Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 24.11.02

Доброе утро. Начнём, как обычно, с утренней молитвы в Катехизисе. Я надеюсь, некоторые из вас скажут её во второй раз сегодня.

Вечерняя молитва

Наша тема — именно этот раздел о ежедневной молитве, что пишет Лютер для домашнего употребления. Поговорим немного о значении этих молитв для христианского благочестия.

Сперва рассмотрим кратко вечернюю молитву. Эта молитва предназначена для чтения перед отшествием ко сну. На немецком языке она почти совпадает с утренней молитвой — только, мне кажется, одно слово в одном предложении изменено — даже, кажется, две половины предложения — но очень много параллелей. Снова Лютер говорит — вечером, когда идёшь спать, соверши крестное знамение и скажи:… — и это явно высказано в оригинале. Крестное знамение — не на произвол каждого человека. Так что, конечно, человек начинает с имени, в которое мы крещены, далее опять — символ Веры и Отче наш — также, как утром. Вечером мы тоже исповедуем свою веру и читаем молитву, которую дал Господь. И дальше молитва — очень похожая на утреннюю, про которую Лютер говорит, что её можно прочитать. Снова «Благодарю Тебя, Отче Мой небесный, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, что ты милостиво сохранил меня в этот день» — утром мы говорим «в эту ночь». Затем он добавляет такую часть: «и молю тебя, чтобы ты простил мне все мои грехи и проступки, и милостиво сохранил меня в эту ночь» — это основное отличие от утренней молитвы. Утром мы просим, чтобы Он сохранил нас от греха и всякого зла, чтобы все мои дела и моя жизнь были благоугодны тебе. Вечером мы говорим — прости мне все мои грехи… Не кажется ли это противоречием? Утром мы уповаем на то, что мы не будем грешить, а вечером — снова молимся о прощении? Это надлежащее христианское благочестие. Но оно показывает нашу напряжённую жизнь. Потому что как новые творения, прощённые и возрождённые во Христе на добрые дела, мы безгрешны. И одновременно мы — грешники. Так что Лютер даже не допускает возможности нам говорить «Благодарю Тебя, Отче мой небесный, что сохранил меня в этот день от всякого греха — и нечего мне исповедать». Почему он не допускает такой возможности? Из-за молитвы, которую дал нам Господь — какое пятое прошение? «И прости нам долги наши…». Господь Сам не допускает такой возможности. Некоторые преподают учение о безгрешном совершенстве — что христианину надлежит достичь состояния, где он уже не грешит. Но когда Лютер говорит на эту тему, он всегда ссылается на «Отче наш» — потому что Господь наш дал нам молиться «и прости нам долги наши» — это показывает, что ни на один день не достигаем мы этого состояния безгрешного совершенства. Тогда в своей молитве Лютер включает подобное прошение. Тем не менее, утром мы можем взывать к Богу, чтобы Он сохранил нас от греха — и сделал наши дела и жизнь угодными Себе. У некоторых лютеран такое понятие, что мы, грешники, не можем избежать греха, что верно — тогда зачем стараться? Какая разница, как жить? Но это — неправильно. Мы живём в напряжённом состоянии, когда мы одновременно грешники и святые. Не наполовину, но во Христе мы святые — не только прощённые, но и безгрешные. Но в Адаме мы — грешники. Пока мы живы в этой невоскрешённой плоти, мы не можем совсем избежать греха, и каждый день — даже каждое мгновение мы можем сказать — прости нам долги наши — потому что нет такого времени, когда мы свободны от греха в этом смысле. Однако каждый день мы восстаём в прощении, принятом нами от Господа. Я хочу также указать, что это прошение о прощении — повседневное дело. И хотя мы принимаем щедрые дары прощения Господня в отпущении грехов, в таинстве Алтаря, нам необязательно ждать, когда мы пойдём в следующий раз к отпущению грехов или к алтарю, чтобы принять прощение. С одной стороны, многие протестанты говорят — зачем мне исповедоваться перед священником? Я могу исповедоваться прямо к Богу и быть прощённым! Зачем мне кусок хлеба и глоток вина? Я и так буду прощённым. Это неверно! Бог даровал нам эти таинства для нашего прощения. И здесь — наше главное средство прощения. Но можем ли мы молиться Богу вечером с уверенностью, что мы прощены за грехи, совершённые в этот день?.. Но даже в свете Евангельского обетования Слова Божьего, что Христос понёс грехи наши на кресте — также и слово приносит нам благодать и прощение. Итак, это не одно в ущерб другому, но и то, и другое. Я думаю, ради христианской совести нам следует поддерживать и то, и другое. Я знал одного человека, который говорил, по крайней мере, что слишком болен, чтобы ходить в церковь. И пастырь приносил ему таинство на дом. Это происходило только раз в месяц, мне кажется — это не я был пастырь, иначе я бы ходил чаще. Но этот человек сказал — как я доволен, что у меня есть таинство! И вот, наконец, у меня прощение грехов… Он правильно понимал, что в таинстве — прощение грехов. Но он ошибался, считая, что только в это время он принимает прощение. Кто из нас слышит Слово Божие и принимает таинство — имеет веру, чтобы верить, что в Иисусе Христе мы прощены. Возникает практический вопрос — что, если вы исповедались в субботу, причастились в воскресенье, согрешили в понедельник и умерли во вторник?.. Предыдущее таинство, предыдущее разрешение от грехов всё ещё действует на будущее. Евангельское обетование, что Христос — агнец Божий, взявший грех мира — истинно сегодня. И верой можно держаться этого обетования. Мы не принимаем прощения от Бога только потому, что молимся. Не стоит считать, что ради нашей молитвы мы прощены — потому что мы довольно молились, или потому, что искренне молились, или потому, что молитва сопровождалась надлежащими чувствами. Но прощение приходит от обетования Евангелия, и это обетование связано с водами нашего крещения. Когда прекратилось прощение, данное вам в крещении? Если считать прощение ступенью ракеты, которое долетит с нами до какого-то места, а потом отвалится — это неверный взгляд на крещение — надолго ли применяется прощение в крещении? Сколько действует крещение? От того дня, когда вы воскреснете из мёртвых. С крещением связано обетование воскресения из мёртвых. Когда вы начинаете вечернюю молитву с крестного знамения и с имени Отца и Сына и Святого Духа, вы вспоминаете своё крещение — и когда вы просите прощения Божьего, вы держитесь этого обетования через крещение. Лютер говорил, что его совесть часто отягощала его: диавол говорил ему, что он — погибший и осуждённый грешник. И Лютер отвечал — да, я был так, однако — я крещён — когда на него нахлынули все обетования, связанные с крещением, и его уверенность возвращалась, что он прощён во Христе. Так что через наше крещение; через евангельское обетование — мы можем ежедневно получать это прощение.

