Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 3.02.02

Мы изучаем первый член Веры. На прошлой неделе мы рассмотрели, как он относится к остальным членам, и как, в некотором смысле, член веры о сотворении мира лежит в основе всех остальных членов веры – потому что Бог общается с нами посредством тварного мира. Всё, что Он делает для нас – для нашего тела и души, Он делает посредством творения.

Во втором члене мы исповедуем, что Сын Божий воспринял человеческую плоть ради нашего искупления, и Он искупил нас посредством дерева Креста.

В третьем члене мы исповедуем, что Бог общается с нами посредством Слова и Таинств, и мы исповедуем воскресение плоти в конце света и новое творение.

Так что первый член служит, таким образом, как бы основанием для остальных.

Прочитаем первый член и его значение:

«О сотворении

Верую в Бога Отца, всемогущего Творца неба и земли.

Что это значит?

Я верую, что Бог сотворил меня и все твари, дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены, разум и все чувства, и что Он их ещё сохраняет. Он также даёт одежду и обувь, пищу и питьё, дом и двор, супруга и детей, поле, скот и всяческое добро. Он дарует мне щедро и каждый день пищу и всё потребное для этой жизни, ограждает меня от всех опасностей, хранит и избавляет меня от всякого зла. Всё это Он делает из чистой отеческой, божественной доброты Своей и из милосердия Своего, без всяких с моей стороны заслуг и достоинств. За всё это я обязан благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему. Это непреложная истина.»

Сегодня мы рассмотрим подробно пояснение Лютера к этому члену. Обращаю ваше внимание, что Лютер начинает с «меня», и когда он говорит о том, что Бог сотворил и творит для нас, он движется всё шире и шире, расширяет круг. Сперва он говорит о моём сотворении и всех тварей. Мы говорим – «он дал мне тело и душу». Здесь я обращаю ваше внимание на то, что библейский взгляд на человека – что он есть тело и душа. Он – не душа, заключённая в человеческое тело. Будет не по-библейски сказать, что настоящий человек – это душа, а тело это только оболочка. Когда мы смотрим на сотворение человека в книге Бытие, мы видим, что Бог взял глину из земли и образовал человека, и затем вдохнул ему в ноздри его дыхание. И сказано, что человек стал душою живою. Так что целый человек состоит из тела и души. Каково же наше христианское упование? Не просто, что когда мы умрём, наша душа взлетит кверху. Но, как мы исповедуем в символе веры, наше христианское упование – на воскресение плоти. То есть мы ожидаем спасения всего человека телом и душой. Я думаю, в контексте современного мира это важно помнить, потому что в нашем мире, как и в древнем мире – странные понятия о том, каков человек на самом деле, и каково, на самом деле, вечное спасение. Многие восточные религии, например, ожидают какого-то освобождения духа от плоти. Вся религия преподаёт о том, как избежать этого тела так или иначе. Но это – не библейский взгляд. Мы видим это наиболее ясно в Господе нашем, Иисусе Христе. Он не был просто призраком, явившимся людям. Он не просто занимал собой оболочку человеческого тела, но Писание говорит, что Слово стало плотью. И что поскольку Он – истинный человек, то и мы. Наше христианское упование – стать таким, как Он. Конечно, мы не будем истинным Богом, но Писание говорит, когда мы увидим Его, мы будем подобны Ему. Так что мы можем радоваться о Божьем сотворении не только нашего внутреннего человека, но и внешнего; не только души, но и тела.

