Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 12.05.02

Начнём с утренней молитвы.

* * *

Мы говорим про таинства, в особенности, про крещение — сегодня. Мы на четвёртой главе, начиная с 21-й страницы. Мне следует снова напомнить, что эта книга поделена на две части. В первой части — сам Катехизис Лютера, а во второй части — последовательность вопросов — примерно 363, на основании Катехизиса. Они, очевидно, составлены кем-то из финской лютеранской церкви. Первая часть, которую мы исповедуем — Катехизис Лютера. А вопросы могут оказаться полезными, а некоторые — нет. В некоторых катехизисах вопросы бывают не совсем полезными. Тем, кто будет преподавать Катехизис я советую главным образом использовать Катехизис Лютера. Вы можете сверяться по остальным вопросам для вашего наставления, но лучше не преподавать по второй части книги. Во-первых, потому что время ограничено. В приходе, где я служил в Америке, некоторые пожилые люди говорили, что им пришлось заучивать наизусть всю книгу. Им пришлось заучивать наизусть не только первую часть, но также свыше 300 вопросов и ответы. Они, должно быть, заучивали это лет 6, и они приходили летом и проводили большую часть летних дней, заучивая Катехизис. Но я спрашиваю их: вы всё ещё помните? — Они говорят — нет! Так что они достаточно хорошо выучили, чтобы сдать экзамен, а затем — забыли. И также они не могли хорошенько отличать лютеранское вероучение от других вероучений вокруг. Я советую для преподавания пользоваться 6-ю главами; пользоваться материалом из Библии, который поясняет эти части. И здесь можно найти нечто полезное в разделе вопросов и ответов. Иногда делаются уместные ссылки на Библию. Особенно, когда вы преподаёте детям, пользуйтесь повествованиями из Библии. Конечно, например, когда вы говорите про пожелание, можно привести пример из Библии — царя Ахава, который пожелал виноградник своего ближнего, и это привело также к нарушению 8-й и 5-й заповеди. Это не так легко забыть. И затем убедитесь, что они хорошенько знают 6 глав. Всегда есть опасность, что мы будем добавлять пояснение к пояснению, к пояснению… У нас есть сам Катехизис — т.е. заповеди, «Символ веры», «Отче наш», и наш Катехизис уже спрашивает, что это значит. А затем мы начинаем спрашивать «а что это за смысл», а затем нам приходится спрашивать «какой смысл у смысла?…» И мы всё дальше и дальше отходим от Катехизиса. Но наша цель — чтобы люди знали Десять Заповедей, Символ Веры, Отче наш, установления таинств. Я думаю, что надо меньше объяснять, что значит значение и больше пояснять связанные вопросы и применять это к случаям, в которых мы живём сегодня. Я также думаю, что очень важно отличать наше учение от учений других вероисповеданий, потому что люди не узнают, что ложно, просто зная, что верно. По писанию следует не только исповедовать истину, но и отвергать ложь. Так что мы не только говорим, что истинно, но и что ложно. Конечно, некоторые люди могут сами сделать вывод. Но поразительно, сколь многие люди — не могут. Например, мы учим, что таинство Алтаря — это тело и кровь Господа Христа под хлебом и вином. Но если мы просто скажем людям, что это, то окажется, что они неправильно понимают то, чем не является таинство Алтаря. Так что люди говорят, например: конечно, у баптистов Евхаристия происходит очень редко, но у них же всё равно — слова установления и пр. В чём же дело? Мы должны поэтому научить людей, во-первых, тому, что говорят баптисты — что у них есть. Они преподают, что у них только символы. А затем следует сказать: но Христос сказал не так. Так что когда мы преподаём истину, мы очерчиваем границы истины — что истинно, а что — неистинно. А здесь, особенно, с молодыми людьми, нужно быть осмотрительными — убедиться, что они различают лжеучение, и людей, которые придерживаются этого учения по невежеству. И надо научить молодых людей презирать учение, но не презирать людей. Следует презирать лжеучителей, но нужно быть очень терпеливыми и кроткими с теми, кто заблуждается. Нужно показать им любовь и терпение. Мы также не считаем, что люди окажутся в аду, потому что они заблуждаются… Лжеучителя, которые не желают каяться, сами себя осуждают. Но наши исповедные книги говорят, что мы не осуждаем людей, заблуждающихся по простоте сердца. И здесь вопрос в особенности касается причастия. Так что нужно делать какие-то различия. И