Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 27.01.02

Приветствую вас в это прекрасное январское утро.

Давайте, сначала, опять прочитаем 10 заповедей.

* * *

Это только первая глава. В прошлый раз было введение во вторую главу. Так что сегодня мы будем рассматривать её отдельные части. Десять заповедей, конечно, говорят нам, что требует от нас Бог. Но в символе веры мы обнаруживаем Божьи дары к нам. По-простому, десять заповедей – это Божий закон, а Символ Веры – это повествование о Евангелии. Символ Веры ничего не требует от нас. Он просто показывает нашего Бога, Его милости и Его дары нам. Я подчеркну, что наша христианская вера – в святую Троицу. Символ веры, конечно, делится на три основные части согласно ипостасям Святой Троицы. И всякое изложение веры, не построенное на святой Троице – не христианское. Так было от начала. Когда Иисус установил Святое Крещение, Он послал Своих апостолов крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда мы принимаем крещение, нас крестят в это имя – имя Бога нашего даётся нам, и через крещение мы соединены самым тесным образом с этим Богом, и никаким иным. Так что весьма естественно, что наше устное исповедание тоже говорит о Святой Троице. Я говорю это, потому что в мире много религий, старающихся выдать себя за христианские. И говорится много благочестивого о боге. Но если религия и упоминает Иисуса Христа, Он может изображаться просто как великий учитель, великий Пророк или наш пример: Он пришёл научить нас, как любить, при этом ничего не преподаётся о том, что Он – Бог, явленный во плоти. Не говорится, как Сам Бог в ипостаси Иисуса Христа искупил нас от греха. Так что нам всегда надо помнить, что истинная христианская вера – это вера в святую Троицу.

Три части Символа Веры вы увидите в Катехизисе, изложенные под тремя основными словами – т.е. о сотворении, об искуплении и освящении.

Я думаю, нам всем понятно, что есть сотворение. Сегодня мы будем говорить об этом.

Что есть искупление? Это выкуп. Подразумевается, что внесена плата. Библейское слово подразумевает выкуп пленных. То есть Христос внёс плату за то, чтобы выкупить нас у смерти, диавола и грехов.

И теперь совсем трудное слово. Освящение. Оно трудное, потому что есть много разных представлений о том, что такое святость. Часто можно услышать, что святость – это наша ответственность, означает, какую мы жизнь живём по-христиански. Но это только часть того, что подразумевается здесь. Если мы изучим библейское учение о святости, мы увидим, что истинная святость – в Боге, и Он даёт святость в дар, и об этом говорит этот член символа Веры. Мы будем подробнее это разбирать, когда настанет время.

Рассмотрим первый член. В Символе Веры это самый краткий член. Сперва поговорим о самом тексте, а потом – о пояснении в Катехизисе. Прочитаем сперва первый член и пояснение к нему.

* * * (1-й член и пояснение)

Сперва немного про историю этого члена. Во время ранней церкви было много сект под названием «гностики». Гностицизм возник вне христианской церкви. Но многие гностики затем утверждали, что они христиане, и воспринимали христианское учение, но не полностью. Они извращали христианское учение своими представлениями. Эти представления гностиков происходили из следующих источников – из философии и различных восточных религий, существующих в то время. Согласно гностицизму, самое главное было – добиться знания. Это подразумевало духовное восхождение к Богу посредством знания. Секты гностиков очень сильно различались друг от друга. Но их объединяло одно: они презирали Божье творение. Некоторые гностики преподавали, что вещественный мир был зол, и его нужно избежать, а некоторые преподавали, что это неважно – то есть если мы достигнем познания Божия, тогда ничего не значит, что мы делаем в вещественном мире, и что мы делаем с нашим телом. Итак, можно было жить совершенно безнравственно, и это никак не отражалось на духовной жизни. А другие гностики преподавали, что надо отрицать тело и подавлять всё вещественное. Эти секты гностиков преподавали всевозможные ереси об Иисусе Христе. И первый член символа веры был написан против таких понятий, что творение – зло, или что истинный Бог не стал бы заниматься творением вещественного мира. С самого начала церковь исповедовала по Библии, что Бог есть Творец. Помните, что Библия начинается с рассказа о сотворении мира, так что против всех ересей, которые принижали и отрицали Божье творение, Символ Веры начинается с исповедания, что Бог есть Творец. Я думаю, до сих пор следует подтверждать это в наше время, потому что многие распространённые понятия во время ранней церкви всё ещё с нами. Среди некоторых есть сильная наклонность говорить, что Божье творение зло, нехорошо, и что нужно каким-то образом отвращаться от него, чтобы быть добрыми христианами, и что разделение между Богом и человеком – это пропасть между тварью и Творцом. Но ничего этого не преподаётся в Библии. Так что нам следует утверждать, вместе с Символом Веры, что Бог есть Отец всемогущий, Творец неба и земли.

