Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 4.11.01

Мы обсуждаем вторую заповедь первой главы Краткого Катехизиса. В прошлый раз мы говорили о том, как можно злоупотреблять и как нельзя злоупотреблять именем Божиим. И мы видели из объяснений Христа и Его собственных слов, что всякое выражение, всякое восклицание, кроме «да» или «нет», как-то преступает пределы этой заповеди. Как сказал Иисус — даже если мы не клянёмся именем Бога, мы клянёмся небесами — это место, где престол Божий. Может быть, тогда клясться землёй? Но земля — Его подножие… Иерусалимом? Но это город великого царя. Ну ладно, тогда поклянусь своей собственной головой. Но насколько вы не можете изменить даже волоса у себя на голове?.. Так что всякая замена, которую мы придумываем, чтобы не клясться и не проклинать именем Божиим — это преступление заповеди. Бесполезно спрашивать — что же мне говорить, что можно. Это обычный человеческий отклик на заповеди. Мы хотим найти такие удобные пределы, с которыми сами согласны, но заповеди не позволяют нам успокоиться. Они обвиняют нас в нечистых поступках, нечистых мыслях и нечистых словах. В случае со второй заповедью, она являет нам, в особенности, нечистоту нашей речи. Даже после того, как я сказал вам, какие выражения и восклицания уместны, я услышал из собственных уст, то, что сказал вам никогда не говорить. Я устыдился, но не был удивлён этим. Мы говорили о трёх вещах, о которых сказано в объяснении ко второй заповеди. Объяснение — на 11-й странице (серый финский катехизис). Объяснение также говорит о лжи и обмане именем Божиим. Как же люди идут и обманывают именем Божиим? Да по-разному. Например, часто люди ходят и просят деньги на богоугодные цели. И говорят — эти деньги будут потрачены на какую-то благую цель в царствии Божием. Но впоследствии выясняется, что человек собирал эти деньги для самого себя. Он увидел, что если просто сказать «помогите мне, мне нужны деньги», люди скажут — ты здоровый, сильный человек — иди, работай. Но если сказать «я собираю деньги для бедных, ради Христа умоляю вас — дайте бедным» — тогда, возможно, люди дадут ему деньги для других людей. Но если он собирает не на то, о чём говорит, то он не только крадёт, но и злоупотребляет именем Божиим. Более частый пример такой: когда человек лжёт, но говорит «я говорю правду», чтоб я помер не сходя с места, если вру. Конечно, это только милость Божия, что человек не помирает на месте. Но всё равно, человек злоупотребляет именем Божиим. Наверное, вы можете представить себе много разных примеров, как злоупотребляют, лгут, обманывают именем Божиим. Но есть один обман больше, чем все остальные — когда преподают и проповедуют лжеучение. В БК Лютер говорит, что это самое худшее злоупотребление именем Божиим. Сегодня часто думают, что различия в вероучении не так важны. Самое главное, чтобы все, называющие себя христианами, жили в единстве, согласии и т.д. В самом деле, мы хотим жить в мире и согласии со всеми своими окружающими, но не ценой извращения чистоты нашего исповедания. Нам нужно задуматься о том, как важно говорить истину во имя Божие. Возьмём человеческий пример: допустим, вы объявили людям — я не курю. А кто-то ходит, и говорит «он курит». Как вы к этому отнесётесь? Я уверен, вам это не слишком понравится. Возможно, вы даже скажете этому человеку — ты вредишь моему доброму имени. Тогда, в случае Бога — это ещё гораздо хуже. Так что очень важно, говоря истину Божию, говорить то, что сказал Бог. Это, в особенности, касается наших епископов и священников — кому дана ответственность преподавать в церкви. Они несут огромную ответственность за проповедь и преподавание истины. Но это касается также и других христиан. Писание говорит, что мы должны говорить правду с любовью. В Еф 4 — это не значит, как многие считают, что нужно подойти к своему брату или сестре во Христе, и сказать: «говорю тебе это с любовью, но от тебя плохо пахнет...». Истина — значит Божья истина. Нам всегда следует говорить истину Божию. С любовью — да. Значит, когда у нас есть разногласия в вероучении с кем-то другого исповедания, нам не следует из-за этого наказывать этого человека, всячески ему вредить, но говорить ему истину с любовью. Но, тем не менее, говорить истину. Например, не может быть одновременно, что Евхаристия — это тело и кровь Христа, и что хлеб и вино — это только символы тела и крови Христа. И то, и другое не может быть истинно. Что-то одно истинно, а другое, значит, ложь. Даже если человек, говорящий это, не желает лгать и говорит искренне, тем не менее, это ложь и злоупотребление именем Божиим. Невозможно ради любви пренебрегать этим. Следует понимать, что ложь во имя Бога - то есть то, чего не говорит Его слово — это великое злоупотребление Его святым именем, потому что всякая неправда во имя Божие — опасна для вечного спасения слушателей. Возможно, их вера не будет подорвана только потому, что Бог, по милости Своей, сохраняет этих людей в вере — и это всё несмотря на то, что они слышат. Однако, такие вещи опасны для их веры. Мне однажды сказали — если Бог сохраняет этих людей, даже когда они слышат не всю правду, тогда какая нам разница? Я сказал — если ваш сын вёл бы машину со скоростью 200 км в час. Может быть, он не разбился бы вдребезги, проезжая по городу. Может быть, Бог сохранил бы его, и ничего бы дурного не случилось, однако для него представляло бы большую опасность. Возможно, он расстался бы с жизнью. Если бы он сказал вам, что собирается этим заняться, разве бы вы сказали «ну что ж милый, помолюсь за тебя...». Наверное, вы его предостережёте. То же самое и с ложью во имя Божие. Нам не следует слушать лжеучение. Нам следует указывать на лжеучение всякий раз, когда оно раздаётся. Иногда меня беспокоит наше лютеранское отношение. Мы знаем, что наше учение — чисто. Но иногда мы чувствуем своё превосходство из-за этого, и относимся к людям другого исповедания с некоторым презрением. Мы не говорим им истину с любовью, но ведём себя так, словно это какое-то достоинство или заслуга наша, что мы — там, где мы есть. Единственная разница между вами и неверующими — что Святой Дух призвал вас Евангелием. Вы не можете сказать, что вы лучше этого неверующего человека, который ходит во тьме. Не ваша мудрость, не ваш ум, не ваше верное решение сделали вас христианином, а другого человека — нет. Но это единственно по милости Божией. Это так же верно, когда мы говорим о христианах и заблуждающихся христианах. Я первый вам скажу, что баптисты преподают многие заблуждения. И когда я слышу о них, я говорю об этом. Но за это я не ненавижу баптистов. И у меня много друзей-баптистов, и мы обсуждаем по-дружески вероучение. Я уважаю этих людей и их право верить в то, во что они верят. Я надеюсь, что оказываю им должную любовь и уважение. Вместе с тем, я не согласен с ними, и я говорю им, почему. Так что надо найти равновесие здесь. Мы отстаиваем истину, и мы осуждаем заблуждения, но мы не осуждаем людей, которые придерживаются этих заблуждений. Только если они упорно настаивают на заблуждении, и продолжают во имя Божие преподавать его — потому что это очень серьёзно — лгать и обманывать во имя Божие.

