Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 19.05.02

Начнём с утренней молитвы на странице 27.

* * *

Осталось ещё кое-что обсудить про крещение. Давайте повторим вслух 4-ю главу о крещении.

I.

Что такое крещение?

Крещение не просто вода, но это вода, соединённая с заповедью Божьей и словом Божьим.

Что это за слово Божье?

То, которое Господь наш Иисус Христос говорит в последней главе Евангелия от Матфея: Идите по всему миру и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

II.

Что даёт или какую пользу приносит крещение?

Крещение даёт отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола, а также дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье.

Что такое Слово и обетование Божье?

Это то, что Господь наш Иисус Христос говорит в последней главе евангелия от Марка: Уверовавший и крещённый спасён будет, а кто не уверует, осуждён будет.

III.

Как может вода творить столь великие дела?

Конечно, не вода творит их, но слово Божье, в воде и с нею пребывающее, да вера, уповающая на слово Божье, соединённое с водою. Ибо без слова Божьего вода — просто вода, а никакое не крещение. Но в соединении со словом Божьим это крещение, преблагодатная живая вода и возрождающее омовение в Святом Духе, как говорит апостол Павел в третьей главе своего послания к Титу: Он спас нас ... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святоым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно.

IV.

Что означает это крещение водой?

Оно означает, что живущий в нас ветхий человек со своими грехами и злыми вожделениями через ежедневное сокрушение и покаяние должен быть потоплен и умерщвлён и что вместо него каждый день должен восставать и воскресать новый человек, которому жить вечно в праведности и чистоте перед Богом.

Где это сказано?

Апостол Павел пишет в шестой главе послания к Римлянам:

Мы были со Христом погребены крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни.

Это чудесное изложение библейского учения о крещении. Конечно, оно не цитирует все обильные библейские тексты, говорящие о крещении, но собирает вместе четыре главных текста, которые весьма хорошо подкрепляют учение Катехизиса о крещении.

Под вторым разделом здесь задаётся вопрос — что даёт, или какую пользу приносит крещение — и ответ, что крещение даёт отпущение грехов, освобождает от смерти и диавола и даёт вечное спасение всем верующим.

Вы обратите внимание на то, что в нескольких местах упоминается вера. Нам нужно рассмотреть её в правильном отношении к таинству. Например, под 3-м разделом спрашивается — как может вода творить столь великие дела. Говорится — конечно, не вода, но Слово Божие, в воде и с нею, да вера, уповающая на это Слово Божие в воде. Если мы не обратим внимание, то неверно поймём, и решим, что главное — это вера. В нашем мире многие преподают т.н. крещение по вере. Они говорят — вера всё, крещение — ничего. Крещение — это только знак, что человек верует во Христа. Но Лютер говорит, что крещение на самом деле производит прощение грехов и крещение действительно освобождает от смерти и диавола, и на самом деле даёт вечное спасение, а не только знак всего.

Лютер в 1527 году написал сочинение о перекрещении. И он написал это сочинение двум католическим священникам, которые сталкивались с анабаптистами на их землях. Анабаптисты были предшественниками современных баптистов. Слово «анабаптист» означает, что они перекрещивали. Они говорили — если вы крещены во младенчестве, то это не считается, потому что тогда вы не верили. Нужно сперва верить, а потом креститься. Так что по неизвестным нам причинам эти два священника написали Лютеру и спросили — как нам понимать это, что говорить? Лютер написал прекрасную работу об этом, которая легла в основу его раздела в Большом Катехизисе. Между прочим, я советую вам прочитать раздел в Большом Катехизисе о крещении. Это самое лучшее произведение о крещении, которое я когда-либо читал. Некоторые отцы церкви написали хорошие сочинения о крещении, но по моему рассуждению, из всех работ, эта — самая лучшая.