Возникает интересный вопрос знаков препинания. Как читать? Что Бог – Отец всемогущий, или Бог Отец – всемогущий, или Бог Отец – всемогущий Творец? Этот вопрос много оспаривался при обсуждении смысла Символа Веры. Значение существенно не меняется, только смысловой упор. Как разрешили этот вопрос в вашем издании Катехизиса? Мне кажется, когда мы читаем символ веры на богослужении, мы своими паузами разделяем это иначе.

Я думаю, в Катехизисе напечатано так, потому что это отражается сперва в объяснении Лютера. Если Он – Всемогущий Творец, тогда Он создал всё. Рассмотрите это объяснение и посмотрите, сколько раз написано «всё», или «все», или «вся»? В немецком тексте это одно и то же слово. (какое-то «аллес» в разных падежах). Красной нитью проходит через всё объяснение первого члена.

Сперва мы говорим о Боге, что Он – всемогущий, Творец неба и земли. Как нам следует понимать творение. Зло ли оно, или благо? Первые две главы книги Бытие снова и снова утверждают это. В шестой день творения, когда Бог закончил своё дело каждого дня, иногда в середине дня, говорится, «и увидел Бог, что всё это хорошо». Когда Он закончил Своё творение, написано, что «и увидел Бог, что это очень хорошо». И по-еврейски порядок слов самый усиленный. Это первая и вторая глава книги Бытие.

Что происходит в третьей главе? Грехопадение. И муж с женой не только впали в грех, но повергли всё творение Божие в это грехопадение, так что теперь всё творение знает развращение греха. Значит ли это, что творение само по себе плохо? Как Божье Творение, оно всё ещё хорошо. Оно было поражено грехом и извращено грехом, и загрязнено насквозь грехом. Тем не менее, это всё ещё Божье творение, благое Божье творение. Это очень важно, потому что если мы заблуждаемся в этом вопросе, тогда мы заблуждаемся и в других членах Символа Веры, и в каком-то смысле этот член – самый основополагающий.

Во втором члене – мы исповедуем Иисуса Христа. Он не только истинный Бог, но и истинный человек. Что это значит, что Он – истинный человек? Он полностью воспринял человеческое естество. Его человеческое тело – оно такое же вещественное, такое же человеческое, как ваше тело. Всё, что присуще человеческому естеству, Иисус Христос воспринял в воплощении. Только в одном от отличается от нас с вами. Он – безгрешен. Это показывает, что человеческое естество не греховно, как таковое, но оно поражено грехом. Оно – всё ещё благое Божье творение.

Давайте, опять поговорим о наших знакомых гностиках. Одна из ранних разновидностей этой ереси, которую мы находим уже в Новом Завете, говорила, что Иисус Христос, на самом деле, не становился человеком. Он только казался человеком, но, на самом деле, Он был просто дух, который казался человеком, потому что, в конце концов, мог бы Бог соединить Себя со злым, вещественным миром? Евангелие от Иоанна и особенно 1-е послание Иоанна разбираются сурово с этой ересью. Что сказал Иоанн в 4-й главе своего первого послания? Он сказал «возлюбленные, не верьте каждому духу, но испытывайте духов, от Бога ли они. Всякий дух, исповедующий, что Иисус Христос пришёл во плоти – от Бога, а всякий дух, не исповедующий Иисуса – не от Бога». Иоанн говорил в точности об этой ранней ереси, говорящий о том, что Иисус Христос, якобы, не пришёл во плоти.