также следует стараться избегать вызывать чувство превосходства. Некоторые начинают сильно гордиться: «Мы лютеране! Мы — правы! А вы — не правы!» — как будто это олимпийские игры. Но это не игры. Если мы придерживаемся истинного учения, то это — по благодати Божией, и нам нечем гордиться. Так что нужно быть предусмотрительными и с этой стороны. Я говорю это по собственному опыту, потому что я совершил подобную ошибку в прошлом — и я не смог сказать людям в самом начале кое-что из сказанного сейчас, а затем мне пришлось исправлять неприятности. Я не понимал, что люди делают другие выводы. Например, кто-то из моих учеников говорил моим товарищам католикам: «мы правы, а вы — нет» — как будто бы это какое-то состязание. Так что нужно быть осмотрительным с этой стороны, но при этом тщательно преподавать истину и ложь. И лучше всего это получается делать, следуя шести главам. Во времена Лютера он ожидал, что причастники, выходящие к алтарю, будут знать наизусть символ веры, заповеди и «Отче наш», и также слова установления святого причастия Христова, и, возможно, слова установления крещения. Но он не требовал, чтобы люди заучивали пояснение. Но в наши дни распространено также заучивать пояснения, и я бы не советовал этого не делать. В частности, в наши дни люди намного образованнее, чем во времена Лютера. В то время люди нигде не учились. Так что следует подумать и поразмыслить над временем и обстоятельствах, где мы живём. Кое-какие части катехизиса, особенно 10 заповедей, можно связать с различными случаями из жизни. Это важно для молодых. Можно привести также пример «Отче наш». Но очень трудно это сделать с символом веры и с таинствами. Почему? Потому что нет таких примеров в жизни. Простой ответ — потому что всё это — чистое Евангелие. А ежедневная жизнь — это закон. Евангелие чуждо нашему опыту, и оно само себя поясняет. Иногда можно найти аналогии, которые помогают понять разные места. Я бы не стал, в особенности, советовать это, но приведу такой нехороший пример: когда я учился, у меня была практическая работа. Я был в церкви, где устраивали такую проповедь для детей. Я не думаю, что это хорошее предложение, но там мне не давали выбора, приходилось это делать. И мне также приходилось приносить с собой какой-то предмет для наглядности. Однажды была тема «крещение». Так что с большими усилиями я принёс две белые тряпочки. На одной было чёрное пятно, на другой — то же. Мне было трудно найти что-то, что растворяется водой, и что-то, что нет. Так что я взял эти две тряпочки, чтобы прояснить силу крещения. «Эта тряпочка отмывается в простой воде и остаётся чёрное пятно греха. А вот это — вода, связанная со словом Божиим — смотрите! Пятно исчезло!». Как я сказал, я не очень горжусь этим примером, но мне что-то нужно было сделать… Но Иисус пояснял Евангелие притчами. Его притчи сами по себе — не Евангелие. Он сказал — царство небесное подобно… Так что можно найти кое-что из современной жизни — некое подобие Евангелию. Но, наверное, лучше всего брать библейский материал и притчи самого Иисуса. Сами притчи — ясны. Но когда мы начинаем пояснять притчи, мы впадаем в ту же опасность пояснения на пояснение. В большинстве случаев сами притчи ясны. Какой самый лучший пример Евангелия? Само Евангелие. Слово стало плотью; Он пострадал, умер и воскрес и вознёсся на небо. А что тут такого непонятного? Он не оставил нас с какими-то отвлечёнными предложениями, но пришёл в человеческой плоти и указал нам всё, что мы можем знать о Боге. Так что в этом смысле нам не следует искать остроумных пояснений в Евангелиях. Только когда что-то неясно, можно, наверное, пояснить. Но Евангелие само по себе — ясно. Я слышал многие проповеди такого рода: «в такой-то, такой-то день большое здание загорелось, и осталась маленькая девочка, и храбрый пожарник поспешил на помощь и вытащил девочку в безопасное место. При этом сам он умер. Дорогие христиане! Вот то же самое Христос сделал для нас!». Но это не то же самое. Зачем пояснять то, что Иисус сделал для нас? Это итак предельно ясно. Люди могут не верить, кто-то может сказать, что он не понимает. На каком-то уровне они понимают. Но душевный человек даже понять не может духовного, однако как информация — это совершенно понятно. Понятно, что церковь учит об Иисусе. Так что не надо всяких примеров пожарников, милиционеров и воинов.

