Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 15.12.02

В прошлый раз мы начали смотреть домашнюю скрижаль, и мы обратили внимание, что эти изречения поделены согласно трём сословиям. Первое сословие — церковное, второе — политическое, и третье — домашнее. Итак, сперва священник и слушатели, затем светское правительство и граждане, и далее — всякие отношения в доме. Наконец, все вместе — слово ко всем вместе.

Требования к священникам

Мы начали рассматривать писание, относящееся к служителям Слова. Здесь сказано — епископам, пастырям и проповедникам. Первый отрывок — из 20-й главы Деяний, 28-й стих. По крайней мере, он не содержится в авторитетном немецком издании (Книги согласия), но, вполне возможно, появлялся в ранних изданиях катехизиса. Это весьма уместный текст, хорошо описывающий должность священников. Он упоминает, что Святой Дух поставил их епископами — пасти церковь. Следует понимать, что в Новом Завете слова «епископ» и «пресвитер» употреблялись не совсем так, как сегодня в церкви. Епископу было поручено стадо, какой-то приход. В ранней церкви тоже было так некоторое время. Хотя у епископов могли быть священники, подчинённые им. Здесь важно то, что здесь говорится — Дух Святой поставил их епископами. Как это происходит? Мы знаем, что в Ветхом Завете многие пророки получили прямое призвание от Господа. А в Новом Завете Христос непосредственно разговаривал со своими учениками и избрал их апостолами и явился апостолу Павлу по дороге в Дамаск — и Павел тоже принял призвание прямо от Господа. А как же некоторых поставляет церковь? Мы читаем, что Павел и Варнава в книге деяний ходили по церквам и ставили там блюстителей. Можно ли сказать, что апостолы были призваны Святым Духом, а епископы и пресвитеры были призваны людьми? Иными словами, будет ли призвание через человека меньше, чем прямое призвание Бога? Что здесь сказано, в тексте? Сказано — Святой Дух поставил епископов пасти церковь. Но эти пресвитеры в Ефесе были те люди, которых прежде Павел, Варнава и Сила сами посвятили — однако Павел в этом слове к ефеским пресвитерам или епископам — к этим же людям относятся оба слова — хотя они были поставлены на должность, на служение людьми, сказал, «Святой Дух поставил вас епископами». Необычно, когда Бог ставит прямо. Ну, скажете, вот, у нас в Библии столько примеров… Пять или шесть пророков, о которых можно определённо сказать, что они были призваны таким образом. И первосвященник Аарон был призван таким образом. 12 апостолов и Павел — вообще-то. 11 — потому что Иуда пал. Как был найден его преемник? При помощи жребия. Не совсем голос  Божий. Обычно жребий бросают даже на нерелигиозные темы. Но подумайте про тысячи — даже миллионы людей, поставленных на церковное служение и в ветхозаветное время, и в Новом Завете — пришедших на должность не прямым образом. Все сыновья Аарона стали священниками, унаследовав священство, потому что Бог так распорядился. Было ли их служение менее действенным, чем служение их отца — Аарона? Иисус Навин вступил в служение по возложении рук Моисея, и принял того же духа, что почил на Моисее. И так же в церкви. Большинство церковных служителей ставятся через людей в церкви, однако о них тоже сказано, что они поставлены Духом Святым. Важно понимать, что служение пастырей и епископов сегодня — такое же действенное, как и служение апостолов. В 13-й главе Книги Деяний мы читаем, как Святой Дух отделил Павла и Варнаву. И после того, они стали называться апостолами. Мы понимаем это, по крайней мере, как апостольское поручение. Святой Дух обратился каким-то образом к пророкам и учителям в Антиохии и сказал — отделите мне Савла и Варнаву на дело, к которому Я призвал их. Эти пророки и учителя — т.е. священники в Антиохийской церкви — возложили руки на них и послали их. Даже великий апостол Павел был послан, на самом деле, через церковь — в точности, через священнослужителей церкви. И это обычно. Мы не ожидаем от Бога в наши дни, что Он призовёт кого-то прямо. Значит ли это, что Он не может это сделать? Конечно, может. Баптисты сказали бы — нет, Бог так не сделает. И нашли бы отрывки в Писании в подкрепление этому — хотя, конечно, вне контекста. А пятидесятники сказали бы — люди должны быть призваны непосредственно, прямо от Бога, иначе они никакие по-настоящему не служители. Но уже в Новом Завете ясно, что это необычно. И что когда были апостолы, они сами ставили мужей на служение. Давали своим преемникам повеление поступать так же. И Тимофей, и Тит — мужи, которых Павел поставил на служение, слышали повеление ставить других на служение. А если кто-то скажет — Бог призвал меня прямо, обратился ко мне и сказал — иди, проповедуй Евангелие? Ранний лютеранский богослов Мартин Хемниц рассматривает этот вопрос и говорит — в самом деле, Бог сможет это сделать, если захочет, хотя это будет и необычно. Но такой человек должен не только преподавать чистое учение, но и сопровождать это чудесами, показывающими, что он принял это не обычным призванием. Итак, многие люди, путешествующие туда-сюда, говорящие «Бог призвал меня проповедовать Евангелие». «Бог послал меня к вам, чтобы вы за мою проповедь дали мне денежки». Что таким людям сказать? «Докажи чистым Евангелием и сопровождающим знамением». Надёжное служение — это служение, данное через церковь, через священное рукоположение. Это важно для тех из вас, кто по благодати Божией займёт эту должность когда-либо. Как вам знать, что Бог поставил вас? Вы знаете это, потому что приняли божественное призвание через церковь, через епископа, были рукоположены на это служение. Вы можете сказать — Святой Дух поставил меня на это место. Иногда вам очень сильно будет нужна такая уверенность, потому что иногда вам будет казаться, что вам там не место, что Бог не хочет, чтобы вы были на этом месте –но это неправда. Наверное, довольно об этом.