В первой главе своего Евангелия, Иоанн говорит «и Слово стало плотью». Он сказал это, чтобы избежать всяких недоразумений, что, якобы между Богом и человеческой плотью Христа нет всякого соединения. Он мог бы сказать, например, И слово облеклось в человеческое тело – но гностики могли бы объяснить слово «тело» как-то, что это было бы уже не человеческим телом, так что Иоанн употребил слово «плоть». И другие гностики, которые преподавали иное, кое-кто говорил, что была связь между человеком Иисусом и божественным Христом. И по их понятиям, во время крещения, Христос снизошёл на человека-Иисуса, и затем, когда этот человек-Иисус умер на кресте, этот Христос отошёл, потому что невозможно же себе представить, что Бог страдает до уничижительной смерти на кресте? Были разные другие гностические ереси, которые разделяли Христа и Иисуса. Между прочим, до сих пор есть разновидности этого учения. Всё это происходит от отрицания, что божественное творение, в своей сущности, благо. Говорящие, что тело и кровь Христа никак не могут быть в вещественном хлебе и вине, в обычном веществе хреба и вина – также рассматривают Божье творение слишком низко. Может ли Бог творить сии великие дела посредством воды? Вода – ничто – говорят эти люди. Но Богу было угодно производить прощение грехов и веру через воду. Не через всякую, простую воду, но через воду, связанную с Его словом. Среди многих протестантов, начиная со времени реформации, считается, что конечное не может содержать бесконечное. То есть, ничто вещественное не может содержать Бога каким-то непонятным образом. Что же тогда они думают про Самого Иисуса Христа, который стал плотью. Сказать ли, Что человеческая плоть Иисуса Христа не содержит бесконечного Бога? Писание говорит наоборот. «В нём» - то есть, в этом человеке, Иисусе Христе – «обитает вся полнота Божества телесно». Поэтому очень важно воспринимать первый член Символа Веры полновесно и радоваться о Божьем творении. В первых двух главах книги Бытие большая часть материала посвящена сотворению человека. Очевидно, человек – это венец и слава Божьего творения. Во второй главе содержится рассказ о сотворении мужа и жены, показана красота отношений мужа и жены в браке. Бог благословил всё творение, когда сказал «плодитесь и размножайтесь, и обладайте всею землёю», однако как часто на протяжении истории, даже в церкви, супружество рассматривалось как что-то низшее. Супружеское состояние считалось второсортным, и иногда супружеские отношение между мужем и женою считались чем-то злым и греховным. Конечно, когда это происходит вне божественного установления супружества – это, действительно, греховно, но внутри установленного Богом супружества это хорошо и чудесно. Утверждать обратное – это значит, отрицать существенную благость Божьего творения. В то же самое время мы осознаём, что творение пронизано грехом. Значит ли это, что нет надежды?

