как рабы. Нам не всегда нравится то, что нам говорят делать. Но наш христианский долг — повиноваться нашим начальникам. Этому нас учит Писание. Когда мы начинаем возмущаться против начальств, нам следует знать, что это — грех. Позднее мы скажем о пределах повиновения. Но вообще, Писание говорит «повинуйтесь». «Повинуйтесь господам». И нам, в наших условиях, нужно слушаться начальников, которые говорят нам что-то делать. И для детей это означает также слушаться учителей, потому что школа, в действительности, это продолжение семьи. Учителя берут на себя такую ответственность, которую не могут или не желают вынести родители. Итак, родители передают свою власть школами и учителям, чтобы те обучали их детей. Но и детям эта заповедь говорит, что они должны слушаться своих учителей, не гневить их, но слушать и повиноваться им. Мы, родители, должны учить своих детей этому. Я не знаю, как обстоят дела в России. Я подозреваю, что в этом отношении, наверное, лучше, чем в Америке. Но в Америке, кажется, что у учителей очень мало власти. Если между учителем и учеником возникает конфликт, то зачастую родители приходят и заявляют, что нельзя так обходиться с их детьми, потому что «это моё драгоценное дитя, он ничего плохого не сделал». Потому что если вы говорите «моё дитя совершило неблаговидный поступок», значит, вы говорите «я плохой родитель». Думаю, что так они считают. И это неполезно для наших детей, особенно для христиан. Нам следует учить их повиноваться, подчиняться начальствам, которые Бог поставил над ними. Даже если иногда им кажется что-то неправильное. Даже если иногда им кажется, что это слишком строго или трудно. Это их христианский долг. Если они не научатся этому в детстве, когда же им тогда учиться? Потому что есть ещё власть правительства. Это тоже продолжение власти, которая начинается в доме. Когда читаешь книгу Бытие, встречаешь много родословий. Но они содержатся в Библии не для того, чтобы усыпить вас на ночь. Родословия показывают, что народы произошли от семей. Когда семья растёт и становится народом, у них должны быть разные власти. Так, вообще мы называем это правительством. У старых и у малых есть долг повиноваться правительству. Это тоже часть нашего христианского долга. В Большом Катехизисе Лютер говорит об этом. Он говорит про отцов и про кровных отцов. Говорит о главах семейств — то есть о тех, у кого есть власть над работниками и рабами. И говорит об отцах народов. Сюда входят и правительства. Но далее он говорит — кроме того, есть также и духовные отцы. Так называются только те духовные отцы, кои, посредством Слова Божия ведут и направляют нас. Итак, четвёртая заповедь действует ещё и в церкви. Проще говоря, нам следует повиноваться своим епископам и пасторам — тем, которые ведут и направляют нас посредством Слова Божия.
В Кратком Катехизисе есть небольшой раздел под названием «Скрижаль обязанностей». И многие обязанности включают в себя вопросы, связанные с четвёртой заповедью. Но сейчас я говорю о том, «какие обязанности есть у христиан перед учителями и душепопечителями их». Здесь перечислено разное. Можете видеть по этим стихам из Писания, что наставляемые в Слове Божием — т.е. те, которые получают духовные блага от своих учителей, в ответ должны поддерживать их материально. И несколько отрывков здесь говорят о подчинении и повиновении пастырям. Последняя строка на странице 29 — «просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их. Живите в мире с ними. (1Фес 5 12–13)», и следующий отрывок — «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно (Евр 13, 17)». Заметьте, что здесь не написаны никакие условия. Например, не сказано, «будьте покорны вашим наставникам, если вам нравится, что они говорят», или «будьте покорны вашим наставникам, если они вам нравятся, как люди», «будьте покорны вашим наставникам, если они говорят вам умные вещи». Ничего этого не сказано. Просто сказано «будьте покорны». Есть ли предел такому повиновению? Надеюсь, мы вскоре ответим на этот вопрос. Когда мы видим, что мы возмущаемся, желаем обойти наше начальство и установить своё начальство, нам нужно понять, что это такое. Это — грех. Мы, как христиане, можем делать это ах, как духовно. «Я христианин! Я не перед какими людьми не отвечаю! Я отвечаю только перед Богом. Что Бог мне говорит, то я сделаю. У меня есть свобода во Христе, и никто пусть мне не указывает, что мне делать». Это звучит так духовно... А что сказал Бог? Он сказал «почитай отца своего и мать твою». Он сказал, «Я не буду иметь с вами дело напрямую». Между прочим, если вы хотите встретиться с Богом прямо, это похоже на то, как человек говорит: «мне не нужно электричество из розетки. Я хочу пойти прямо к источнику». Что будет? Смерть настанет... И встреча с Богом напрямую тоже будет смертельной. По милости Своей, в царствии Божием Он имеет с нами дело посредством Слова и Таинства. В мире Он общается с нами посредством родителей и других властей. Так что родители, которых Бог нам дал — это Его представители. Правительства, которые Он дал нам; люди, которые занимают места в правительстве — тоже представители Божии. Но они такие нечестные! Они такие эгоистичные! Они думают только о себе, а не о благе людей! Может быть и так. Может быть, и родители вам такие достались. Однако, они Божьи представители, и вот так Он желает иметь с вами дело. Это вдобавок верно в церкви. Наши епископы, священники и диаконы — действительно, представители Божии вместо Иисуса Христа и по Его повелению. Они говорят Слово Божие и преподают таинства. Они — уста и руки Христа. По этой причине, нужно указывать им двойной почёт. Мы все знаем, что пасторы не совершенны. Диавол непременно указывает вам это: смотри на его проступки, смотри на его недостатки. Однако, он стоит вместо Христа. Нам следует смотреть не на его личность, но на его должность — что он стоит вместо Христа, и мы оказываем ему честь и покорность по этой причине. Почти повсюду, где Писание говорит о подчинении и покорности, оно говорит об этом безусловно. Но есть ли предел нашей покорности родителям, начальникам или хозяевам, учителями или священникам? Есть. Когда они говорят «не ходи в церковь, не служи Христу...». В Деян 5 даётся пример апостолов, которым было сказано церковными властями того времени не проповедовать больше во имя Иисуса Христа. И они сказали — нам должно повиноваться Богу больше, чем человекам. Это простой ответ на вопрос. Когда любая власть требует от нас того, что противно Слову Божию, в то время нам следует с уважением сказать «нет, я не буду». И я предостерегаю вас не поступать по собственным представлениям о том, что хорошо, а что плохо, но согласно тому, что преподаёт Слово Божие. Например, если проповедник проповедует лжеучение и говорит нам что-то противное Слову Божию, тогда мы не обязаны слушать этого и не обязаны быть покорными. Если церковь устанавливает какую-то традицию, противную Евангелию, мы обязаны не слушаться её ради Евангелия. Но, иначе говоря, всё остальное попадает в пределы покорности и подчинения. Если наше правительство говорит нам «вы не можете поклоняться Своему Богу», «Вы не можете собираться как церковь» — это не то время, когда нужно сказать «ну, нужно слушаться правительства», потому что Слово Божие говорит «не оставляйте собрания своего». Если родители побуждают своих детей сделать что-то противное заповедям, тогда в это время дети обязаны не слушаться. Но почти всё относится к должному послушанию, должной покорности и должному почтению.
Когда мы действительно задумываемся об этой заповеди и взвешиваем наши поступки в свете этой заповеди — и если даже не поступки, то хотя бы отношение, — мы видим, что мы все — возмутители. Это показывает нам природу первородного греха. Потому что первородный грех — это возмущение против Бога, а мы — наследники наших прародителей — Адама и Евы — тоже заражены этим возмущением. Это также отражает желание быть богом самому себе, не покоряться нашим начальникам. Может быть, те из вас, кто воспитывает своих детей или чужих, особенно, если детей больше, чем один, знают, что можно оставить их без своего внимания на какое-то время и оставить среди них ребёнка постарше. Когда приходишь домой, то сразу выясняется, что ничего не выходит — потому что младшие дети не хотят быть покорными кому-то из своей среды. Они ещё могут подчиниться действительно взрослому и старшему, но слушаться своего сверстника, пусть даже и старшего — это просто невозможно. Я думаю, это показывает, что грех во всех нас, и мы не желаем быть даже под властью Самого Бога. И нам не нравится быть под властью кого-то из нас. Великое благо для нас, что есть прощение грехов в Иисусе Христе!
Если мы хотим видеть, как эта заповедь исполнилась по правде, мы обращаемся к Евангелиям и смотрим на жизнь Самого Христа. Когда Он был молод, Он, конечно, был под властью Его родителей. Но мы, конечно, помним случай, когда Ему было 12 лет. Он остался в храме, и Его родители пришли в поисках Его, и спросили, «зачем Ты так нас взволновал»? И что Он им ответил? «Мне должно находиться в доме Отца Моего небесного». В частности, Он напомнил им, Кто Его истинный Отец. В этом случае есть власть, которая даже выше власти Его родителей. И сказано после этой истории, что после этого Он был покорен Своим родителям.
Когда мы видим Его отношение к духовным начальствам Его времени и к родительству, мы видим совсем другое отношение, чем у других. Когда начальники спросили у Него — законно ли платить дань Кесарю, что Он им ответил? Надо также вспомнить, что многие мессианские движения во времена Иисуса призывали к свержению власти Рима. Но Иисус признавал, что Бог дал Риму власть над царствами мира того времени, и поэтому Кесарю должно было давать дань. А как относился Иисус к духовным начальствам? Однажды Он сказал Своим ученикам — фарисеи сидят на седалище Моисеевом, поэтому делайте так, как они велят, но не поступайте, как они. С одной стороны, Он призывал к покорности этой власти, но Он сказал также: «не ведите себя, как они», потому что они не правы. Иисус не возглавлял никакого движения против духовных или мирских начальств того времени, но Он выступал против возможных лжеучений.
