Алан Людвиг
Где находится Христос? Одни говорят, что Он в нашем сердце. Другие — что Он везде. Это действительно, так. Христос действительно присутствует в нашем сердце. И Он также действительно присутствует везде. Но где Христос присутствует для нас? Он в проповеди Слова и таинств, в собрании Его святой христианской Церкви — там мы находим покой, который приходит к нам во Христе. И как было в Ветхом Завете, так и покой, который мы находим посредством Слова и таинств — всё это предвкушение окончательного покоя, который наступит в последний день. Вот почему объяснение доктора Лютера третьей заповеди говорит не о дне, а о Слове Божием — потому что там, где проповедуется Слово — там и Христос, а где Христос — там мы находим покой.
Мы видели, что с самых ранних времен церковь начала собираться в первый день недели — как сказали некоторые из вас, это день воскресения Христова. Мы видим в Евангелиях, особенно у Луки и у Иоанна, что явление Христа по воскресении часто происходило по воскресеньям. И церковь продолжала собираться в первый день недели. В книге Деяний апостолов и в 2Кор упоминаются собрания христиан в первый день недели. Но как мы обсуждали на прошлой неделе, это не было божественной заповедью, это была просто крепкая традиция церкви. Поэтому нам не следует менять её без причины. Но время от времени бывают причины, что приходится менять день собрания. Например, здесь, в Семинарии, происходит евхаристия в среду. Будет ли евхаристия в среду меньшим днём покоя по сравнению с воскресеньем? Нет. Во многих церквах многое время происходит евхаристия ежедневно, и никто никогда не говорил, что евхаристия в обычные дни меньше, чем в воскресные. Так что мы просто не связаны никаким определённым днём недели. Возможно, у вас есть друзья из других церквей, говорящие, что христианская суббота — это воскресенье, и нам не следует работать в воскресенье. Другими словами, они считают, что суббота перешла в воскресенье. Но Апостол Павел сказал в Кол 2 — да не судит вас никто ни за пищу, ни за питие, ни за новомесячие, ни за праздники, ни за субботу — всё это есть тень грядущего, но тело есть Христос. Христос есть исполнение всего этого. Итак, мы соблюдаем эту заповедь, как говорит Катехизис, когда мы не пренебрегаем проповедью и Словом Божием, но святим их, охотно слушаем и познаём Его.
В прошлый раз мы говорили о том, как люди пренебрегают Словом Божиим. Самый явный пример — это какие-то другие занятия во время проповеди Слова Божьего. Но я надеюсь, что я ясно выразился в прошлый раз — что очень часто, когда мы находим другое занятие, вместо того, чтобы быть на проповеди — мы не только не слушаем Слово Божие, но служим другому богу. Но мы можем также присутствовать на слове, но не слушать. Мы можем быть там, в теле, но умом мы можем носиться в том месте, где хотели бы быть и телом. Или можем сидеть и слушать, но можем быстро забывать слово. В послании Иакова Иаков говорит — не будьте забывчивыми слушателями. Очень легко слушать, слышать и забывать. Или можно слышать и даже помнить, что мы слышали, но не веровать в это. Я читал много книг, авторы которых хорошо знали библию. Они хорошо знали христианское учение — лучше, чем некоторые христиане — но они не верили ни в одно слово. Как вы думаете, хорошо ли диавол знает Писание? Очень хорошо. Мы видели это, когда Иисус был искушаем в пустыне. Диавол мог цитировать Писание. И он может также поступать с нами — он может цитировать писание. Итак, вполне возможно для нас слышать, учить но не веровать — и, таким образом, нарушать эту заповедь. И не каждая часть слова прямо связана с верой. Но кое-что, например, заповеди, говорят нам, что делать. Когда мы слышим, но не делаем, чтим ли мы на самом деле Слово Божие так, как оно заслуживает? Итак, когда мы нарушаем любую из заповедей — если нарушение всякой заповеди — это нарушение первой заповеди, то также и нарушение третьей заповеди. Нарушив заповедь, мы пренебрегли проповедью слова Божьего. Я также укажу вам в этой связи, что когда катехизис говорит «нам не следует пренебрегать проповедью Слова Божьего» — подразумевается то, что мы, христиане, часто собираемся в церкви. Многие люди сегодня говорят — да, я христианин, я верую в Иисуса Христа, но мне не обязательно ходить в церковь. Я могу молиться дома и дома читать Библию. Но мы, лютеране говорим таким людям, что Бог заповедал нам собираться вместе и слушать проповедь Слова Божьего, потому что наряду с Писанием, мы высоко чтим служение. Как учит нас Аугсбургское Вероисповедание, Святой Дух создаёт в нас веру посредством проповеди Слова Божьего и преподавания таинств, или, как говорится в Писании, вера от слышания, и слышание — от слова Христова. Но как веровать в Того, Кого не слышали? И как слышать без проповедника? И как проповедовать, если не посланы? Итак, это необыкновенно важно — проповедь Слова Божьего.
Заповедь говорит нам, что мы должны считать это священным, охотно слушать и познавать.