Какой последний вопрос в разделе Катехизиса «о крещении» — что означает такое крещение водой? Оно означает, что ветхий человек в нас  должен ежедневным сокрушением и покаянием быть потоплен и умереть вместе со всеми грехами и злыми похотями, и снова новому человеку надлежит воскресать ежедневно и восставать, которому надлежит жить перед Богом в праведности и блаженстве вовеки. Даже хотя для нас евхаристия не может обязательно быть ежедневной — даже хотя мы не ходим ежедневно к исповеди грехов, возможно, мы даже не читали Библии в этот день — через наше крещение мы можем ежедневно принимать прощение. Нет основания не верить, когда мы просим в молитве «Отче наш» Отца нашего о прощении, что Он не даст нам в молитве ради Христа. Мы можем полагаться в этом прошении на нашу веру. Итак, утром мы просим Бога сохранить нас от греха, а вечером — простить нам наши грехи. А всё остальное в молитве совпадает с утреней. Как утром мы предаём тело и душу и всё — в руки Божии, просим, чтобы ангел Его святой хранил нас — и всё это связано с первым членом веры — потому что Бог создал меня, моё тело и душу, дал мне разум и все чувства, и всё потребное для этой жизни и тела. И когда я ложусь спать, я предаю все эти дары в его ведение. Такой смысл этой молитвы.

И затем — что говорит Лютер? Он говорит: «Затем с радостью поспеши на покой». Можно ли сказать человеку, как заснуть? В конце концов, вы прощены, и совесть ваша может не отягощать вас. Вы всё поручили Богу — и потому можете радостно засыпать с миром.