Как же употреблять имя Божие достойно? Мы уже говорили о том, как не следует злоупотреблять именем Божиим. Катехизис упоминает о четырёх путях употребления имени Божьего достойно. Во-первых, призывать во всякой нужде. Бог дал Своё имя нам, чтобы мы пользовались им. И, во-первых, когда мы в беде, нам следует призывать имя Божие. Видите ли вы, как это связано с 1-й заповедью? Кого мы боимся, любим, и на кого уповаем превыше всего, когда мы в беде, будь то болезнь, нищета, опасность любого рода, и любая всякая другая беда? И становится очевидно, чего мы боимся больше, что мы любим больше всего, и на что мы более всего уповаем. Призывание Божьего имени в нужде — это поступок, показывающий, что мы любим Бога, боимся Его и уповаем на Него превыше всего. Но когда мы не призываем имя Божие и делаем что-то другое, мы показываем, что мы боимся чего-то другого и уповаем на что-то другое. Говорят, когда самолёт падаёт, и лётчики знают, что ничего тут не поделать, — когда находят потом «чёрные ящики» с записями о том, что они говорили или что они делали в последние секунды — что очень многие клянут Бога или ругаются. Хотя я богослов, я не понимаю, почему это происходит. Меня это несколько удивляет. Когда человек точно знает, что он вот-вот умрёт, почему он не призывает имени Божьего в своей беде, а вместо этого злоупотребляет им? Просто уму непостижимо! Но это показывает, какова падшая природа человека. Зачем людям злоупотреблять именем Божиим, когда они могут употребить его достойно? Потому что без действия Святого Духа, посредством слова Святого Крещения — люди не могут бояться, любить Бога и уповать на него. Вместо этого они проклинают Бога в своей беде. Помните, что даже жена Иова, сказала ему в его беде — почему ты не проклянёшь Бога и не умрёшь? Вот так мы мыслим, как падшие люди. Однако Бог дал нам Своё имя, чтобы мы призывали Его. И он сопроводил Своё имя многими обетованиями. В 49-м псалме есть такое обетование: «призови меня в нужде, и Я избавлю тебя, и прославишь имя Моё». К употреблении имени Божьего присоединены многие земные обетования благословений. И очень многие обетования вечной жизни добавлены к имени Божьему. Что говорится в книге деяний апостолов об имени Иисуса? Кажется, в 4-й главе? Говорится «нет иного имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало бы нам спастись». Это спасительное имя было дано нам в крещении — имя святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда следует, что мы призываем того, во имя кого мы крещены. Я часто слышал, как говорят — когда есть беда, и всевозможная помощь друзей и других людей оказалась бесполезной — теперь нам остаётся только молиться — как будто сперва перепробовали все другие меры, и не помогло, и теперь остаётся только молиться. Но что призывает нас Бог делать во второй заповеди? Когда мы обращаемся к Нему в молитве? В нужде, в беде. В первую очередь, или в последнюю? В первую очередь. Но мы склонны молиться в последнюю очередь, когда всё остальное нас подводит. Однако Бог призывает нас обращаться к Нему во-первых. В Ветхом Завете есть пример одного иудейского царя, который был поражён какой-то болезнью — она у него развивалась на ноге. Было сказано — он сперва обратился к врачам, а потом к Господу, и он не был исцелён. Если вы когда-нибудь сталкивались с пятидесятниками — вы, наверное, слышали этот пример — что к врачам лучше не ходить, и уповать на божественное исцеление. Но Писание учит не об этом. Его беда была не в том, что он обратился к врачам, а в том, что он уповал на них, а не на Господа. Вероятно, мы наносим себе урон, когда мы сперва не обращаемся к Господу. Говорится — следует не только призывать Его имя во всякой нужде, но также молиться ему, благодарить и проставлять его. Давайте рассмотрим противоположности.

