Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 7.04.02

Две недели назад, в вербное воскресенье, мы были в Риме, в Ватикане, и видели, как отмечается там вербное воскресенье. Конечно, они тоже праздновали воскресение Господа нашего.

Сегодня мы начнём третью главу Катехизиса, но перед этим давайте повторим первые две главы – заповеди и Символ Веры.

* * *

Это подводит нас к третьей главе. Первая глава обвиняет нас о грехе и не оставляет надежды. Вторая глава говорит о том, во что нам верить. Она говорит о том, что Бог Отец, Сын и Святой Дух совершил и продолжает совершать всё необходимое для нашего спасения. Теперь, когда мы знаем, что делать и во что веровать, третья часть говорит о том, как молиться.

Почему именно эта молитва? В Библии много молитв. Это молитва, которую дал нам Господь наш для того, чтобы мы молились. Хотя есть много образцов молитвы, эта единственная молитва, которую заповедал Христос в Своей церкви. Поэтому не случайно эта молитва с самого начала входила в наставление церкви. Опять же, это не изобретение Лютера – но он взял предание церкви, и добавил осмысленные пояснения. Существуют другие пояснения на молитву Отче Наш, но пояснение в нашем катехизисе, наверное, самое лучшее, оно показывает смысл этой молитвы очень тонко. «Отче наш» - это не только молитва, которую нам следует повторять слово в слово, но и образец для молитвы. В Мф 6 Христос говорит – не будьте, как лицемеры, молясь. В этом случае, не будьте, как язычники, которые думают, что в многословии своём будут услышаны, но молясь говорите «Отче наш…». Но в Евангелии от Луки Господь говорит «молясь, молитесь так:». Так что эта молитва дана нам для повторения слово в слово, и также как образец, по которому мы можем молиться.

Как же устроена эта молитва? Если посмотрите в Катехизис, там есть некое вступление, затем семь прошений и заключение. Семь прошений… Помните, что семь в библии – это божественное число совершенства. Так что, когда молитесь этой молитвой, лучше уже не бывает. Иногда нам это очень трудно осознать. Но если верить словам Христа, когда Он говорит, что язычники считают, что будут услышаны в своём многословии, мы видим, что в сердце мы язычники. Мы думаем, что чем больше слов мы говорим, чем длиннее мы молимся, тем более вероятно Бог услышит нам. Как будто бы Бог говорит – смотрите, вот, человек молится уже три часа! Наверное, он серьёзен.. Наверное, дам ему, что просит. Так думать – по-язычески, это говорит о безверии. Или мы думаем, чем больше слов мы говорим, тем вероятнее мы скажем то, что нужно. Как стрелять из пулемёта от живота, с надеждой, что куда-нибудь, да попадёшь. Так что когда мы молимся короткой молитвой «Отче наш», трудно поверить, что мы помолились обо всём потребном. Однако Христос говорит – не будьте, как язычники, но молитесь так. Это, действительно, совершенная молитва. Невозможно сказать всё доброе об этой молитве, невозможно оценить её достаточно высоко. Однако она, наверное, больше всего презирается из молитв. Однажды Лютер сказал, что молитва «Отче наш» - самый великий мученик – потому что так часто, когда мы молимся, мы убиваем её. Поэтому так важно изучать и повторять смысл этих прошений.

Посмотрим на строй молитвы «Отче наш». Кроме вступления и заключения имеются семь прошений. Большинство этих прошений относятся к нашей духовной жизни в царстве Божием. Но среднее – т.е. четвёртое – также имеет отношение к жизни в этом мире – хлеб наш насущный дай нам на сей день. Так что эта просьба стоит прямо в середине. Также, если рассмотреть эти просьбы, о чьих делах идёт речь в первых трёх просьбах? О Божиих. А в последних четырёх – о наших. Теперь, во всех просьбах говорится «наш, мы». Но в первых трёх мы молимся о том, чтобы святилось имя Божие, было Его царство и Его воля. Можно сказать, раз эта молитва служит образцом, мы можем считать, что об этом Бог говорит как о самом важном. После того, как мы помолились обо всём об этом, мы просим, чтобы нам было дано всё потребное – потому что то, о чём говорится в первых трёх просьбах – ещё более важно для нас. После этого мы уже молимся о насущном хлебе и о прощении. Итак, у нас очень красивая образцовая молитва, где просьба о насущном хлебе – в самой середине, и просьбы составлены – сперва три, потом четыре. Первые три касаются божественного, последние четыре – нашего. Но до того, как мы начинаем непосредственно молиться, мы говорим самые важные слова в этой молитве. «Отче наш».