Затем Катехизис приводит пример всего этого – глаза и все члены – т.е. тело, разум и все чувства – другими словами, моя душа – т.е. мой внутренний человек. И здесь мы обращаем внимание, что Бог даровал нам разум. И неверно, что разум – нехорошее дело. Мы, лютеране, исповедуем, что разум, действительно, ограничен, и что со времени грехопадения разум не может понимать Бога своими силами и не может воспринять Его, однако наш разум – это благой дар Божий. И далее сказано – и что Он их ещё сохраняет. Одна важная сторона библейского учения о творении – что Бог не прекратил заботиться о Своём творении после шести дней творения. Действительно, написано, что Бог упокоился в седьмой день. В Евангелии от Иоанна Господь наш Христос говорит «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Что же делает Бог? У нас много псалмов и других отрывков, показывающих, что Бог до сих пор занят каждой стороной Своего творения. Даже самые мелкие подробности – и там Бог. Иисус сказал: ни один воробей не падает на землю, чтобы не знал об этом Отец Небесный. Мы, современные люди часто представляем себе, что Бог сотворил мир, завёл его как часы и так оставил. Но мы, как христиане, знаем лучше, что это не так, но всё ещё находимся под влиянием такого понимания. И очень часто мы подвергаемся мировоззрению окружающего –что всё бесцельно, что нет замысла, нет порядка в мире. Но когда мы читаем некоторые псалмы - о том, что Бог посылает Своего Духа и рождаются животные, отнимает у них дыхание, и они умирают. Мы видим, что Бог по-прежнему тесно связан с сохранением Своего творения, с сохранением лично нас, и это, в самом деле, член веры – мы не можем этого доказать. Но я уверен, что те из вас, которые христиане уже несколько лет, видели уже, что Бог сохраняет вас, сохраняет ваше вхождение и выхождение. И таковы наши исповедания. Мы иногда оглядываемся по сторонам и видим, что люди больны и умирают. Когда мы смотрим на то, как сложно человеческое тело – поразительно, как мало у нас неприятностей. По сравнению с нами автомобиль – это очень простое изделие, однако ломается он намного чаще. В этом мы усматриваем чудесное охранение Божие.

Далее Лютер продолжает, что Бог даёт нам всё потребное для сохранения этого тела и жизни. Упоминает одежду, обувь, пищу и питьё, дом и двор. И здесь он снова начинает с самого существенного и распространяется дальше. Наша пища и одежда – самое существенное для нас. И, может быть, из всего упомянутого скот для нас – не самое важное. И сказано, что Он даёт нам всё потребное ежедневно. Когда я преподавал катехизис в приходе детям и требовал, чтобы они всё это выучили, они говорили – нам что, заучивать весь этот список? Я говорил – так дал вам Бог всё это, или нет? Да. Если Он, по крайней мере, всё это нам даёт, то вам нужно, по крайней мере, выучить всё это, чтобы называть. Но наши исповедания в первом члене - Лютер говорил не только, что Бог нас сохранил и сохраняет. Обратите внимание, что Он сохраняет нас посредством Своего творения, даёт нам блага творения. И там сказано не только о сотворении и сохранении жизни, но и о том, что Бог ограждает от всех опасностей, хранит и избавляет от всякого зла. И здесь, наверное, многие из вас могут рассказать занимательные истории, в которые вы видели, как Бог вас поразительно сохранил в разных опасностях. Мне на память приходит один молодой человек, член нашего прихода, который работает во всемирном торговом центре в Нью-Йорке. В тот день, когда центр был разрушен, он опоздал на работу. Но почему люди рассказывают, как они опаздывают на самолёт, а потом этот самолёт разбивался? Я был в разных опасностях, где я мог бы убиться, и уцелел без единой царапины. И всё это – не случайно, но благодаря чудесной Божьей защите.