I.

Что такое крещение?

Крещение не просто вода, но это вода, соединённая с заповедью Божьей и словом Божьим.

Что это за слово Божье?

То, которое Господь наш Иисус Христос говорит в последней главе Евангелия от Матфея: Идите по всему миру и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Давайте, поговорим про эту часть. Лютер упоминает, конечно, что крещение — это не просто вода. Это вода… И люди говорят в этом месте — значит, вода не важна. Но это не сказано. Сама вода по себе — не крещение. Но эта вода соединена с повелением Божиим. И что это за повеление? Он повелел Своим ученикам идти и крестить. В Большом Катехизисе Лютер много говорит про это повеление. И он говорит — как может человек презирать крещение, если на это есть повеление Господне? Даже если бы Бог повелел вам поднять соломинку, это было бы многозначительно, потому что это по заповеди Божией. И этим показано, что Бог очень серьёзно относится к крещению, и мы не должны пренебрегать им. И не только с заповедями, но и со Словом Божиим. Крещение не только заповедано Богом, но и содержит обетование. Многие отрывки могут использоваться при ответе на вопрос, что это за Слово Божие. Но почему в Катехизисе берётся этот отрывок? Это слова Самого Христа, т.е. это установление крещения. Немного позднее он ссылается на Мк 16 — «кто будет веровать и креститься — спасён будет» — но в этом отрывке Христос не даёт определённого повеления крестить. И также слово, связанное с крещением — это имя Божье. Т.е. мы крестим во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так что Лютер берёт отрывок, описывающий установление крещения. Мы хорошо поймём крещение на основании этого отрывка. Во-первых, кого Христос послал крестить? Учеников. А сколько их? 11. 11 из 12 — все, кто остался. И в конце 28-й главы Матфея становится понятно. Мы знаем, что свыше 500 человек видели воскресшего Христа, так что было, по крайней мере, столько учеников. Возможно, гораздо больше. Было также 120 человек, собравшихся в горнице в день Пятидесятницы. Но в точности апостолы были посланы Христом крестить. Что это за апостолы? Они играли две важные роли. Это 12 камней в основании церкви. Но это также основание церковного служения. Так что мы, лютеране, говорим, что Христос дал церкви крестить, но это не значит, что Он дал каждому отдельному христианину крестить. Но это служение церкви, и именно служители церкви обычно крестят. Но мы также говорим, что в чрезвычайных обстоятельствах любой христианин может крестить. Но отсюда мы не делаем такого вывода, что у каждого христианина есть такое неотъемлемое право. Мои семинаристы уже знают ответ на этот вопрос. Но когда прихожанин действует в опасности для жизни, он действует как кто? Он — как священник в опасности для жизни. Так что он не действует, как прихожанин. Но иногда говорится, что нужда — это его рукоположение. Что такое нужда? Это ситуация скорой и неотвратимой смерти. Когда наш рассудок показывает, что есть опасность такой неотвратимой смерти. Иногда бывает, что человека крестят в такой угрожающей обстановке, а он не умирает… Но откуда нам это знать? Наверное, в то время казалось, что существует огромная опасность, но такие случаи бывают часто при рождении детей. И если нет поблизости священника. И кажется тогда, что ребёнка нужно крестить тотчас же. Как же это делать? Взять воды и нанести эту воду на человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. И нужно назвать младенца каким-то именем, чтобы это крещение ясно относилось к нему. Конечно, мы прибегаем ко многим обрядам обычно при крещении, но крещение надёжно, когда оно — по установлению Христа. Поэтому в обычных обстоятельствах важно, чтобы крещение производили посланные Христом — т.е. призванные служители. В Книге Согласия — лютеранских вероисповедных книгах — есть пример из ранней церкви, когда на корабле оказался прихожанин и готовящийся принять крещение. Казалось, что корабль утонет. Тогда прихожанин крестил готовящегося, а затем этот вновь крещённый отпустил грехи прихожанину. И они оба совершили то, что обычно производит священник. Но в этом случае корабль не затонул и добрался до земли. Они связались с властями в церкви, и крещение и отпущение грехов были приняты как истинные. Затем говорится, что тот, кто крестил другого, действовал как священник в угрожающей обстановке. Но не делалось вывода, что прихожане, поэтому, могут крестить. В наши дни некоторые лютеране позволяют прихожанам крестить и говорят — «ну, это чрезвычайное обстоятельство, потому что в том месте нет священника». Но мы не называем такие случаи чрезвычайными. Когда мы говорим, что обычно только священники могут крестить, мы это говорим не для того, чтобы защитить права и власть священников, но чтобы была уверенность, что это не просто человеческое омовение, но что Сам Христос крестил этого человека руками посланного Им. Но когда мы отрываем крещение от священнослужения, тогда мы начинаем вызывать какую-то неуверенность. И это касается всех таинств, и также проповеди Евангелия.

