Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 13.01.02

Доброе утро. Давайте начнём с десяти заповедей — мы их повторяем каждый раз. Наверное, сегодня впервые мы прочитаем все десять, и также заключение десяти заповедей. Другими словами, мы сейчас прочитаем всю первую главу Краткого Катехизиса. Наверное, что-то из этого уже отложится в памяти.

* * *

Вот и вся первая глава Катехизиса. Если кто-то из вас твёрдо желает заучить это наизусть, и чтобы ваши домашние заучили это наизусть, я призываю вас каждый день несколько минут читать это. Когда мои дети были маленькие, мы решили преподать им катехизис. Итак, каждое утро, за завтраком, мы сперва добились нелёгкой задачи — усадить всех вместе. Затем несколько минут каждый день мы читали Катехизис — начиная, конечно, с начала, и повторяя то, что мы уже выучили и добавляя немного нового. Я думаю, потребовалось месяцев девять, пока все в семье не смогли прочитать наизусть весь катехизис. А с тех уже пор мы просто повторяли катехизис. Конечно, затем, когда мои дочери занимались изучением катехизиса в церкви, у них было большое преимущество перед теми, кто не знал катехизиса наизусть, и если большинство детей боялось вопросов, когда их просили прочитать какую-то часть катехизиса, мои дочери были рады отвечать на такие вопросы, и их друзья с удовольствием позволяли им отвечать на вопросы. Но это не самая невозможная задача на земле, ни в коем случае. И можно довольно легко изучить катехизис, если читать его постоянно. И никто из вас не настолько ветхий, чтобы не мочь выучить его. Это возможно в любом возрасте.

В прошлый раз мы немного говорили про заключительное слово заповедей. Поскольку многие из вас не были в прошлый раз, мы повторим немного.

Помните, что то, что в Библии, названо в Катехизисе заключением заповедей, следует, на самом деле, за первой заповедью, однако относится ко всем заповедям. И это говорит нам о двух вещах — не только это заключение относится ко всем заповедям, но его место за первой заповедью показывает, что первая заповедь — самая главная. Если мы боимся и любим Бога и уповаем на Него превыше всего, тогда нам будет нетрудно исполнить остальные заповеди. Но когда мы не можем исполнить остальные заповеди, мы можем твёрдо знать, что мы также нарушили первую заповедь. В этих словах Господа, как объясняет доктор Лютер, Бог грозит наказанием всем, нарушающим эти заповеди, но обещает милость Свою и блага всем, соблюдающим эти заповеди. И здесь я хочу подчеркнуть, что закон не только грозит наказанием, но также даёт обетования. Мы поговорим ещё об этом подробнее. Но, когда читаешь, например, книгу Второзакония, видишь, как вся эта книга попеременно — то грозит наказанием, то обещает благо. Значит ли это, что вы должны заслуживать себе вечную жизнь исполнением этих заповедей? Кажется, что закон так и говорит: исполняющий будет жить. Но, как мы говорили две-три недели назад, закон требует от нас того, чего мы не способны дать. Он требует от нас бояться, любить Бога и уповать на Него превыше всего. Как чада Адама и Евы, рожденные во грехе, мы рождены без страха, любви и истинного упования на Бога. И закон запрещает нам желать запрещённое нам. И этот унаследованный грех, живущий в нас — не способен ни на что иное, кроме этого похотения. Следует понимать, что Бог дал нам закон не для того, чтобы мы карабкались по нему на небо, как по лестнице. Когда закон обещает благо, то это, главным образом, временные блага. Если он и обещает жизнь, то это для того, чтобы мы старались изо всех сил, и видели, что не можем. В Евангелиях довольно часто люди приходят к Иисусу и говорят: «что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Был, например, богатый молодой начальник, который так сказал Иисусу. И что же ответил ему Иисус? «Исполняй заповеди, и будешь жить». И молодой человек сказал — «какие?» — «Те, что записаны в законе». И молодой человек, как это ни странно, упомянул большую часть второй скрижали — не убивай, не прелюбодействуй, не кради — и затем сказал «всё это сохранил я от моей юности. Что же мне не хватает?». И что же ответил ему Иисус? «Если хочешь быть совершенным, отдай своё имением бедным и иди, следуй за Мной». И что сделал молодой человек? Ушёл в печали. И чего же просил от Него Иисус? Бойся Меня, люби Меня и уповай на Меня превыше всего. И не пожелай. Не желай даже своих собственных богатств. Иисус очень мудро дозволил закону показать молодому человеку его несовершенство и невозможность исполнения закона для того, чтобы обрести вечную жизнь. Хотелось бы желать, чтобы этот молодой человек покаялся, и веровал в Иисуса-Спасителя, дарующего дар жизни, который невозможно заслужить исполнением закона. Следует также понимать, кому Бог дал эти заповеди. В книге Исход — кому и когда дал Бог эти заповеди? Сынам Израилевым, после того, как Он избавил их из Египта. Это уже был Его народ, кого Он избрал, кому показал Свою милость и оказал благодать, на основании завета с Авраамом. И это был завет благодати и веры, а не завет добрых дел. Он избавил их из рабства и освободил их, чтобы им быть Его народом. Итак, Он не дал им закона, чтобы сказать «соблюдая это, будете моим народом». Он сказал — вы народ Мой, Мои избранные, Мои спасённые. И теперь, делайте это… И Израиль ничего не смог. Народ оказался в большой беде, когда подумал, что может заслужить праведность, исполняя заповеди. Уже в Ветхом Завете сперва Бог избрал народ, дал им свою благодать и спасение — и затем уже Свои заповеди. И эти обетования благ даны верующим, а угроза — всем, нарушающим эти заповеди. Как же это относится к нам? Нам нужно относиться к заповедям очень серьёзно. Эти заповеди грозят нам временным и вечным наказанием, и обещают нам милость и благо, когда мы исполняем их. Всякие блага приходят к тем, кто поступает по Божьей заповеди. Истинные верующие, святые Ветхого Завета, и также мы — понимали, что не могут исполнить заповедей так, чтобы оправдаться перед Богом. Они исповедали ежедневно свои грехи, и даже в Законе были предусмотрены жертвы за грех, потому что Бог никогда не считал, что исполнением Его заповедей можно достичь совершенной праведности. И как христиане — хотя мы понимаем, что ежедневно грешим против этих заповедей, и что они требуют от нас больше, чем мы способны — однако мы понимаем, что в каком-то смысле мы можем поступать по этим заповедям. Бог дал нам страх Божий путём проповеди Закона, и Он дал нам дар веры через Иисуса Христа, Сына Своего, и излил Свою любовь к нам в сердце Святым Духом, так что мы в самом деле любим Его, хотя несовершенно. Мы должны понимать, что Бог не только ожидает, что мы будем поступать по Его заповедям, но Он также обещает многие блага, когда мы поступаем по ним.