В том сочинении о перекрещении Лютер говорил о связи между верой и крещением. Он говорил — мы не можем строить крещение на вере, потому что вера — нетверда. Если священник крестит кого-нибудь на основании его веры, может ли священник быть уверенным, что этот человек на самом деле верит? Если действие крещения основано на вере человека, мы не можем быть тогда уверены ни в каком крещении. В этом труде Лютер говорит — я не могу быть уверенным даже в своей вере, но я могу быть уверенным в верных обетованиях Божиих, особенно в обетовании Божием, связанном с водой. Так что основание — крещение, и на этом основании я строю веру. Так что сперва — таинство. Оно надёжно, даже когда наша вера ненадёжна. Если мы не уверены в нашей вере, то как же нам быть уверенными в спасении? Потому что когда мы ищем уверенности в Слове Божием — в устном, содержащемся в воде, в хлебе и в вине Евхаристии; когда мы смотрим на это — тогда обетование разжигает нашу веру.

Слово и таинства творят нашу веру, а не наша вера делает действенным слово и таинства. Сперва Лютер говорит, что священник даёт эти чудные дары крещения и спасения. Затем он говорит о вере. Хотя мы не кладём веры в основу; когда мы говорим о крещении, мы также говорим о вере. Почему? Потому что Сам Господь так сказал: «кто будет веровать и креститься спасён будет». Если бы Он был добрым баптистом, он бы сказал — «кто будет веровать, спасён будет», а крещение — уже на усмотрение человека. Если бы он был добрым средневековым римо-католиком, он бы сказал — кто будет креститься — спасён будет, если будет совершать дела любви. Но Господь связывает веру и крещение здесь. Хотя в крещении есть отпущение с нашей верой, или без нашей веры, оно действует на нас только когда мы верим, что Бог творит, что говорит в этом крещении. Наше неверие не может ничего сделать с крещением. Когда есть Слово Божие, связанное с водой, тогда есть крещение, верим мы в него или нет. Но если мы в него не верим, оно никакой пользы нам не приносит.

Лютер подчёркивает веру так сильно, потому что он писал в такой среде, где Римская церковь преподавала, что крещение действует без веры — просто, совершением этого действия человек приобретает заслугу перед Богом. Против этого крещения лютеране подчёркивают, что крещение должно быть принимаемо в вере. Вот поэтому Лютер говорит это о вере.

Посмотрите внимательно на 3-й вопрос, где говорится, что не вода творит их, но слово Божие в воде и с водою, и вера, уповающие на это слово Божие в воде. Но он больше ничего не говорит о вере. Он не говорит «ибо без слова Божьего и без веры это только вода». Он говорит «ибо без слова Божьего это просто вода, но со словом Божиим это крещение — благодатная вода жизни и новое рождение в Святом Духе».

Так что не вера делает крещение крещением, но слово Божие, связанное с водою. Тем не менее, если мы не верим в это слово Божие, тогда нам это крещение не приносит спасения. Я люблю приводить пример — всем нравятся деньги. Между прочим, если вы хотите привлечь чьё-то внимание в любых обстоятельствах, просто рассыпьте пару монеток. Всегда действует! Что это? Деньги. А что, если я не верую, что могу что-то купить на них? Вдруг это просто кругляшёк из металла? Вдруг мне кажется, что это произведение искусства, и прибью его на стену? Но с деньгами ничего не сделается! Потому что есть обетование и повеление правительства, что их можно обменять на какое-то количество товара. Мы, конечно, испытываем искушение закричать, что с каждым месяцем всё меньше и меньше товара… У крещения тоже есть повеление и обетование Божие, и то, что я не верю в него, не может изменить его. Я могу взять 10 рублей, бросить на землю и закатать в грязь, и никогда не тратить, но всё равно это будет 10 рублей. Вот такое крещение. Наша вера только позволяет крещению действовать на нас. С одной стороны, нам требуется говорить о крещении в связи с верой, тем не менее, само крещение — это основание для нашей веры, а не наоборот.

Мы подходим к последнему разделу — что означает это крещение водою? Я думаю, когда я впервые столкнулся с Кратким Катехизисом, мне было труднее всего осознать этот раздел Здесь Лютер говорит о продолжительном действии крещения. Что ежедневно происходит?