Я хочу поговорить немного о слове «охотно». Мне интересно, сколько людей из нас встало сегодня и сказано «как я рад, что сегодня я услышу Слово Божие»? Мне кажется, эта заповедь также открывает нам, что мы не только святые, которые радуются Слову Божьему, но и грешники, которые радуются своему удобству, свободе, другим действиям, которые удерживают нас от слышания Слова Божьего. Итак, если вы похожи на меня, у вас происходит сразу два действия: действительно, есть желание слышать Слово Божие, но иногда оно борется с желанием спать, или с желанием сделать что-то другое, менее интересное. Поэтому третья заповедь показывает нам, что мы не совершенные святые в этой греховной плоти. Также, как мы часто себя ловим на том, что умом мы отсутствуем во время проповеди — кстати, кто из вас может мне напомнить, какие были чтения Писания на прошлой неделе? Кто-то из вас имеет оправдание — потому что вы также слышали много чтений Писания во время рабочей недели. Но я спрашиваю для того, чтобы указать на что-то — что всегда можно лучше внимать. Я помню, однажды я наставлял группу молодых людей. Один молодой человек, которому было лет 13, очень неохотно заучивал катехизис. Он говорил: «я просто не могу ничего запомнить». Однако у него было любимое кино, которое он смотрел много раз и всё знал наизусть. О чём это говорит? Мне показалось, это хороший пример того, что наша греховная природа очень сильна. Я знал других, которые жаловались, что заучивать наизусть слишком трудно. Однако, если спросить у тех же людей про какие-то спортивные состязания, кто выиграл — они могут точно сказать, какая команда выиграла, какая проиграла — и не просто это, но и с каким счётом, и не это одно, но и кто из команды забил решающий гол. И если спрашивать дальше, они могли подробно описать все события сезона. И при этом они говорили: «как нам трудно заучивать катехизис». Это всё заключено делами. И эта заповедь велит нам слушать и познавать Слово Божие охотно. И даже лучшие из нас могут лишь время от времени сказать «Господи, помилуй!». Когда мы видим свою холодность к Слову Божьему, своё безразличие — в такое ли время оставаться вдали от проповеди, такое ли время — оставаться вдали от таинства? Наоборот, надо бежать вприпрыжку к Слову Божьему, бежать к таинству. Что ещё принесёт нам прощение наших грехов? Что ещё зажжёт в нас желание слышать слово Божие и принимать таинства? Так что Слово и Таинства — всегда есть наше средство от греха.
Мы поговорили о первых трёх заповедях, которые мы называем первой скрижалью закона.
Повторим, какие темы у этих заповедей.
Я думаю, справедливо сказать, что первая заповедь касается не столько наших действий, но, в первую очередь, нашего сердца. То есть, наших желаний — потому что там заключается страх, любовь и упование.
Вторая заповедь, конечно, всегда включает сердце, но она, главным образом, нарушается чем? Устами и языком.
Третья заповедь — что включает в первую очередь? Тоже сердце. Но нарушается она чем? Ушами.
Как часто говорит Библия о глухих? Это, конечно, нехорошо. Люди, глухие к слову Божьему.
Итак, каждая заповедь сосредотачивается на чём-то особо, но все три эти заповеди касаются нашего долга перед Богом. Я подчёркиваю, что это первые три, а не последние три заповеди. Но как мы относимся к ним? Садят ли человека в тюрьму за проклятие, или за непосещение церкви? Или за любовь к чему-то, кроме Бога? Правительство, конечно, не имеет никаких законов против таких нарушений. Обычно не имеет. Поэтому мы не считаем нарушение этих заповедей чем-то серьёзным. Я думаю, так происходит даже в церкви. Мы склонны не относиться к этому как к чему-то серьёзному. Люди спрашивают — а кому это навредило? Если кто-то убьет кого-то, то все знают, что кому-то это было во вред. Если кто-то похитит у вас деньги, вы сразу знаете, что вам это навредило. Если кто-то опорочит ваше имя своими словами, то вы знаете, как это вредно. И всё это — очевидно. Но грехи против первой скрижали закона — гораздо труднее увидеть. И мы не можем увидеть, как они вредят человеку. Так что мы склонны относиться ко второй скрижали закона более серьезно, чем к первой. Но когда у Иисуса спросили — какова самая важная заповедь — первая заповедь — возлюби Бога. И есть вторая, подобная этой — возлюби ближнего. Однако, она вторая... Так что в нашей церковной жизни, в христианской жизни, нам нужно научиться считать первую скрижаль закона очень серьёзной. Например, это значит, что мы не можем смириться с лжепроповедью, со лжеучением. Это значит, что мы должны серьёзно относиться к тому, что мы сами, или другие люди — перестали ходить в церковь. И, наверное, вы можете представить себе многие другие применения. Лютеранские вероисповедания очень часто жалуются, что римский папа и его последователи, хотя относятся ко второй скрижали закона очень серьёзно, совершенно ни во что не ставят первую скрижаль закона. В первую очередь, чего требует от нас первая скрижаль закона? Истинного поклонения и учения. Или, как говорит первая заповедь — мы должны бояться и любить Бога, и уповать на Него превыше всего. Итак, первая скрижаль требует от нас веры. А Книга Согласия говорит, что папа и его мужи ничего не думают о вере, только о делах. Но первая скрижаль показывает нам, что вера очень важна. Производят ли сами заповеди веру в нас? Они показывают нам недостаток веры, конечно. Бог производит веру в нас другим словом. Не Своим законом, но Евангелием. Он провозглашает нам Иисуса Христа. Как Христос умер за наши грехи, и воскрес из мёртвых в третий день для нашего оправдания — и этим словом благовествования Он создаёт в нас веру, которую требует в первой скрижали.