Неделю назад мы видели, что угроза — это страшное дело. Бог грозит наказать нарушающим Его заповеди даже до третьего и четвёртого рода. Это немного трудно понять. Но нам следует это так понимать. Если мы отвратимся от Бога, отвернёмся от истинной веры, будем поступать во грехе, мы будем наказаны не только за свои грехи, но и за грехи наших предков до третьего и четвёртого рода. Но не так с теми людьми, которые покаялись и каждодневно сокрушаются и каются, уповают на Христа, приняли Его крещение для прощения грехов, и кто пребывает в Его слове и таинстве. Христианину не следует опасаться, что Бог наказывает его за какой-то неведомый грех его предков. Когда Бог говорит вам «я прощаю вам все ваши грехи», это значит «все», даже ваших предков. Это не значит «я прощаю вам ваши грехи, но вот за грехи прадедушки или прабабушки ты пострадаешь». Но мы ведь даже не знаем, что они совершили! Это может очень сильно смущать нас и вызывать отчаяние. Когда у нас прощение грехов — это значит, прощение всех грехов. И гнев Божий заканчивается на третьем и четвёртом роду. А сколько длится Его милость? Очень красивое число. А сколько это лет? Мы даже не совсем уверены, что столько лет прошло с основания мира. Иными словами, Его милость — вовек. Это написано в разных местах в Писании. Это служит нам утешением, когда мы оказываемся под гневом Божиим, потому что гнев Его на мгновение, а милость Его — на всю жизнь. Когда читаешь о жизни Давида, видишь, как хорошо Давид понимал это. Когда пророк приходил к нему и говорил: ты согрешил, навлёк на себя гнев Божий — Давид понимал, что лучше быть под гневом Божиим, чем в руках гневных людей, потому что гнев Божий подходит к концу, длится только мгновение, и об этом говорят нам эти слова.

Мы упоминали о том, что нужно поговорить о чём-то подробно здесь — а именно, как употребляется закон. В лютеранском богословии обычно говорят о трёх употреблениях закона. Нужно не забывать, что употребляет закон не каждый из нас, а Святой Дух. Когда мы слышим Закон Божий, этот закон производит на нас тройное действие. Иногда все три стороны происходят одновременно, иногда — только одна или две — в зависимости от того, кто мы такие и каково наше положение, и что известно Святому Духу о наших нуждах. Т.н. первое употребление закона — это закон, который сдерживает. Мы здесь говорили как раз об этом. Закон ограничивает нас, удерживает нас от греха своими угрозами наказания. И он также побуждает нас исполнять заповеди своим обетованием благ. Наверное, самый очевидный пример — это когда какой-то человек желает убить кого-то. А что если… Каждый раз, когда человеку хочется убить кого-то другого, он так и сделает? В мире, наверное, никого в живых не останется. А почему этого не происходит? Почему люди, как правило, не руководствуются своим побуждением убить кого-то? Потому что в сердце у них закон. Что они думают, будет, если они убьют? Поймают, посадят в тюрьму, может быть, даже казнят. Жуткие последствия. Кто-то может сказать — но это же человеческие последствия? Но Бог управляет миром посредством правительства, и служба закона и порядка — это Его представители. Даже когда общество говорит вам — если убъёшь — и тут ужасные последствия для тебя. Всё равно это говорит Закон Божий. И, конечно, общество устроено таким образом, потому что закон Божий написан у нас в человеческом сердце. Мы все понимаем, что убивать нехорошо.