Какие же требования к епископам? Или, поскольку слово это использовалось в более широком смысле, какие требования к служителю Слова? «Епископ должен быть… » (1Тим 3:2-4,6а; Тит 1:9). Здесь — сочетание 1Тим 3 и послания к Титу. Здесь сказано, каким не должен быть епископ, и каким — должен. Здесь не только личные требования, но, можно сказать, профессиональные. То есть, у него должны быть определённые христианские качества, и он также должен обладать определёнными способностями и познаниями. Поэтому мы устанавливаем определённые планки семинарского образования. Никак невозможно держаться здравого учения, если не знаешь его. И, кроме познания, требуются определённые способности, чтобы преподавать это слово — это одно из требований. Но также личные требования, такие как непорочность… В этом месте многие из нас, лютеранских мыслителей, претыкаются. «Как это непорочен? Возможно ли это? Все же ведь грешники!». Я слышал однажды лютеранского пастыря, в подчинении у которого я должен был трудиться один год — ну это всё не так важно по-настоящему. Мы все грешники. Никто не соответствует этим требованиям. Что на это сказать? Павел не стал бы говорить, если бы так не было. Лютер прекрасное замечание сделал об этом отрывке. Он сказал, что епископ должен быть непорочен перед людьми. Нет непорочных перед Богом. Тем не менее, он должен быть непорочен перед людьми, чтобы те, кому не нравится его вероучение, не могли найти поводов отвергнуть Его. Но он также должен преподавать чистое вероучение, чтобы близкие к нему терпели его греховную жизнь ради его вероучения. Итак, нам следует понимать, что эти требования — не core deo. Эти требования — не по отношению к Богу, но по отношению к другим людям. Итак, когда говорится «непорочен» — в послании к Тимофею и в послании к Титу употребляются два разных греческих слова. В послании к Титу слово означает «никто не может обличить его в чём-то». Т.е. никто не может свидетельствовать против него. Но речь не идёт о безгрешности перед Богом. Иными словами, он не должен быть отъявленным грешником. Итак, Павел перечисляет эти требования. Он даёт их Тимофею, чтобы избрать подходящих людей для служения. Иногда бывает, что пастырь что-нибудь делает, но, в общем-то, он непорочен. Речь идёт здесь не о каком-то жутком преступлении одной из заповедей, что он роняет человеческую честь. Но, может быть, пастырь вспылит, потеряет терпение с каким-нибудь из своих прихожан. Или, может быть, перед всеми обращается с женой и с детьми не по-доброму, или не приходит посетить какого-нибудь из прихожан, что нужно было непременно сделать. Изгнать ли его из его должности за это? Наверное, нет. Хотя, строго говоря, в таких случаях он не непорочен. Но кое-что — например, если он похитит церковную кассу, или убьёт другого пастыря… За такое он, конечно, не должен оставаться в своей должности. Когда я был на первом году обучения в семинарии, у нас по соседству жил другой семинарист с семьёй. Мы знали, что у них — неладно в семье. В конце концов этого человека рукоположили, и после трёх недель его служения умерла его жена. Оказалось, что это он её убил. Конечно, он отсидел в тюрьме за это, а когда вышел из тюрьмы — я подумал, что это был чудовищно краткий срок — четыре года — он попросил, чтобы его опять поставили на эту церковь. Как вы думаете? Да. Дело было неприятное и долгое… А если он скажет: «мы же все грешники! Согласно Господу нашему, Иисусу Христу, мы кого-нибудь все убили в сердце своём. Итак, мы все нарушили 5-ю заповедь. Неужто я хуже других? Мы бы сказали — перед Богом — не хуже. Действительно, прощён. Также прощён, как человек, только рассердившийся, но не убивший. Но уважение перед людьми — совершенно другое дело. Этот человек уже не будет непорочным, как говорит об этом Писание. Это преступление было явное, и никак его нельзя было скрыть. Он просто уже не соответствовал этим требованиям. Я понимаю, что гораздо труднее определить кое-что другое. Но эти требования предназначены не для того, чтобы отягощать нас, но чтобы у нас на этой должности были соответствующие и опытные люди.