Понятие «радость» согласно Библии

Хочу сказать кое-что о радости в Библии. Радость — не просто чувство. В 1-й главе 1-го послания Петра Пётр говорит, что в спасении, которое есть у нас во Христе — мы радуемся великой радостью, даже хотя испытываем разные испытания. Иными словами, может быть печаль из-за вашего положения, и сверхъестественная радость от Святого Духа одновременно. Так что Лютер не велит вам перестать печалиться — он просто говорит — засыпайте в той радости, данной Богом ради спасения во Христе. И то же касается мира. Внешние обстоятельства могут быть очень трудными — нас многое может беспокоить — но мир Божий — вопреки всему этому. Рассказывают про одного самодержца, который устроил состязания в искусстве и попросил разных художников в своём царстве нарисовать мир. И многие работы изображали покойный заход солнца, или штиль на океане; зелёную долину, тихий лес… Но победило изображение, выбранное царём из всех остальных, довольно отличное — была страшная буря, и посреди этой бури было ущелье в скале, и была птица, построившая там гнездо для защиты своих птенцов среди этой бури. Это хорошее изображение данного Богом мира. Но не так проповедуют некоторые проповедники — «будьте счастливы! Не беспокойтесь ни о чём!». Но это радость и покой, существующие даже среди всяких бедствий. Несмотря на все бури вашей жизни, Христос умер за ваши грехи по писаниям, воскрес в третий день по Писаниям, и это неизменно. И благо неизменно. Когда мы принимаем во внимание эти неизменные блага — однако, я прощён; однако я — Христов, однако имя Отца, Сына и Святого Духа было призвано на меня, и я — Его. Тогда такая радость и мир позволяют человеку заснуть.

Бывает и другое беспокойство, от которого не спится. Но пусть это не будет отягощённая совесть.

Молитвы до и после еды

Лютер не только даёт молитвы утром и вечером, но и молитвы перед едой и после еды. Для нас это, наверное, немного странно. Большинство из нас — если и молятся перед едой, молятся только перед едой, а после уже не молятся. Когда у меня были малые дети, мы стали читать эти молитвы из Катехизиса — перед едой, и после. Конечно, дети жаловались на это — почему мы должны молиться до еды и после? Это так долго… И оба раза — «Отче наш». И я сказал им — каждый раз, наверное, уходит минута или полторы минуты — до еды и после. А сколько времени вы жуёте? Вы не молитесь даже за каждую минуту, в которую жуёте. Если мы можем есть 15 минут, почему же мы не можем просить Божьего благословения и благодарить Его три минуты, или даже две? И они не нашли, что на это сказать. Конечно, перед едой мы очень голодны, и хотим тотчас же есть. Нам нравятся короткие молитвы. После еды у нас разные другие дела, и мы сразу идём. Но это хорошо для нашего благочестия — молиться. Какое библейское основание для христиан — молится перед едой? Есть ли божественное повеление молиться перед едой? В действительности, нет никакого божественного повеления, но есть Божественный образец. Что делал Христос всякий раз, когда ел? Благословлял. Он молился, возможно, установленной литургической иудейской молитвой. Кто-то из нас, возможно, бывал в синагоге, или на каком-нибудь другом иудейском обряде, когда читают молитву: «Благословен ты, Господи, царь вселенной»… и дальше говорится — «давший нам плод виноградной лозы» — и так далее. Когда Христос взял еду и насытил 5000, это не значит, что он произнёс благословение над едой, это значит, что он благословил Отца небесного, и затем взял эту пищу и дал людям, и затем произошли великие чудеса. Конечно, в ночь, когда Он предан был, он сделал то же самое над хлебом и чашей, которые дал ученикам, — и произошли даже большие чудеса. Павел говорит — всякая тварь Божья блага,  и всё освящается постом и молитвой. Павел подразумевает, по примеру Господа нашего, что мы благодарим за нашу пищу, и что с принятием нашей пищи связана молитва. Что значит, что всякая тварь Божья освящена словом Божиим? Что сказал Бог в 1-й главе книги Бытие о Своём творении? Всё, то сотворил Бог — благо. В самом деле, в законе Моисеевом было различие между чистыми и нечистыми тварями. Но в Евангелии от Марка есть любопытное замечание Марка, где Христос говорит — не входящее в уста человека оскверняет его, но исходящее — ибо из сердца и сходят разные попытки кощунства, убийства, прелюбодеяния — разная глупость. Вот, что оскверняет человека. В Евангелии от Марка он говорит — пища входящая извергается вон, и Христос сказал это, объявляя всю пищу чистой. Итак, есть слово Христово, что никакая пища сама по себе не нечиста, но освящается словом Божиим — и всё хорошо. Но он говорит — Словом Божиим и молитвой. Важно молиться, когда мы принимаем пищу от Бога. — Хлеб наш насущный дай нам на сей день — что это значит? Бог даёт ежедневный хлеб всем, даже злым, но мы просим в этой молитве, чтобы Он дал нам знать, что Он даёт ежедневный хлеб, и чтобы принимали пищу нашу с благодарением.