Мы должны пользоваться Его именем в молитве. А что будет противоположным? — не молиться. Мы говорили уже об этом. Но мы молимся не только когда попадаем в беду, но также и в другое время.

Нам следует славословить Бога. Что будет противоположным? Проклинать Его. Это сильно противоположное. Но можно и ничего не совершая заниматься противоположным — например, не хвалить Бога. Между прочим, в этом отношении литургия очень ценна для нас. Нам неестественно хвалить Бога. Но нужно этому учиться. Если в прошлом вы имели дело с какими-то группами, вы, наверное, слышали от них постоянно «слава Богу» и «хвала Христу». Но как часто вы можете сказать то же самое? Библия наполнена разными другими выражениями хвалы. Особенно в Псалтири. Если вы узнаете литургию в церкви, вы хорошо ознакомитесь со всеми этими разнообразными выражениями хвалы. Одно из наших главных занятий в воскресенье не литургии — кроме Причастия и слышания Слова Божия — это славословие Его имени. Мы занимаемся этим вместе, как целая церковь. И также молитва совместная — как целой церкви. Наша личная молитва — начинается в литургической молитве церкви. Традиционно в церкви была ежедневная молитва — по крайней мере, утром и вечером. И бывало, что и в другие времена дня — если у вас есть возможность, я приглашаю вас участвовать в ежедневной молитве церкви. И посредством литургической молитвы церкви — мы учимся правильно молиться и славословить Бога.

