Алан Людвиг
Продолжим изучать 10 заповедей. Пока что мы говорили о второй заповеди — о том, как обращаться с именем Божиим. Мы видели, каким образом злоупотребляют именем Божиим, и мы видели, что его правильно употребляют, когда используют во всякой нужде, молятся, хвалят и благодарят его. Здесь несколько практических вопросов, относящихся к этой заповеди.
В нагорной проповеди Иисус сказал — вы слышали, как говорилось издревле: «не нарушай клятву, но исполняй свои обеты перед Господом». Но Иисус сказал «а Я говорю вам — не клянись вовсе — ни небом, ни землёй, ни Иерусалимом, ни своей головой». И это наводит на практический вопрос, который вызвал трудности у многих христиан — а что если христианина призвали дать клятву в суде? Может ли христианин это сделать, или же это злоупотребление именем Божиим? Кое-кто уверен, что христиане не могут этого делать. Но в БК Лютер проводит чёткое разграничение между клятвой, которую кто-то даёт, чтобы помочь самому себе, например «клянусь над целой кучей библий, что я говорю правду», и между принесением клятвы для того, чтобы помочь нашим ближним. Другими словами, как понимала обычно христианская церковь, когда мы приносим прилюдную клятву на благо нашего ближнего — это допускается, и это правильное употребление имени Божьего. Когда мы служим, например, свидетелями на суде, мы согласны сказать истину ради общественного блага, а не ради личного. Есть библейские примеры. В Мф 26, когда Иисус был под судом, и первосвященник обратился к нему, он связал Иисуса клятвой и сказал: спрашиваю тебя под этой клятвой — ты ли сын Божий? Иисус не сказал «ах, мне не дозволено говорить с такой клятвой», и Он дал свой ответ под этой клятвой. И есть ряд мест, где Апостол Павел призывал имя Божие или Христово, чтобы подтвердить сказанное. Но он делал это не ради своей пользы, а ради пользы Евангелия. Например, в 9-й главе послания к Римлянам Павел говорит «говорю истину во Христе, не лгу, и совесть моя свидетельствует, что я сам готов быть проклят ради моего народа — Израиля по плоти». Апостол Павел, другими словами, говорит «я готов быть осуждён, но мой народ пусть будет спасён». Итак, это вопрос, могут ли христиане приносить обеты — получает простой ответ — мы не должны клясться для себя лично. Нашего слова должно быть достаточно. Если люди знают нас, знают, что мы — люди своего слова, и наше «да» — это «да», а «нет» — это «нет», тогда нам не надо призывать имени Божьего и брать Бога в свидетели, что сказанное нами — истинно. Мой личный опыт обычно подсказывает мне, что люди, которые всё время клянутся, что говорят правду, обычно говорят правду с большим трудом. С другой стороны, в общественной жизни мы в самом деле можем приносить клятвы ради общественного блага и блага нашего ближнего.
И затем возникает ещё один вопрос, — какие слова мы можем говорить, а какие — нет. Часто можно слышать, как кто-то говорит «Боже!», или «Господи!». Злоупотребление ли это именем Божиим? В предисловии Лютера к Краткому Катехизису, Лютер говорит «Боже правый! Какие ужасные обстоятельства я видел в своём посещении!». Согрешил ли здесь Лютер? Нет. Итак, дело не только в словах, а в том, зачем мы их произносим. Христианин может говорит «Боже мой!», но он в самом деле может призывать имя Божие в беде. А другой может просто так восклицать. Если мы неверующие, то мы, естественно, не можем призывать Бога с верой, как любящего отца. И для такого человек это просто восклицание. И христиане также могут бездумно употреблять эти слова, не молясь перед Богом. Итак, дело не просто в словах, а в том, как они произносятся, и с какой надобностью. Кто-то может что-то такое сказать: «Господи!». Вы можете сказать такому человеку — нехорошо так говорить, как вы сказали. Человек может говорить «я ничего такого не имел в виду!». Но в том-то и дело, что именно ничего не имел. Но просто эти словах для вас — пустые. В иврите можно буквально перевести «не возноси имени Господа Бога Твоего впустую» — то есть ничего не имея в виду. Мы чтим имя Божие как подобает, когда, прибегая к имени Христа мы делаем это намеренно — с такой целью, с какой оно было дано. В книге Притч 18 сказано — «имя Господа — крепкая башня. Праведный укрывается в ней и спасён». Есть множество прекрасных обетований, связанных с именем Божиим — обетований не только для этой жизни, но и для будущей жизни. Так что вслед за самим Богом — его Имя — самое святое. И нам положено бояться и любить его, чтобы не злоупотреблять именем.