Что мы исповедуем в третьем члене символа вены? Не только церковь и таинства, и таинства, конечно, пользуются Божьим творением, что уже благо. Но что сказано в конце? В воскресение чего мы веруем? В оригинале сказано «плоти». Почему сказано «плоти»? Потому что невозможно это извратить. Это вещественное и земное слово – плоть. К сожалению, если поставить слово «тело», люди начинают предавать ему какой-то духовный смысл, вкладывают иной смысл, чем подразумевается. Что мы исповедуем в этом теле? Что та же плоть, которую мы носим сейчас, хотя она глубоко отравлена грехом и постепенно умирает из-за греха, тем не менее, так же плоть воскреснет без греха в славе и нетлении. Очень трудно людям, даже христианам верить в это. Я столько раз разговаривал с людьми, которые утверждают «у нас будет не то же самое тело, а какое-то другое, новое». В самом деле, это будет новое, но это – наша ветхая плоть, снова воскресшая. Так же, как Иисус Христос, когда воскрес из мёртвых, не воспринял какого-то нового тела. То же тело, что умерло – оно же и воскресло, и Он прошёл перед нами как начальник нашего воскресения из мёртвых. Многие из тех, с кем я говорил, так и не понимают, что это – вещественное воскресение. Они думают, что это какое-то духовное воскресение, что мы воскреснем как духи и будем носиться туда-сюда без тела. В современной мифологии неба люди делаются ангелы, сидят на облаках, едят какой-то там нектар или амбросию. Всё это очень нематериально. Но Писание ясно преподаёт, что Бог искупит своё творение. Всё творение, конечно, погибнет в огне, но будут новые небеса и новая земля, и мы будем воскрешены, чтобы жить в этом новом творении. Но все эти представления, что небеса не содержат вещественного Божьего творения – это отрицание существенной благости Божьего творения. Бог создал мир, во Христе Он искупил мир, и посредством Святого Духа Он освящает Своё творение, и последний день соделает его новым и безгрешным. Так что очень важно правильно понимать первый член Символа Веры. Иначе мы не можем правильно понимать остальные два члена.

Давайте. Немного рассмотрим объяснение. Что это значит? Лютер говорит это так, чтобы был понятно ребёнку. Что больше всего интересует детей? Они сами. Что это значит для меня? Мы, взрослые, тоже, на самом деле, дети. Нас тоже это волнует. Что это значит для меня, что Бог – Творец. И действительно, нам нужно это знать. Так что Лютер говорит «верую, что Бог сотворил меня и всех тварей, дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены, разум и все чувства, и что Он их ещё сохраняет». Здесь мы говорим о творении Божием нас самих. Далее говорится о внешнем, что сотворил Бог для того, чтобы подкреплять нас.

Давайте, рассмотрим внимательно, что говорит Лютер в впервой части. Когда я говорю «верую в Бога Отца всемогущего, творца неба и земли», я говорю не просто, что я какое-то звено цепи, но что Бог прямо создал меня. Создал меня таким, какой я есть. Конечно, мой грех – не в Его ответственности, Он не так сотворил меня. Это последствие моего происхождения от Адама. Но вы можете видеть это, например, в 138-м псалме, где говорится «Боже, ты испытал меня и знаешь, тщательно создал меня в утробе матери, и я чудно и чудесно сотворён». Мы, христиане, исповедуем, что каждый из нас – это Божье творение, и точно так же наши товарищи и остальные твари.

Наверное, сейчас уместно поговорить об отнятии человеческой жизни. Когда мы берём на себя покончить с кем-нибудь, мы берём на себя покончить с одним из Божьих особых творений. И это относится прямо к аборту. В современном мире – это ужасная практика. Она уже существует очень долго. В древнем мире детей часто оставляли на произвол судьбы, и, таким образом они помирали. Но это тоже – Божье творение. Он самого начала, даже в утробе матери, это Божье творение. Сегодня учёные стремятся убедить нас, что зародыш – не человек до определённого возраста. Откуда им знать, и почему они между собой не соглашаются? И иногда зародыш воспринимают какой-то тканью в материнском организме, и ничего особенного он не имеет, пока не родится. Но когда я исповедую, что Бог сотворил меня, так сказать, своими перстами тщательно соткал меня в утробе матери, тогда мы, как христиане, видим, что неправильно говорится сейчас в мире про сотворение жизни. Благодаря этому библейскому убеждению, ранняя церковь усиленно противостояла абортам а также оставлению детей (покиданию). И верная церковь всегда так считала.

Наше время сегодня почти вышло.

Давайте, снова прочитаем первый член веры и его объяснение.

* * *

Спасибо за внимание.

Используются технологии uCoz