Что это значит, что мы можем называть Бога нашим Отцом? Здесь мы говорим об отношениях. Лютер объясняет это весьма хорошо – что этими словами Бог побуждает нас поверить, что Он – истинный отец наш, а мы – Его истинные дети. В каком смысле мы – дети Божии? Можно ли сказать, что все люди – дети Божии? Сейчас это очень популярно. Но это понятие возникло во время просвещения, и не очень-то заметно в Библии. Что говорит Писание о человечестве в Адаме, в его естественном состоянии? Это дети гнева. Иисус сказал даже иудеям, которые не веровали в Него – отец ваш диавол. Если бы отец ваш был Бог, вы бы творили дела Божии, но отец ваш, в действительности, диавол. Мы, по своему естественному рождению – не чада Божии. Это отношение с Богом, как между отцом и детьми, не происходит естественно, и оно не происходит только по любви Божией. Оно происходит, потому что Бог послал Своего истинного Сына. Есть лишь один истинный Сын Божий, предвечно рождённый от Отца, Который родился от девы. Вот – Сын Божий. Единственный, могущий по праву называть Бога Отцом. Однако Христос, когда Он пришёл, дал нам драгоценное право называть Бога отцом. Как мы становимся детьми Божиими? Во Христе. Писание ясно говорит, что посредством крещения мы становимся чадами Божиими. В первой главе Гал. Павел говорит: вы все – сыны Божии через веру во Христа Иисуса, ибо, сколь многие из вас крестились во Христа – облеклись во Христа. То есть мы облечены во Христа. Христос – как наше одеяние, поэтому мы – как малые Христы. И в Нём Бог принимает нас, как сынов.

Также уместно сказать, что мы – чада Божии. В других местах Писание называет нас сынами, признаёт половые различия, но в некотором смысле этих различий нет. Во Христе нет ни мужчины, ни женщины, ни раба, ни свободного, ни иудея, ни язычника – потому что мы все – Христос. В каком-то смысле мы все одинаковы. Писание говорит, что мы усыновлены Богом. То есть мы не родились от матери, как чада Божии, но Бог, по милости Своей, принял нас в Своё семейство – через св. Крещение и веру во Христа Иисуса. Иисус дал молитву эту не всему миру но Своим ученикам; Своим последователям, верующим в Него. Только христиане могут называть Бога Отцом. Но если только христиане могут называть Бога Отцом, также верно, что все христиане могут называть Бога Отцом. В нашем положении перед Богом – все христиане равным образом чада Божии. Также, как в земной семье – некоторые дети старше других; некоторые – более зрелые, чем другие; некоторые, возможно, более послушны, чем другие – но все – возлюбленные отца своего; все имеют равный доступ в присутствие любящего отца.

Одно из великих препятствий для молитвы – это наше чувство недостоинства. «Кто я такой, бедный грешник, чтобы приходить в присутствие Божие и просить Его о чём-то». На поверхности это кажется очень благочестивым, но на самом деле – это неверие, и неугодно Богу. Он желает чтобы мы любили Его и уповали на Него как благой милостивый Отец, желающий слышать наши молитвы. Те из вас, у кого есть дети – представьте себе, если бы ваш один сын не приходил к вам никогда, а потом вы спросили у него – почему ты никогда не отнимаешь у меня времени… «потому что я подумал, что ты не послушаешь». Вам было бы это оскорбительно, Как родителю – потому что ребёнок по-простому вам сказал – ты меня не любишь. Ты – нехороший родитель. Бог побуждает нас в этой молитве, этими словами, приходить уверенно и дерзновенно к Его присутствию, как чадо Божие. Я знаю, что мои дети без зазрений совести мучали меня своими просьбами. И даже когда я говорил «нет» 10 раз, они просили 11 раз. Иногда земным родителям это кажется тягостью, но Бог нас приглашает продолжать просить, продолжать стучать. Нам следует продолжать обращаться к Нему с просьбами. Он никогда не устаёт от наших просьб; он радостно слышит их. Как почётно называть Его Отцом! Многие люди в мире не знают Христа. Когда-то в жизни они выучили молитву «Отче наш», и, возможно, говорят слова, но без веры во Христа не существует этого отношения между Отцом и чадом, и эта молитва не может быть истинна, даже хотя они говорят эти слова. Тайна молитвы не в том, чтобы молиться долго, многие часы; не в том, чтобы святить себя каким-то внешним образом и стать достойным, чтобы прийти в присутствие Божие. Тайна молитвы не в том, чтобы овладеть какими-то шагами молитвы. Но такая простая вещь: отношение отца и чада. Помните, в книге Бытие – и Авраам, который просто веровал в Бога и во Христа, поскольку Бог дал ему обетование грядущего семени, в котором благословятся все племена земли, и даровал веру, и это вменилось в праведность. У Авраама было много трудностей; он совершал непростительные проступки, но он был верующим. Бог открыл ему, что разрушится Содом и Гоморра. Авраам ходатайствовал, молился за эти города. Но если прочитать его молитвы, Бог услышал его молитвы не потому, что там были красивые слова. Иногда мы боимся молиться потому, что мы говорим нескладно. Мы слышим, как некоторые могут говорить молитвы, звучащие красиво… Авраам не так молился. Он сказал – положим, в Содоме будет 50 праведников, разрушишь ли Ты его? Нет. А если 40? А 30… всё меньше и меньше. Всё это основано на отношении. Кто такой Авраам? Перед Богом – он не больше, чем вы. Так что когда вы говорите «Отче наш» - вы сказали всё нужное, чтобы Бог услышал вашу молитву. И не требуется больше того, чтобы Он был вашим отцом, а вы – Его чадом. Лютер ясно видит, что слова эти – «Отче наш» - должны вселить в нас уверенность. Это не только исповедание наших уст, что Бог – наш отец через Иисуса Христа, но когда мы говорим эти слова, они напоминают нам о том, что мы имеем почётное отношение с нашим Богом.