Итак, глядя на Иисуса, мы видим, как должно исполнять эту заповедь. Мы можем также быть благодарны, что Иисус исполнил эту заповедь в совершенстве вместо нас, и что на крест Он взял всё наше возмущение и грех, и взамен дал нам дар Своей совершенной праведности. В крещении мы облеклись во Христа. Поэтому теперь мы можем начать исполнять эту заповедь, хотя наше исполнение не будет совершенным. Но нет никаких оправданий для нас, если мы не ведём себя перед другими людьми совершенно по этой заповеди. Всё равно нам приходится каждый день молиться «Отче наш, сущий на небесах.... и прости нам долги наши...». Даже когда наше поведение безупречно, к чему-то мы относимся не так, что-то мы делаем не по хорошим причинам. Мы можем совершить правильный поступок по совершенно вредному побуждению — очень часто так происходит. Однако мы поступаем по благодати Божией.
Вопросы:
А как насчёт называния священника отцом? Да. Это по Писанию. Сам апостол Павел говорит о себе как об отце. Но это не просто почётное звание. Оно отражает истинные отношения в Евангелии, потому что священник, который должным образом проповедует Евангелие и преподаёт таинства — в самом деле отец. Он рождает по Евангелию многих детей. Апостол Павел сказал коринфянам, что они имеют разных людей, но отцов у них немного, и он во Христе родил их благовестованием. В послании к Филимону Павел сказал про раба Онисима, «я родил его в моих узах». На самом деле, есть отрывок в Евангелии от Матфея, где Иисус сказал — не называйте друг друга учителями, равви или отцами, потому что у вас лишь один учитель и один Отец небесный. Многие люди понимают это как запрет называть кого-то отцом в церкви, но в посланиях апостолы называют мужей в церкви учителями, называют себя отцами. Поэтому, нам остаётся или заключить, что апостолы преступили заповедь Христа, или, что они понимали эту заповедь иначе. Я предлагаю держаться второго — то есть они понимали, что слова Иисуса значат «не берите на себя почётное звание ради того, чтобы красоваться пред людьми». В Большом Катехизисе Лютер говорит об этом. Я упоминал уже — «есть также духовные отцы но не те, что были в папстве, кои, правда, позволяли себя так называть, но не исполняли никакого отцовского служения; ибо так называются только те духовные отцы, кои посредством Слова Божия ведут и направляют нас, как например, св. Павел объявляет себя отцом (1Кор 4:15), когда говорит «я родил вас во Христе Иисусе благовестованием». И поскольку уж они отцы, им тоже, и даже прежде всех остальных, принадлежит таковое почитание. Однако на деле перепадает им меньше всех, ибо мир, должно быть, их почитает тем, что изгоняют их из страны и не удостаивают куском хлеба, и, короче говоря, они должны (как говорит св. Павел) быть сором для мира и прахом для всех.». Итак, в раннем лютеранстве священники обычно назывались отцами. Только с возникновением движения пиетизма это стало считаться неправильным. Обязаны ли мы обращаться к священникам как к отцам? Нет, конечно, мы не обязаны называть своих священников отцами. В Американском лютеранстве большинство людей подумают, что это очень странно. Но я думаю, звание «отец» очень хорошо отражает отношения между священником и его прихожанами — потому что это звание не выражает каких-то доблести, но выражает ту роль, которую он играет перед нами.
Ещё одно, что касается этой заповеди. Когда говорится, чтобы мы почитали отца своего и мать свою, здесь кое-что отражается также на самих отцов и матерей. Это значит, что мы сами должны быть такими отцами и матерями, которые достойны почтения. Никогда не хорошо говорить детям «Бог дал мне власть над тобой, я буду делать, что хочу, с тобою, работай 12 часов в день, пусть это несправедливо, но придётся, потому что у меня есть власть». Неудивительно, когда дитя таких родителей никак не может относиться с почтением к своим родителям. Напротив, мы должны быть такими родителями, которые воспитывают своих детей как должно, с любовью, со страхом Божиим и наставлением. Итак, эта заповедь имеет отношение и к родителям. В Новом Завете, где сказано «дети, повинуйтесь своим родителям» — там также говорится «отцы, не раздражайте детей своих на гнев, но воспитывайте их наставлениями и увещеваниями в Господе». Когда сказано «рабы, повинуйтесь господам», то сказано также и господам помнить, что они, господа, являются рабами у Бога. Так что здесь двусторонние отношения. Эта заповедь говорит всяким отцам и всяким родителям, и также говорит детям. Говорит о тех, кто должен покоряться.
Можно ли называть чужих пасторов отцами? Я так делаю. Потому что пока они не покажут обратного, я полагаю, что они для своих прихожан и для своих церквей — отцы. Когда я был приходским священником и ходил в больницу навещать больных, конечно, я всегда отправлялся в форме священника. И римо-католики, которые тоже болели, полагали, что я — католический священник. Они говорили мне «здравствуйте, отче». Это меня совсем не беспокоило. Я думал, что хорошо, что человек уважает священника. Так что только если я не говорил с этим человеком подробно и не оказывалось, что он вкладывал в это слово какой-то зловещий смысл, меня это не беспокоило. Но, когда священники захватывают эту честь и требуют от всех этой чести — это уже неправильно.
Наше время вышло. Спасибо вам за внимание.
В следующий раз мы начнём с пятой заповеди.