Давайте, снова рассмотрим первые три заповеди.
Это подводит нас ко второй скрижали. Оставшиеся семь заповедей по нашей системе счёта касаются нашего ближнего. Можно спросить вместе с фарисеями: «а кто мой ближний?». Четвёртая заповедь говорит нам, во-первых, кто наш ближний? Родители. После самого Бога, Его имени и Его Слова Он устанавливает Своих представителей на земле. И эти представители наши — отец и мать. Рассмотрим текст этой заповеди.
«Четвёртая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.
Что это значит?
Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить родителей и господ своих, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими».
В послании к Ефесянам апостол Павел указывает, что эта заповедь есть первая заповедь с обетованием. Поговорим немного об обетовании. Можно ли сказать, что с законом связаны обетования? Ответ положительный, конечно. Но такое же ли это обетование, как обетование Евангелия? Обетования закона — условны, основаны на ваших делах. «Если так поступишь, то Я сделаю так», «если так поступишь, то эти блага придут к тебе». Но обетования Евангелия совсем безусловны. Обетования Евангелия — это весь о завершённом деле Христа и обо всех благах, которые приходят к нам во Христе — в слове и таинстве. Можно сказать «но ведь это тоже условно! Требуется вера!». Но лучше так не думать. Само обетование, — оно безусловно. Христос умер за всех, а не за верующих только. А кого примирил Христос с Отцом? Писание говорит, что Он примирил с Собою мир. Евангелие возвещает, что это так. Действительно, неверующие в это не участвуют в этом. Но это не делает обетование условным. На самом деле, вера — это не то, что мы производим в самих себе. Святой Дух творит эту веру в нас посредством проповеди Евангелия. Так что обетование Евангелия — совершенно без условий. Но обетования в этой заповеди — довольно условны. Как говорит Павел в Рим 10, цитируя Второзаконие, — делающие так будут жить этим. А это касается этого обетования. Это прекрасное обетование — что почитающий отца и мать свою будут долголетен на земле. В Большом Катехизисе доктор Лютер использует это, чтобы показать, как важна эта заповедь перед Богом. Он относится к этой заповеди очень серьёзно. Лютер говорит, что это наш величайший долг вслед да поклонением Богу. В Большом Катехизисе доктор Лютер говорит: «Мы знаем, что сие весьма угодно высокому Величеству и всем ангелам и досаждает всем бесам, к тому же сие есть самое высшее деяние, которое можно совершить, после высокого служения Богу, заключённого в предыдущих заповедях, так что раздача милостыни и все другие деяния для ближних всё же не сравнятся с сим. Ибо поставил Бог сие звание [] на первое место, более того, вместо Себя на земле. Таково желание и благоволение Божье должно быть для нас достаточной причиной и побуждением, чтобы мы совершали, что можем, с охотой и радостью» (БК, I, 126). Вряд ли можно сказать более определённо. Что значит «чтить отца и мать»? Наверное, в разное время нашей жизни это значит разное. Детям, понятно, что делать. Слушаться. Для детей, послушание — это огромное почтение к отцу и матери. Но не просто слушаться, но слушаться с охотой из любви и уважения к родителям. Те из вас, кто занимаются воспитанием детей, или будут воспитывать детей, должны понимать, что это самое важное, чему мы можем научить детей после веры во Христа. Это заповедь, которая будет касаться их большую часть их юности. И большинство их грехов будет нарушением этой заповеди. Так что одно из самых важных дел — это научить детей любить, почитать и слушаться. Но когда мы уже выросли, и, вероятно, сами завели детей — нам не обязательно, наверное, слушаться наших родителей. Но как мы почитаем их? Во многих случаях это связано с заботой о них, об их нуждах. Писание говорит также об этом — о том, что должно заботиться о родителях. Апостол Павел говорит, что если кто не печётся о своих домашних, особенно о домочадцах — тот отрёкся от веры, и хуже, чем неверующий. Здесь говорится про содержание вдов. И апостол Павел говорит, что в большинстве случаев вдов должны содержать их же дети. Но это достаточно серьёзно, говорит апостол Павел — не заботиться о своих родителях — хуже, чем неверие. И во всякое время сюда входит любовь к родителям, и взрослым следует прислушиваться к родительскому совету и не пренебрегать им, и учиться от их мудрости.
В следующий раз мы поговорим о том, кто входит в эту заповедь кроме родителей. Мы зададим вопрос, и ответим на него — есть ли предел послушанию?