И, наконец, мы пользуемся именем Божиим, чтобы благодарить его. А что будет противоположным этому? Не благодарить. Это бездеятельная противоположность. А какие бывают проступки? Писание приводит множество примеров — это жалобы и ворчания — ворчания против Бога, и, в особенности против его служителей. Я думаю, в церкви это одна из самых больших проблем. Мы видим её уже в книге Исход — когда Бог вывел Израиля из Египта и собрал Сынов Израилевых, чтобы они были Его народом — была церковь. И тотчас же стали возмущаться. Как только стало трудно, стали говорить Моисею и Аарону — зачем ты вывел нас из Египта умирать в этой пустыне! Лучше бы мы остались в Египте, у нас там хоть была еда. Господь терпел это некоторое время, но потом он очень разгневался. И Моисей сказал людям — когда вы жалуетесь — вы жалуетесь не против Моисея и Аарона, но против Господа. Мы, христиане, думаем, что очень благочестиво тщательно изучать наших пасторов, критиковать их немощи, критиковать их решения в церкви, но согласно Писанию, когда мы жалуемся против служителей Божиих, в действительности мы жалуемся против самого Боа, который поставил их на это место. Я хочу сделать тщательное различение — когда священник преподаёт ложь во имя Божие, следует ли нам молчать об этом? Конечно, нет. Здесь мы должны говорить вслух. Здесь мы должны сказать: «вы нам преподаёте ложь». Если наши священники производят постыдные поступки, следует ли нам молчать об этом? Конечно, не следует молчать. Тогда нам тоже нужно что-то сказать. Но в других областях нам нужно осмотрительно подходить ко всяким жалобам и возмущениям против священников. Что происходит в церкви? Люди собираются и разговаривают. Две-три палочки дымятся, и все палочки собираются вокруг них, и огонь горит всё выше и выше... Это один из излюбленных приёмов диавола, чтобы вызвать недовольство в церкви. Он будет указывать вам на слабости ваших пасторов. Все пасторы, как грешные люди, имеют слабости. Но, кажется, что мы особенно нетерпимы к недостаткам своих пасторов по сравнению с недостатками других людей, и даже наших собственных. Я думаю, это возмущение и недовольство подпадает под вторую заповедь. Вместо того, чтобы возмущаться происходящим в церкви, мы могли бы потратить это время на молитву, просить Бога направить этих пасторов, даровать им мудрости и хвалить Бога за то благое, что исходит у священников из уст и из рук. И следует надеяться, что Бог ответить на молитвы и направит служителей. Это очень трудно сделать. Я сам знаю, потому что я был по обе стороны. Я, конечно, немало лет провёл в церкви, где был под  началом какого-то другого пастора, и я сам был пастором. И находился под прицелом недовольства, которое может возникнуть в церкви. Мы можем помогать друг другу в этом отношении, когда мы отказываемся выслушивать жалобы других людей — если эти жалобы не попадают в две области — лжеучение или открытая греховная жизнь. Все остальные упрёки, жалобы о том, как обстоят дела в церкви — либо не должны произноситься, либо должны произноситься перед самими священниками. Я думаю, они с благодарностью выслушают ваши озабоченные слова, даже когда они не согласны с ними. Я очень ценил людей в приходе, которые приходили со своими заботами ко мне, и говорили «я не понимаю, почему вы так поступаете» — они давали мне возможность объясниться. Я знаю, что эти люди не ходили по друзьям, и не распространяли своё недовольство. Но на каждого такого человека было 20 других. Хотя я уверен, что они действовали из наилучших побуждений, они создавали много проблем в церкви, в частности, для меня, как для пастора. С одной стороны, я ожидал этого, потому что я знал, что там действовал диавол. Но, с другой стороны, я хотел надеяться. Что у людей откроются глаза на это ужасное дело и они научатся приходить со своими заботами туда, куда следует — к пастору и к Господу. Есть законные способы жаловаться — псалтирь полна жалоб. Но эти жалобы обращены к Богу. Если вы мучаетесь — скажите Богу о том, в какой вы серьёзной ситуации. Если вам трудно переживать непорядки в церкви, скажите об этом Богу, и также скажите тем, кто принял такое решение. И если мы своё время посвятим молитве, славословию и благодарению Бога, у нас меньше останется времени на жалобы и меньше останется желания жаловаться — потому что мы снова поймём, что Иисус Христос — это Господь в Церкви, и Церковь — в Его руках, и наша жизнь, как чад Божиих — тоже в Его руках.

И ещё одно верное употребление имени Божьего — это славословие, а именно — исповедь истинного учения. Например, когда мы исповедуем Символ Веры во время богослужения, зачем мы это делаем? Почему священник не говорит просто «теперь пора сказать символ веры, но мы много раз уже его говорили, и вы знаете его наизусть, так что перейдём к следующей части»? Почему мы говорим Символ Веры каждый раз? Мы провозглашаем учение церкви друг другу, но также и Богу.  Это славословие Богу — когда мы говорим то, что Он сказал вам. Те из вас, у кого есть дети, знают, какая это радость, когда они искренне повторяют перед вами то, чему вы их учили. Когда они повторяют ваши слова дословно, так что видно, что они восприняли эти слова, и любят эти слова. Те из вас, кто преподают, понимают, какая это радость, когда ваши ученики повторяют то, чему вы их учили — если, конечно, это правильно. То же самое и с Богом. Он весьма радуется, когда слышит из ваших уст то, что он сказал вам, то, чему он нас научил. Так что в Символе веры мы исповедуем веру нашего крещения. И на небесах большое ликование. Вот таким образом мы славословим Бога.

В следующий раз я хочу задать вам несколько практических вопросов об этой заповеди, затем мы станем обсуждать третью заповедь.

Используются технологии uCoz