О чём же мы просим в начале? «Да святится имя Твоё». Что есть имя Божие? Может быть, вы помните это из второй заповеди? Просто ли это пустое слово? Имя Божие – это не просто наименование, но связано с тем, как мы называем; всё, что Он открыл нам – т.е. кто Он такой, и что Он делает. В Ветхом Завете имя Божие было Его таинственным присутствием. Где-то написано «слава Моя будет обитать в скинии», а где-то написано «имя Моё будет обитать». Так что имя Божие – это Его присутствие. И в Его имя также входят Его спасительные дела. Вот, почему, например, в Мф 2 ангел говорит Иосифу «назовёшь его Иисусом, ибо Он спасёт народ Свой от грехов». И написано, «чтобы исполнилось сказанное через пророка: се, дева зачнёт и родит Сына, и назовут его Эммануил». Так какое же у Него имя: Иисус или Эммануил? Мы часто думаем об именах в современном мире, и это нас сбивает с толку. Часто при наставлении в катехизисе дети говорили мне – как же Его зовут, Иисус или Эммануил? И как же ответить? Оба имени. Почему? Потому что слово «Иисус» открывает одно о Нём о Спасителе, «Эммануил» означает «Бог с нами», и открывает ещё что-то о Нём – что Бог в Иисусе присутствует с нами. В Писании много разных именований Бога, но все эти именования открывают Его имя – т.е. Его качества и Его дела, особенно Его спасительные дела. Так что когда мы молимся «да святится имя Твоё», как объясняет это Лютер? «Хотя имя само по себе свято, мы просим, чтобы и у нас оно святилось». Лютер хорошо понимает, что имя Божие никоим образом не может не святиться, но мы молимся здесь, чтобы между нами оно было святым и почиталось таковым. Когда я учил детей, то часто обращался к такому примеру: у вас золотая монета, и упала в грязь. И одна девочка нашла эту монету, и она была вся покрыта грязью. Никто не знал, что это такое. Видели только какой-то грязный отброс. И люди никак не оценили её. Однако под грязью оставалась эта золотая монета – и никак она не могла измениться. То же самое – имя Божие. Оно остаётся таким же драгоценным. Но мы можем покрыть его грязью. Как мы это делаем? Это объясняется дальше – две вещи. Учение и жизнь в церкви. Когда учение чисто, то имя Божие – святится. А когда христиане живут согласно этому учению, имя Божие святится. Так что когда мы молимся «да святится имя Твоё», мы просим, чтобы Бог сохранял Своё учение в чистоте, чтобы Он сохранял нас в истинной вере и помог нам жить согласно этому учению. Лютеране ни в коем случае не говорят, что вера – это всё, а жизнь – ничто. Мы говорим – да, вера спасает нас, а не святая жизнь. Но это не значит, что святая жизнь не важна. Когда церковь живёт согласно чистому учению Слова Божия, тогда среди нас святится чистое учение Слова Божия. Но когда есть лжеучение, или когда христиане не живут согласно чистому учению, то имя Божие сквернится среди нас; мы поливаем его грязью. Внешние видят это имя, покрытое грязью, и презирают. И, очевидно, мы презрели Его. В этом прошении мы просим, чтобы нам сохраниться от лжеучения и грешной жизни. Я упомяну только, что мы читаем «Отче наш» перед самым причащением. Это значит, что приходящие к Алтарю должны быть едины в исповедании чистой веры, и хотя, конечно, мы грешники, мы должны быть едины в покаянии в грехах; мы должны в единстве приходить за прощением наших грехов. Лицемерно молиться «да святиться имя Твоё», а затем говорить «христиане всевозможных исповеданий могут причащаться вместе». Люди, живущие во всевозможных грехах, могут приходить к алтарю. Это просто противоречие! Это очень серьёзная молитва, когда мы говорим «да святится имя Твоё». В некотором смысле она охватывает всё, о чём можно молиться, потому что мы просим, чтобы нам сохраниться от лжеучения или от греховной жизни. Другие прошения в некотором смысле развивают это прошение. Мы рассмотрим некоторые из них в следующий раз.

Используются технологии uCoz