Следующее требование тоже у многих вызвало затруднение — одной жены муж. Некоторые более свободные умы скажут — чтобы каждый раз было только по одной жене. Четвёртая жена? Но ведь вы же не были двоеженцем никогда? Тогда подходите… Потому что некоторые утверждали, что это утверждение против многожёнства. Но у этого взгляда — два недостатка. Во-первых, в греко-римском мире многожёнство не было распространено. Второй недостаток — ещё даже более решительный — впоследствии в этом отрывке описаны требования к женщинам. Не станем говорить, что это были за женщины — но про них сказано, что они должны были жёнами одного мужа. Конечно, в известном мире того времени не было ни одного общества, где позволялось бы женщине быть замужем за двумя и более мужьями. Итак, речь не об этом. Вероятно, другая крайность — скажем так, в средневековой римской церкви — одной жены муж был человек, женатый только на Церкви, т.е. речь шла не о жене, не о женщине в обычном смысле, но о церкви. В некотором смысле этот взгляд привлекателен. Действительно, кто говорит, что священники должны быть неженатыми — тот принимает такой взгляд. Но впоследствии говорится про детей — управляющий домом своим. Мне кажется, в послании к Титу сказано — если не может управлять своим собственным домом, но сможет ли управлять церковью Божией? Итак, если этот человек женат на церкви, откуда же у него буквальные дети из плоти и костей, интересно? Наверное, неудивительно, почему дела средневековой церкви были такими — когда монахи и священники были неженатые, но у них были наложницы, были дети во многих случаях. Но я не думаю, что кто-то пользовался этим отрывком, чтобы этот обычай оправдать. Я просто говорю, что экзегетически приходится понимать, что это естественные дети от естественной жены в смысле второй главы книги Бытие. Хотя ту главу можно тоже понимать образно, как говорящую о Христе и о его церкви. Но Епископ был женат, как и другие мужчины. В Восточной церкви есть обычай — если священник женат, что должно произойти до его вступления в должность — и жена его умирает, тогда он уже не может жениться повторно. Я думаю, среди лютеран и во многих других церквах, где священники могут быть женаты, это требование означает, что пастор не должен разводиться. Или, в некоторых сферах, если пастор разведён, то он разведён по Писанию — т.е. за неверность его жены. Но, во всяком случае, речь идёт об одной жене.