Давайте рассмотрим текст заповеди. У нас не будет времени, чтобы вы все заучили Катехизис наизусть, но мы можем зачать работать в этом направлении. Прекрасно уметь цитировать катехизис по памяти. Может быть, сегодня мы успеем заучить первую заповедь.
У всех ли у вас есть катехизисы в личной собственности? Я призываю вас не только иметь катехизис, но и пользоваться им. В Катехизисе есть утренняя и вечерняя молитва, Там есть молитвы, есть скрижаль обязанностей, которая напоминает нам, как жить по-христиански, как исполнять свой долг, как быть хорошим мужем, женой, отцом, матерью или детьми
Перейдём к третьей заповеди.
«Помни день субботний, чтобы святить его. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божиим, а свято чтить его, охотно слушать и познавать его»
Эта заповедь — о дне. Объяснение Лютера — о Слове Божием. Как перейти от дня к слову? Поговорим сперва о субботе. Я хочу задать вам каверзный вопрос — что есть день субботний? Ответьте мне конкретно — какой день есть день субботний? Начнём с ВЗ. В первых двух главах Быт — сотворение жизни, и затем, седьмой день Бог освятил, и в этот день почил. Итак, мы узнаём тотчас же, что даже до грехопадения — седьмой день был свят. Затем, в книге Исход, как мы только что прочитали в 10 заповедях — Бог заповедал, чтобы народ Его, Израиль, помнил седьмой день и святил его. По какой причине? Ибо Бог сотворил мир в шесть дней, и почил в седьмой день. Итак, Бог сказал Израилю не работать в этот день, даже животные и слуги должны были не работать в этот день. Мы должны помнить, что это не просто правило, но Бог пригласил Израиля упокоиться Его собственным покоем. Когда Израиль покоился в седьмой день, он приобщался к Божьему покою. Что ещё можно сказать про этот день? Во-первых, как я сказал, Бог освятил его. Итак, когда он сказал Израилю святить этот день, мы должны помнить, что Бог уже прежде освятил этот день. Позднее в книге Исход, в 30-й главе, Бог сказал, что этот день — день субботний — это знание между Ним и ими. Так, чтобы они знали, что Он — Господь, Бог их, который освящает. В ВЗ, кода Бог говорит о знамении — это не означает просто пустой символ. Знамение всегда передаёт благодать. Когда Господь говорит — «это знамение между Мною и вами», к этому знамению добавлено обетование. И обетование здесь — это обетование покоя и святости. То есть — дар святости от Бога говорит, «чтобы вы знали, что Я — Господь, Бог, который освящает вас». Это не означает просто умственного знания — т.е. когда Израиль покоится в этот день, он помнит головой, что это святой день. Знать — значит знать на опыте. Итак, участием в субботнем дне, Израиль участвует в святости Божией. Но это не просто день. Это не просто святое время. С этим святым днём связаны святыни. Бог установил утреннюю и вечернюю жертву в каждый день недели. И эти жертвы, как он обещал в Лев 17 — покрывали грех. Но в субботний день была двойная утренняя и двойная вечерняя жертва — чтобы отметить особую святость седьмого дня. Так что с этим святым днём происходили и святые жертвы.