И почему Он всё это делает? Как говорит Катехизис – всё это Он делает чисто из отеческой благости Своей и по милосердию Своему, без всяких с моей стороны заслуг и достоинств. Здесь мы исповедуем, что даже Божье попечение о нас в этом мире только по Его благодати и не по нашим заслугам. И, наконец, говорится, что за всё это я обязан благодарить и прославлять Его, служить и повиноваться Ему. Имеется подобающий отклик на Божье творение и сохранение нас: во-первых, благодарение. Затем – служение признательности такому Богу. Кто может исповедать это и говорить? Могут ли нехристиане исповедовать это? Всё зависит от точки зрения. Касается ли это каждого человека, или только христиан? Это касается каждого человека. Бог сотворит каждого человека, и Он сохраняет каждого человека, и Он защищает каждого человека. Писание довольно ясно утверждает это. В нагорной проповеди Иисус говорит, что Бог посылает Свой дождь и на праведных, и на неправедных одинаково. Много раз мы видим, что у неверующих жизнь легче и лучше, чем у верующих. У них много всего, у них много утех. Иногда они лучше здоровьем. Иногда они тоже могут поведать, как они чудесным образом избежали опасностей. Но если спросить, могут ли они знать и верить в это – ответ отрицательный – нет, они не могут этого исповедовать. Чему приписывают преуспевающие люди свой успех? Многие, в особенности современные люди – своим силам, своему уму – как будто этот ум у них взялся не от Бога. Своим таланам – как будто они – не дары Божии. Когда люди хвалятся сами собою, они просто не знают и не верят, что всё, что они делают – от Бога. Даже мы, христиане, делаем это иногда. Лютер говорит об этом в Большом Катехизисе – какой стыд, что люди приписывают всё себе, своим силам, и даже мы, христиане – говорит Лютер – повинны в этом. Мы все жалким образом грешим против этого члена ежедневно, и как это страшно и стыдно для нас, если бы мы в самом деле… Как мы исповедуем этот член? Как мы, на самом деле, распоряжаемся данным Богом так, что мы не благодарны за это, не обращаем это на службу Богу? И мы ещё не верим в этот член, как должно. Подумайте, например, о вашем ежедневном пропитании: едите ли вы когда-нибудь, не поблагодарив Бога? Или если вы благодарите, не делаете ли вы это как пустую формальность? Я иногда совершаю и то и другое, и у меня возникает языческая мысль, что эта еда у меня и так есть. Она есть в магазине – я могу пойти и купить её, как и все остальные. Но что, если бы Бог прекратил поставку еды, или не дал бы мне деньги, или, по крайней мере, силы заработать деньги, то что бы со мною было? Бог предупреждает об этом во Втор 8. – Он говорит – берегитесь, когда войдёте в обетованную землю и приобретёте эти блага, чтобы вам не говорить «моею силою я имею всё это», но сказано – Бог дал вам силы, чтобы приобрести всё это. Хотя многие в мире говорят – это не от Бога, я это заработал – они просто не знают, или забыли, или не верят, что Сам Бог даровал им силу или таланты, и Он сохраняет им доброе здоровье так, чтобы они могли всё это делать. В конце концов, мы исповедуем, что всё благо, которые мы имеем в этой жизни – от Бога – не потому, что мы это заслужили, но благодаря Его отеческой божественной благости и Его милосердию. И здесь, пожалуй, стоит поговорить о том, что Бог – Отец.

Когда мы исповедуем Бога Отцом, что мы делаем? В первую очередь, Он Отец кого? Иисуса Христа. Его истинное отечество – в Его отношении к Своему Сыну, единородному Сыну. Как мы увидим во втором члене – Иисус Христос это истинный Бог, от Отца рождённый предвечно. Так что когда мы исповедуем Бога Отцом мы сперва исповедуем Его Отцом Христа. И далее – Бог есть наш Отец, а мы – Его истинные дети. И каким образом Он наш Отец? Только через Иисуса Христа. Я слышал, как некоторые люди говорят – сперва я знал Бога как Отца, а потом уже как Сына. Возможно ли это? Нет. Иисус говорит, что никто не приходит к Отцу, как только через Него. Я слышал, как люди говорят, что веруют в Бога Отца, но не веруют в Бога Сына. Но Писание говорит, что имеющий Сына имеет и Отца, а не имеющий Сына не имеет и Отца. Мы исповедуем Бога через Иисуса Христа. Примерно с 18-го века много говорится о том, что Бог – Отец всего человечества. Но Писание, на самом деле, так не говорит. Очень редко Бог Творец рассматривается как Отец в широком смысле. Но во всяких отношениях люди, не верующие во Христа, не могут называться детьми Божиими. Писание говорит, что они – либо чада диавола, либо чада непослушания, либо чада гнева, но не чада Божии. Как назвал Иоанн Креститель грешников, даже тех, которые пришли к нему креститься? Порождения ехиднины. Вряд ли он завоевал народную любовь, называя их порождениями ехидны. Но так оно и было, что он сказал. Первое послание Иоанна говорит – я пересказываю – как прекрасно, что мы – чада Божии. Мы – чада Божии, но только через Иисуса Христа. Так что в Символе Веры, когда мы исповедуем Бога Отца всемогущего, эти слова, наверное, может сказать любой, но только у христиан есть право их говорить. Важно об этом помнить.