Итак, основание молитв перед едой и после еды — «Отче наш» — даже утром и вечером — мы молимся о ежедневной пище. Так, если вы забудете прочитать молитву перед едой, не пугайтесь, но это хороший Господний и апостольский обычай молиться во время еды. И как я понимаю это по библейски, из молитв Господа нашего и Его дел, должно быть благодарение при всём при этом. Лютер позаимствовал молитвы до и после еды из римского молитвенника. У молитвы до еды и после еды — разное назначение. Это не отражено в вашем переводе и в большинстве переводов, но молитва до еды называется благословением — в молитве здесь, о чём мы молимся перед едой? «Благослови нас и эти дары твои»… Мы молим Бога благословить пищу и поедающих её. Это не просто молитва о том, что если пища дурна, чтобы мы не отравились. Но мне кажется, это подразумевается. Чем больше изучают пищу, тем больше я склонен считать, что всякая пища дурна для нас из-за грехопадения. Но, конечно, нам лучше есть, чем не есть. Сама по себе пища эта — добра, потому что Бог дал нам её. Итак, в молитве этой мы просим Бога благословить нас и пищу. О чём мы просим в молитве после еды? Это благодарственная молитва. И здесь, мне кажется, по библейски полная молитва за трапезой. Конечно, возможно благодарить и перед едой, но мне кажется, важно, чтобы те из нас, кто читают эти молитвы — не просто молились до еды, но также благодарили. И эти две молитвы предполагаются для прощения вместе. Конечно, есть и другие возможные трапезные молитвы, но у этих молитв очень древняя история в церкви, и они, я бы сказал, по библейски полные — т.е. отражают всё богословие молитвы после еды, что можно найти в Писании, о чём мы кратко поговорили.

Как же это начинается? Во-первых, «как отец семейства…» Он говорит — дети и домочадцы должны собраться почтительно за столом, сложив руки, и произнести. Лютер говорит, что складывать руки смиренно перед молитвой — хороший внешний обычай для детей и домочадцев. Но мне кажется, он никогда не говорил — ну, теперь вы выросли, хватит складывать руки. Он понимал связь между внешним телодвижением и внутренним настроением сердца. Бог создал меня, мои тело и душу и часть моего благочиния отражается в сложенных руках. Конечно, мы знаем, что в библейские времена обычно было воздевать руки к небу, и иногда даже воззреть на небо, как Христос молился в Ин 17. Сложение рук — это совсем недавний обычай, но цель его — такая же — то есть, чтобы мы приступали к Богу смиренно и внешне, и внутренне. Сперва — стих из псалма 144. Итак, мы смиренно возвращаем к Богу Его же слово — «Очи всех уповают на тебя, Господи, и ты даёшь им пищу их в своё время». Здесь «очи всех» — как в 1-м члене веры — Бог создал меня и всех тварей. Очи всех тварей уповают на Бога. Затем идёт «Отче наш». Почему? Все прошения годятся, но особенно — о насущном хлебе. И затем мы просим благословения у Бога, всегда через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, мы говорим это, чтобы напомнить себе и Богу, что мы приходим к Отцу через Него.

В следующий раз мы кратко рассмотрим благодарственную молитву.

Используются технологии uCoz