Посмотрите, какой Лютер цитирует стих? Сказано — мы были погребены крещением в смерть. Здесь как бы непонятно, почему «ежедневно». Здесь говорится о том, что уже случилось — как бы совершённое действие. Дальше продолжается про поступки в ежедневной жизни. Есть другие тексты, говорящие о ежедневной христианской жизни как о смерти и о воскресении. Например, в послании Павла к Колосянам говорится — с одной стороны, вы уже мертвы; ваша жизнь сокрыта во Христе у Бога, и дальше продолжается — умертвите ваши земные члены, и он упоминает несколько отвратительных грехов. Затем он также говорит, что вам нужно совлечься вот с этого — и он упоминает грех, жестокость, злую речь — из-за которых люди не станут показывать на вас пальцем и говорить «А! Ты согрешил», но он говорит о грехах слова и мысли, а не столько о поступках. Но мы находим и другие подобные места. В Евангелии от Луки, где Христос говорит — кто желает следовать за мною, возьми свой ежедневный крест и иди за мною. Что значит «взять крест»? В крещении мы были распяты со Христом, умерли со Христом и погребены со Христом, так что для нас крест связан с крещением. Есть т.н. «гимн», который начинается со слов «на далёком холме старый крест виден мне…» — и дальше о том, как я его люблю… Но как до него добраться, на этот далёкий холм? Может, поехать в Иерусалим на Голгофу? Но креста там больше нет. Уже 2000 лет нет… Где же крест для меня? Он — в воде крещения. И там я встретился с крестом впервые в своей жизни — лучше сказать, в своей смерти. Итак, поскольку есть ежедневное взятие креста, должно быть также ежедневное возвращение к крещению. Поэтому, когда мы крестим в церкви, мы отмечаем знаком святого креста человека, принимающего крещение. Отмечаем его как искупленного распятым Христом, и встречающего этот крест по спасительному в воде. Когда мы совершаем крестное знамение во имя Отца и Сына и Святого Духа мы возвращаемся к нашему крещению. Мы возвращаемся ежедневно к нашему крещению — потому что крещение не происходит однажды и затем забывается; оно продолжает оказывать воздействие на нашу жизнь. Какая же сила в крещении? Это двоякая сила. Это сила ежедневного сокрушения. Один из самых больших недостатков и заблуждений у христиан — тут. Хотя они, возможно, понимают, что вера — это дар Божий, однако они также считают, что сокрушение — это дело их собственных усилий. Действительно, Писание повелевает нам покаяться, и также повелевает нам веровать, но мы своими силами не можем сделать ни того, ни другого. В крещении есть сила для ежедневного сокрушения. Поэтому так опасно говорить «я сегодня согрешу, а завтра покаюсь. Буду грешить, а в нужные времена буду каяться». Лютер говорил об этом — откуда вам известно, что завтра покаетесь? Покаяние — это тоже дар Божий. Сила для покаяния приходит к нам в крещении. Но если мы ожесточимся произвольным и постоянным грехом, нет никакого залога, что Бог даст нам этот дар покаяния. Через ежедневное покаяние ветхий человек снова потопляется и умирает. Почему так? Разве он был убит на кресте со Христом? Неужели мы не были соединены со крестом Христа в крещении? Неужто наш Ветхий Адам всё ещё жив?.. Писание говорит двояко — да, он мёртв, однако он должен ежедневно умирать. Однажды Лютер сказал — Ветхий Адам — отличный пловец. Возможно, вы видели такие фильмы, где такой, очень злобный человек, старается убить других людей. Затем, какой-то добрый человек его убивает, и все вздыхают с облегчением. Но затем он появляется в фильме ещё несколько раз и вредит, как будто не умер. Это такая выдумка в фильме. Но это такой Ветхий Адам, который умирает снова и снова, и его нужно снова и снова погружать в могилу, через ежедневное сокрушение. Крещение — это также сила для ежедневного воскресения нового человека, чтобы нам ходить в обновлённой жизни, как говорит апостол Павел. Апостол Павел говорит об этом также в других посланиях. В послании к Галатам он говорит — я сораспялся со Христом, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. Так что новая жизнь — жизнь нового человека — ни что иное, как жизнь Христа, явленная в нас. И дальше он продолжает — а что живу по плоти, живу верою Божией в возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Т.е. новый человек воскресает ежедневно через веру во Христа, через веру в завершённое дело Христа; через веру, что мои грехи совершенно прощены, и я стою перед Богом, как если бы не грешил. Это очень важно. Многие думают, что для того, чтобы жить по-христиански, нужно жить под законом. Конечно, закон нам всегда говорит, что хорошо, а что плохо, но он не может дать нам силу творить добро, он может только грозить нам пальцем и говорить: «ты не сделал доброго!», может только угрожать нам наказанием Божиим. Но святая жизнь ведётся через веру в Сына Божия, в свободе знания, что мы — чада Божия, что мы — крещены и наследники Божии. И крещение — это сила Божия для такой жизни, потому что не только в день нашего крещения, но и во всей наше жизни крещение даёт отпущение грехов, освобождает от смерти и диавола и даёт вечное спасение всем, верующим в это. Итак, нам следует ценить наше крещение не как что-то прошлое год, два или десять лет назад; законченное. Иногда, мне кажется, мы относимся к крещению как к прививке — какое-то время действует, а потом исчезает, и нужно что-то взамен. Я знал нескольких людей-пятидесятников, которые крестят человека, потом снова… потом снова и снова — как будто крещение в их жизни не подействовало, и нужно время от времени возобновлять прививку. Но крещение — не таково. Оно действует всю нашу жизнь, и вместе с ним действует обетование воскресения. Апостол Павел говорит — как Христос воскрес из мёртвых, так и нам ходить в обновлённой жизни. Если с Ним погреблись в смерть, но с Ним же совоскреснем в жизнь. Как Христос воскрес из мёртвых, так и мы воскреснем из мёртвых силою нашего крещения. Также, как была сила нашей смерти со Христом, так крещение же будет силой нашего воскресения со Христом в последний день. В правильных литургиях погребения очень сильно подчёркивается крещение благодаря его обетованию воскресения из мёртвых. И эта жизнь воскресения — уже наша сейчас, и целиком — мы всё ещё ожидаем воскресения в последний день. Но крещение — это сила для нашей воскрешённой жизни, даже в которой мы со Христом.