В первом члене веры, в особенности, где мы говорим о том, что Бог защищает нас, сохраняет нас – следует сказать кое-что о святых ангелах. Мы в наше время слышим много об ангелах. Рано или поздно все эти ужасные многосерийные американские фильмы окажутся у вас. И за последние 10-15 лет много фильмов было сделано об ангелах. Ангелы – очень популярны в различных видах восточных религий, и в т.н. религии «нового века» (нью эйдж). Я думаю, что и здесь, как в Америке, можно пойти в магазин и найти книги об ангелах. Я видел книги на предмет, как общаться со своим ангелом-хранителем, и побудить его приносить вам пользу. Откуда это взялось? Наверное, не из Писания. Единственный надёжный источник – это Библия. Что же говорит Библия об ангелах? Они суть служебные духи. И кому же они служат? Писание говорит одновременно, что ангелы – это Божьи служители. Его служители, исполняющие Его волю. Но Он послал их служить нам – имеющим наследовать спасение. Я не уверен, что в Библии есть обетование, что, например, у неверующих есть ангелы-хранители, защитники. Может быть, так и есть. Когда Бог ограждает их, возможно, Он пользуется услугами святых ангелов. Но у ни одного неверующего нет права сказать, что «у меня есть ангел-хранитель». Мы также видим, что ангелы играют выдающуюся роль в великие моменты спасения – зачатие Иисуса было объявлено кем? Ангелом Гавриилом, который явился и Марии, и Иосифу. Рождество Иисуса было объявлено кем? Снова был ангел, и даже ангельский хор. Когда Иисус закончил быть искушаемым в пустыне, кто служил Ему? Ангел. И при Его воскресении – кто, во-первых, объявил об этом? Ангел. Мы видим это также в Ветхом Завете в разные времена.

Все ли ангелы благи? Нет. Бог сотворил всех ангелов благими. Но называемый нами диавол или сатана упал с неба и многие ангелы, очевидно, последовали за ним, так что есть и злые ангелы. Нам немногое известно о них, и о духах, называемых бесами. Но все они, очевидно – из царства злых ангелов. Конечно, многие люди строят догадки о них, и также о святых ангелах.

Что же можно говорить об ангелах? Можно ли описать их внешность? Писание говорит, что они – служебные духи, однако в Писании много рассказов о том, как ангелы являлись, и они описаны по-разному. В религиозном искусстве у ангелов обычно два громадных крыла, но ни один ангел в Писании не описан подобных образом.