Я не хочу глубоко разбирать все требования, но я бы подчеркнул, что здесь охвачены отношения с женой и детьми. Смысл такой — когда служит человек в приходе, то получается по-настоящему другая жена. Очень требовательная. Она высосет всё время и все усилия. И всё ей мало. Если позволить ей — но Павел говорит — что дома должно быть всё в порядке. Дома нужно служить как положено — и затем, служить в церкви. Это не значит, что человек прикрывается своей семьёй, чтобы оправдать свою ленность. Это предупреждение посвящённым служителям слова, что им нужно на первом месте держать свою жену и детей. Вторая жена — церковь — не всегда это поймёт и одобрит, но должно быть так. Итак, должна быть, конечно, мудрость, чтобы распределять своё время. Как вы увидите, что даже если вы вообще не будете спать, и будете неустанно трудится без передышки, ваши дела в приходе никогда не будут переделаны. Вы никогда не сможете сделать всего, чего хотелось бы сделать. Поэтому не пытайтесь. Многие хорошие люди надорвались и подорвали свою семью от своего усердия трудиться для Господа. Итак, Павел, мудро, под водительством святого Духа предупреждает нас верно смотреть на наши обстоятельства и упорядочивать их.

Какие у вас есть вопросы о других словах, которые, возможно, мы разъясним. (про новообращённых. Относится ли это к новокрещённым, и если да, то как это относится к обычаю в древней церкви, когда крестились только в старости?) Конечно, по-гречески здесь «неофитос». Здесь не сказано «новокрещённый», но в том обычае так было. Этот обычай в ранней церкви откладывания крещения — был извращением. Совсем не похвальный обычай, к тому же он был лишь в некоторых местах и некоторое время. Я думаю, можно показать неголословно, что в то время было неверное представление о покаянии и о прощении грехов. Конечно, так не было всегда во вселенской церкви, и не было везде одинаково. Церковь исправила этот обычай. Это лишь точка в континууме, выбивающаяся из общей картины.

Требования к прихожанам

Итак, есть определённые требования к священству, но также и к слушателям. Здесь тоже есть отрывки: (чтение отрывков)

«о том, какие обязанности есть.. у христиан…» (Евр 13:17 — последний отрывок)

Первые четыре отрывка относятся к чему — кратко говоря? К какой сфере жизни? К ученикам. Какой же долг учеников? Кормить учителей. А  последние два отрывка говорят «повинуйтесь». Вот и всё. Кормите и повинуйтесь, или, по-другому, платите и повинуйтесь. В отрывке из 5-й главы 1Тим, когда сказано, что пресвитерам должно оказывать сугубую честь — или двойную плату — эта честь –не какое-то отвлечённое понятие. Понятно, в отрывке, что эта честь — осязаемая — что это — плата. Не просто «ах, как мы вас любим!» Докажите! Во времена Лютера это было жуткое бедствие. В наше время уже не так. Люди позволяли своим пастырям помирать с голоду, не платили им ничего. Они говорили,  — в конце концов, он муж Божий — так пусть Бог о нём и позаботится. Святой человек — ему нужно быть смиренным и бедным. И хорошо будет ему поголодать — пусть семья его походит в лохмотьях. В конце концов, он большую награду получит от Бога на небесах. А вам бы самим понравилось так жить? Конечно, не понравилось бы… Но я же не такой святой, как он… Люди естественно так думают. Итак, Лютер собрал все эти отрывки из Писания, чтобы повелеть людям заботится о священниках. Затем, конечно, нужно быть в повиновении. Тогда было нелегко — и сегодня тоже нелегко. И хорошо обучать людей их долгу перед вождями в церкви — не только ради самих священников, но ради людей — им же лучше. Это несёт им благо и благословение на этой земле, и для их вечного благосостояния.

Используются технологии uCoz