Я бы хотел немного поговорить про обычай крёстных родителей. Были ли у вас крестные родители или нет, вы обратите внимание, что когда у вас есть крещение, кроме младенца и родителей у священника присутствуют другие. Это обычно крёстные родители. Христос не повелевал этого, но с самых ранних дней церкви таков был обычай. С одной стороны, когда церковь была под гонениями, всегда была возможность, что родители окажутся замученными и младенец останется без родителей. Отсюда произошёл обычай выбирать других христиан, которые обещают заботиться о младенце в случае смерти родителей. Эта забота включает воспитание младенца в вере. Иногда родители умирали от разных причин, и для детей было предусмотрено такое. Этот обычай сохранился в церкви до наших дней. Теперь больший упор ставится не на заботу о жизни ребёнка, но на духовную заботу о детях. Крёстные родители обещают, что сделают всё возможное, чтобы воспитать ребёнка в христианской вере. Они обещают молиться за него, напоминать ему о его крещении — в особенности в случае, когда родители не могут исполнять своих обязанностей — крёстные обещают, что будут воспитывать ребёнка по-христиански. Из-за сути этих обетований, необходимо, я бы сказал, чтобы в лютеранской церкви крёстные были лютеранами. Если это христиане другого вероисповедания, им либо придётся обещать то, что они не могут исполнить, либо им придётся лгать против своей совести, зная, что они не могут исполнить этих обещаний. Например, если они не верят, что крещение — это таинство, как они могут обещать, что могут преподать ребёнку о значении этого крещения? Или как они могут обещать заботиться о ребёнке в той вере, в которой он был крещён, если они — другого вероисповедания? По крайней мере, в Америке, такая большая трудность у пасторов — потому что когда люди крестят своего ребёнка, они хотят почтить своих родственников этим наименованием — крёстного отца или крёстной матери. И рассуждая об этом, родители больше беспокоятся о семье — чтобы не обидеть родственников — чем о духовном благосостоянии своего ребёнка. Это всё очень трудно, но те из вас, которые окажутся в таком положении когда-нибудь, во-первых, учите своих прихожан заранее о важности этого, и сущности крёстных родителей. Затем, на практике, стойте твёрдо, хотя это причинит вам лично какие-то страдания.