Кого же надлежит крестить? Христос послал апостолов крестить кого? Все народы. И тут можно поговорить про крещение младенцев. Я думаю, что среди нас эта тема была хорошо преподнесена. Но можно часто встретиться с людьми, говорящими: почему вы крестите младенцев в своей церкви? Ведь Библия не говорит крестить младенцев? Говорит! Христос сказал крестить все народы, а не всех, старше 12 лет. Есть отрывки в Деяниях, говорящих о крещении целых семейств. Но чего у нас нет? Нет примеров в книге Деяний, что крестили младенцев. Хотя есть несколько примеров крещения взрослых. И поэтому люди делают вывод, что Библия не говорит крестить младенцев. И они могут указать на какое-то место, где написано не крестить младенцев. Но мы можем показать им несколько мест, которые говорят без всяких ограничений крестить младенцев. Я упомянул два таких случая. Когда вы говорите, например, с баптистами о крещении, бесполезно обсуждать просто разные библейские отрывки о крещении, но следует обсудить, по крайней мере, три вопроса по Писанию — что есть крещение, символ ли это, и это таинство, производящее прощение, жизнь и спасение. И затем мы можем рассмотреть некоторые библейские отрывки. У них не остаётся места, где стоять.

Во-вторых, следует обсудить по Писанию первородный грех. Отрицающие крещение младенцев не придерживаются библейского взгляда на первородный грех. Они обычно думают, что дети — невинны, и пока не достигнут взрослого состояния, могут жить просто так, потому что не согрешили, а если согрешили — то ещё не знают.

В-третьих, следует обсудить веру. Что такое вера? Умственное решение, основанное на нашем понимании, или это просто дар Божий, который держится всех обетований во Христе. Многие отрывки показывают, что даже младенцы могут верить. Когда мы обсуждаем это, мы можем прийти к ясному пониманию крещения младенцев — по крайней мере, нам следует показать этим людям, несогласным с нами, что у них совсем иной взгляд на христианскую веру — не только один вопрос, но все главные вопросы спасения. Во всех вопросах они не согласны с нами, хотя, наверное, сами этого не подозревают.

Мы поговорим об этом немного подробнее в следующий раз.

Используются технологии uCoz