Что нам известно о ветхозаветных жертвах? Это образы чего? Прообразы единственной и совершенной жертвы, Иисуса Христа. Так что посредством ветхозаветных жертв, Израиль приобщался предварительно к благодати, которая пришла с креста. Так что в седьмой день, можно сказать, Израиль получал «двойную» долю. Следует знать ещё кое-что о ветхозаветной субботе. Это не был день, чтобы сидеть дома и ничего не делать. Согласно Лев 26, в субботу было священное собрание — т.е. в этот день собирался народ Божий. Нам нигде не говорится прямо, но когда собирался народ, это было, весьма вероятно, для того, чтобы слушать слово Божие. И в самом деле, народ Израиля понимал это так задолго до пришествия Христа — потому что во время вавилонского плена, и, наверное, до плена, народ стал собираться в субботний день в синагоге для того, чтобы слушать чтение Слова Божьего. Так что суббота была не просто днём праздным, но она была днём, для того, чтобы слышать слово Божие и принимать блага жертв. И когда народ покоился в этот день, он приобщался к Божьему покою после сотворения. Но также приобщался к покою Его искупления. Интересно, что в Исх 20 говорится святить день субботний — потому что Бог упокоился в этот день. Но во Втор 5 — где повторяются заповеди — говорится, что причина субботнего покоя — иная. Говорится — «ибо вы были рабами в земле египетской, Бог вывел вас из Египта и даровал вам покой». Так что суббота — это не просто приобщение к тому покою, которым покоится Бог, но это средство приобщения к такому покою, который Бог дал путём избавления. Это был покой от того проклятия, который последовал за грехопадением. Шесть дней человек должен работать в поте лица своего и зарабатывать себе за хлеб — обрабатывать землю, которая теперь проклята тернием и волчцами. Но в один славный день недели человек спокоен от такого труда и участвует у личном покое Божьем и в покое Божьего избавления — в том покое, который Бог дал Своему народу от рабства египетского. Мы можем также сказать, что субботний покой указывал на грядущий покой — который ещё больше — который наступит с пришествием мессии. Это покой, когда грехи прощены, и покой, когда есть уверенность в вечной жизни.
И, наконец, участие в субботнем дне было участием в покое в конце мира — когда вернётся Христос и наступит новое небо и новая земля — и не будет больше проклятия, и будет вечная суббота.
Всё это — богословие ветхозаветной субботы. Субботний день в Ветхом Завете богат смыслом. И когда мы правильно понимаем его, мы видим, что всё, касающееся субботы — указывает нам на Иисуса Христа. Что нам сказать про субботний день, когда пришёл Христос? Связаны ли мы, как был связан Израиль, воздержанием от работы в субботний день?
Нет. Почему же нет? Наши друзья, адвентисты 7-го дня — скажут иначе. Почему же нет? Потому что Христос исполнил для нас субботу. Кол 2 хорошо это утверждает. Почти две главы апостол Павел превозносил Христа как верх совершенства, полноту всего во всём. И потом говорит — да не судит вас никто за праздники, или за новомесячие, или за субботу — ибо всё это — тень грядущего — а тело есть Христос. Так что седьмой день исполнился во Христе. Мы, христиане, понимаем — что это сторона третьей заповеди уже больше не связывает нас, потому что сам Иисус сказал — придите ко мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Иисус Христос — это наш субботний покой. Где есть Иисус — там есть наша суббота, там — наш святой день.
Теперь давайте вернёмся к тексту доктора Лютера — почему он объясняет эту заповедь со стороны Слова Божьего? Мы приходим в этот день в храм, и слышим Слово Божье. А что же есть Слово Божие? Это Иисус Христос. А где проповедуется Его слово — там и Он Сам. Где есть слово и таинства — там и Иисус Христос. Но также связал Своё слово с частицами хлеба, вина и с водою. И когда Он посредством своего служителя прощает — там Он Сам. Итак, мы встречаем Иисуса Христа в Его слове — в особенности, в проповеди Его слова. Поэтому для нас — день субботний — самым тесным образом связан с проповедью Слова Божьего.
В какой день это должно совершаться? Христиане собирались в первый день недели — потому что в этот день Христос воскрес. Но не только поэтому. В Евангелиях мы видим, что часто Он являлся среди учеников в это день, что Он открывал им писание в этот день. Итак, с самого начала церкви, кажется, христианам было свойственно собираться в воскресенье. Но повелел ли Бог это? Нет. У нас нет такого повеления. Это почётное предание, и мы не должны просто так нарушать это предание. Но это не заповедано. Например, в мусульманских странах собираются в пятницу — но это не делает этих христиан недохристианами. Там, где слово Христово — там наш покой. Мы принимаем Христа через Его слово. Мы знаем в нём покой и прощение наших грехов. Мы знаем покой окроплённого сердца от лукавой совести. И через таинства алтаря мы приобщаемся к эсхатологическому покою, который будет брачным пиром Агнца. Вот почему Лютер связывает субботу со словом Божиим — где есть суббота — там наш покой, а где нет слова Божьего — там нет покоя. Итак, как мы должны относиться к слову Божьему? «Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и словом Божиим, а свято чтить его, охотно слушать и познавать его». Итак, не следует пренебрегать проповедью и словом Божиим.