Даже хотя это церковный обычай, это не повеление Господне, из-за сущности мы можем поддерживать этот обычай неизменным — только если крёстные родители будут того же исповедания. И невозможно использовать этот обычай как-то иначе. Если не придерживаться этого обычая, то от этого страдает понимание сути таинства крещения.

Давайте слегка коснёмся власти ключей. В Катехизисе — это пятая глава. Давайте, посмотрим, какие вопросы.

О власти ключей

Что такое власть ключей?

Власть ключей есть особая духовная власть, которую Христос дал Своей Церкви на земле. На основании её Церковь даёт кающимся прощение грехов, нераскаявшихся же привязывает к их грехам, пока они не покаются.

Где это сказано?

Иоанн пишет в 20-й главе своего евангелия: Господь Иисус дунул на учеников Своих и сказал: "Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся."

О церковном проповедничестве

Во что ты веришь при этих словах?

Верую, что, когда призванные служители Христовы исполняют, согласно божественному Его повелению, свои обязанности, осообенно когда они отлучают от христианской Церкви явного и нераскаянного грешника и отпускают грехи кающимся и желающим исправить свою жизнь, то это и на небе так же действительно и имеет силу, как если бы оно совершалось самим Господом нашим Иисусом Христом.

Об исповеди

Что такое исповедь?

В исповеди два момента. Первый, что мы признаёмся в своих грехах. Второй, что принимаем от исповедника отпущение — или прощение — грехов, как он Самого Бога, не сомневаемся, но верим твёрдо, что грехи этим отпущением прощены перед Богом на небесах.

В каких грехах мы должны исповедоваться?

Богу нам следует признавать себя повинными во всех грехах, и в тех, которых мы не осознаём, так же, как это делаем в молитве Господней. Но исповеднику нам необходимо исповедоваться лишь в тех грехах, которые мы осознаём и чувствуем в сердце своём.

Что это за грехи?

Разберись в этом согласно десяти заповедям: отец ли ты, мать, сын, дочь, хозяин, хозяйка или слуга. Не был ли ты лживым, неверующим, ленивым, не оскорбил ли намеренно другого словом или действием, не крал ли, не упустил ли чего-либо, не был ли небрежным или не причинил ли вреда кому-нибудь?

Далее следует краткая форма частной исповеди.

В последнюю минуту скажу о власти ключей — что, с одной стороны, она дана церкви Христовой на земле — т.е. дана всей церкви. Но как показывает даже поверхностное чтение, эту власть осуществляют призванные служители Христовы, т.е. священнослужители. Это простое и ясное понимание власти ключей. Не те, кто говорят, что есть особая каста священников, которая содержит эту власть вне церкви, и также против говорящих, что эта власть дана всей церкви, следовательно, каждый из вас имеет власть прощать грехи или наоборот, связывать. Это два ложных вывода из Писания. Здесь говорится, что эта власть даётся всей церкви, но везде полагается, что священники располагают этой властью ради церкви и на пользу церкви. В Ин 20 это действительно было дано апостолам. А кто — апостолы? Они одновременно основание церкви, и служители. Так что мы не можем оторвать церкви от служения здесь. И Краткий Катехизис прекрасно объясняет — кратко, но ёмко.

В следующий раз мы поговорим о том, что это за власть ключей, что она делает, и как она используется в церкви призванными служителями Христовыми.

Используются технологии uCoz