Другой вопрос: какого пола ангелы? Они бесполые, но в Писании они являются в виде мужчин. В популярной мифологии ангелы часто в виде прекрасных женщин. И обычно мы называем дочерей Анжелами и Ангелинами, но вовсе не сыновей. Но ангелы, являющиеся в человеческом облике – всегда являются в Писании в виде мужчин. Так что если вы читаете историю о каком-нибудь женоподобном ангеле, можете поставить там большой вопросительный знак. По этой причине в средние века, даже в церковном искусстве, ангелы часто изображались в виде женщин. Я думаю, это делалось символически, чтобы показать их чистоту. Но, я думаю, будет безопасно считать, что ангельский хор, который в Евангелии от Луки пел «Слава в вышних Богу» - пел как мужской хор. Почему я это говорю? Это было воинство небесное, войско. Это были великие воины, и они ещё поют в хоре. Можно прочитать об их деятельности в книге пророка Даниила, когда происходит война между святыми ангелами Божиими и злыми ангелами. И это – самая настоящая война, которая, вероятно, происходит всё время. В Отк 12 мы читаем о небесной брани между Михаилом и его ангелами и змием. Кажется, в канонических Евангелиях упомянуты по именам только два ангела, но имена у них мужские. И ангелы в Ветхом Завете на еврейском языке – всегда принимают местоимения и глаголы мужского рода.

Также описано две разновидности ангелов. Серафимы – например, в Ис 6 – это про них сказано, что у них шесть крыл. И затем есть херувимы. Это те, которые, как кто-то здесь упомянул, выглядят подобно животным. Они выглядят как очень странное сочетание людей и животных, например, у них четыре лица с каждой стороны головы. Одно из лиц – человеческое, а другие три – животных. Можно прочитать об этом в первых трёх главах Иезекииля, а также в 4-й главе книги Откровения.

Что можно сказать об ангелах, защищающих нас? Не очень много. Например, нельзя сказать, что у каждого из нас – свой личный ангел-хранитель. В 33-м псалме сказано, что ангел Господень ополчается вокруг него, чтобы защищать его. Сколько ангелов нужно, чтобы хранить всех христиан? Может быть, сто, может быть, тысячи. Но может быть и один. Ангелы не ограничены пространством. В Мф сказано – не давайте малым сим преткнуться, ибо ангел их всегда видит отца Моего, сущего на небе. Если понять это буквально, всего один ангел охраняет всех малых. Так что нигде в Писании не сказано, что у каждого из нас по личному ангелу. Однажды я читал книгу одного знаменитого телевизионного проповедника. Сперва он сказал, что ему Иисус явился в видении, и Иисус открыл ему, что у каждого из нас – личный ангел, и что у нас, у христиан, есть право повелевать своим ангелом – т.е. назначить ангелу урок: «ангел, добудь мне денег». Он серьёзно об этом писал. Но ничего подобного не написано в Писании. С одной стороны, в Писании довольно много написано об ангелах. С другой стороны, это почти всегда неясно. В 90-м псалме – «ангелам своим» - там уже сказано о множествен ангелов, охраняющих одного человека. Между прочим, в Мф 18, где сказано, что ангелы всегда видят лицо Отца Моего на небесах. Возможно ли это? Как это возможно? Если представлять себе обычное пространство, географические расстояния – то можно подумать, что это невозможно. Но святые ангелы, даже когда они служат нам на земле, в то же самое время в присутствии Божием взирают на Его лицо. Поразительно. Так что даже когда Бог защищает нас Своими ангелами, Он не делает это на каком-то великом расстоянии, но ангелы с Ним так же, как они с нами. Разные догадки об ангелах, такие, как есть сегодня – ничего не говорят нам. В Послании Павла к Колоссянам Павел предупреждает нас о религии ангелов – по-видимому, и тогда уже было много догадок об ангелах, и было увлечение ангелами так, что Иисус Христос был забыт. Однажды я жил в городе, где был пастор-пятидесятник, и этот пастор утверждал, что ему являлся ангел в гости домой. И этот ангел посещал его весьма часто и открывал ему разные подробности. И, конечно, он об этом оповещал всю церковь, и даже написал книгу. В этой церкви все увлекались ангелы, и где слово, там и ангел. И все забыли о Христе. Я надеюсь, что не навсегда. Так что мы видим, что ангелы – это Божьи служители, посланные, чтобы служить нам, и мы благодарим Бога за это. Но не стоит слишком много выдумывать о них.

В наше оставшееся время давайте ещё раз прочитаем первый член Символа Веры.

* * *

Спасибо.

Используются технологии uCoz