А как мы пренебрегаем проповедью и словом Божиим? Кажется, это простой вопрос, Но можно ответить на него по-разному. Самое очевидное пренебрежение Словом Божиим — это когда мы не приходим на проповедь слова Божьего. И мы всегда можем найти достаточно причин, чтобы не приходить на проповедь слова Божьего. Но когда мы пропускаем проповедь Слова Божьего, когда мы пропускаем божественную литургию, где слово и таинства Божии — мы должны спрашивать себя «почему?», и это может быть очень ценный вопрос. Когда я обучал людей Катехизису, мы говорили про эту заповедь, я всегда выступал с небольшой речью и говорил — если вы пропустите церковь в воскресенье потому, что вам надо выспаться — хорошо. Но посмотрите, помолитесь некоторое время своему богу, поклонитесь богу ленности. Или если вы пропустите церковь, потому что нужно пойти на спортивное состязание — не забудьте помолиться своему богу. Помолитесь богу лёгкой атлетики. Или если вы хотите побывать на природе — не забудьте помолиться богу. Помолитесь богу природы... Давайте, будем честными — когда у нас есть более важные занятия, чем слушать слово Божие — возможно, это значит, что у нас — иной Бог. Я понимаю, что бывают такие причины, когда невозможно находиться в церкви иногда. Например, было бы глупо рисковать жизнью. Если вы больны — зачем больному выходить в сорокаградусный мороз и стоять целый час на остановке? Тогда уже вступает в силу пятая заповедь. Каждому из вас придётся пользоваться своей освящённой головой. Но довольно часто нет ничего более важного, чем назначенное время в богослужении. Ведь на богослужении встречаться со Христом, принимать дар покоя во Христе. Непосещение богослужения — это самое очевидное пренебрежение Словом Божиим. Может быть, мы и пришли на богослужение — т.е. наше тело находится на богослужении, а ум где-то витает. Может быть, как раз отнёсся к этому спортивному состязанию, или природе. Или спит — как если бы мы лежали в своей постели. Это тоже менее заметное, но очень возможное пренебрежение проповедью и Словом Божиим. Будучи приходским священником, я часто спрашивал у своих прихожан — какое было чтение в прошлое воскресенье? Обычно никто не помнит. Почему же мы не можем вспомнить чтение в прошлое воскресенье? Какой отрывок читался? Иногда я спрашиваю у них — а о чём была проповедь в прошлое воскресенье? Может быть, я сам в этом виноват. Однако, мы обязаны слушать внимательно Слово Божие по этой заповеди. В Большом Катехизисе Лютер жалуется о тех людях, которые слушают Слово Божие месяц за месяцем, год за годом — и ничему никогда не учатся и не исправляются. Я однажды слышал, как один пастор прочитал проповедь, и люди подумали «довольно хорошо прочитал проповедь этот пастор». А на следующую неделю он прочитал ту же самую проповедь, и один человек подумал — как это похоже на проповедь в прошлую неделю. На следующую неделю он прочитал снова, и это уже заметили два или четыре человека. На четвёртую неделю он прочитал ещё раз эту проповедь. В этот раз уже почти все осознали, что всё это время он читал одну и ту же проповедь. После этого они пришли к пастору и сказали — мы заметили, что вы читаете одну и ту же проповедь каждую неделю, а он сказал — на следующую неделю ещё раз её прочитаю. Когда вы изучите эту проповедь — мы перейдём к следующей… Я не думаю, что так нужно поступать, но это показывает, какая у нас проблема. Эта заповедь велит нам охотно и внимательно слушать Слово Божие — то есть не пренебрегать.
Мы продолжим говорить про эту заповедь в следующий раз.