А что было бы, если бы каждый человек, кому хочется украсть, крал бы? Многие люди так и делают, если думают, что им это сойдёт с рук. Но страх, что это откроется и они будут наказаны — удерживает многих от кражи. И так же со многими другими заповедями. Поэтому первая скрижаль закона гораздо чаще нарушается, чем вторая. Потому что, как правило, в обществе нет наказания за идолопоклонство — по крайней мере, за тайное идолопоклонство в сердце; нет наказания за злоупотребление именем Божиим, нет наказания за пренебрежение Словом Божиим. И также поэтому, восьмая заповедь, о лжесвидетельстве так часто нарушается. Обычно людей не сажают в тюрьму за то, что они распространяют клевету или говорят правду прямо без удержу о своих ближних — и также, заповеди о пожелании не имеют гражданского наказания. Тем не менее, все эти заповеди угрожают наказанием Божиим. Тем не менее, всё это ограничено. Конечно, это не производит истинной праведности, но определённый порядок в мире от этого происходит. И также закон побуждает нас к доброму своими обетованиями блага. Даже мы, лютеране, можем говорить детям, что будет гораздо лучше, если ты будешь исполнять закон, заповеди, и что Господь благословляет. Закон благословляет. Можно даже говорить о благословениях. Но благословения — это не жизнь вечная. Жизнь вечная — это дар, а не мзда. Но у закона есть такое употребление — удерживание от греха. Он удерживает людей от греха. Когда мы оглядываемся по сторонам и потрясаемся от всего зла, мы можем поразмыслить, насколько всё было бы хуже, если бы Бог не грозил наказанием в своём законе. Если бы Бог не установил светского правительства для того, чтобы видимым образом не осуществлять эти угрозы…

Ещё в одной нашей вероучительной книге доктор Лютер говорит, что первое назначение Закона — сдерживать грех угрозами и обетованиями. Но он написал: «это назначение не было достигнуто из-за глубокого развращения грешного человека». Очевидно, люди имеют недостаточно страха Божия, чтобы воздерживаться от нарушения заповедей постоянно. Даже христиане недостаточно любят Бога и уповают на Него, чтобы ожидать блага от исполнения заповедей. И закон, поэтому, имеет ещё одно назначение. И для нас, в нашем греховном состоянии — это самое главное назначение.

Второе употребление закона — то, что мы иногда называем зеркалом. Закон показывает нам самих себя, какие мы есть. Мы — жалкие, несчастные грешники под гневом Божиим, без всякой надежды на себя. Когда закон требует от нас бояться, любить Бога, уповать на Него и не желать, мы постоянно видим, что не можем исполнять этого закона удовлетворительно. Это употребление закона также очень важно. Даже когда мы говорим о законе очень мягко и утешающе, всё равно он, наконец, обвинит нас, покажет наш грех, покажет в этом ясном зеркале, кто мы такие. И закон — это как зеркало в сказке — когда царица спрашивала — «Кто на свете всех милее» — зеркало всегда говорит правдиво. И наше зеркало говорит нам, что мы вовсе не всех милее. Интересно, что мы видим, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало — видим ли мы себя, какие мы есть? Когда я смотрю на себя в зеркало, я вижу свои волосы, какие они были, когда я был ребёнком… Потом смотрю на фотографию и ужасаюсь… Но закон не даёт нам этого. Мы смотрим в это зеркало и видим только жалкого, погибшего грешника. Думаю, в первую или во вторую неделю, мы говорили, что заповеди можно изложить одним словом — любовь. Люби Бога, люби ближнего. И разные доброжелатели иногда ошибочно думают, что это — Евангелие. «Возлюбленные! Будем любить друг друга…». Это Писание, но это — не Евангелие. Или 1Кор 13 — любовь долготерпит, милосердствует, не возносится, не завидует, не гордится, всё терпит, всему верит, всего надеется, не помнит зла… Как это прекрасно… Но когда мы смотрим на себя в зеркало любви, мы обратимся в прах и в персть земную, если посмотрим на себя внимательно. Вот так предусмотрел Бог в Своём законе. Поэтому даже христиане должны постоянно слышать закон, потому что мы не только прощены, потому что мы не только праведны по вере, не только новые твари во Христе, но в то же самое время мы всё ещё грешники. И грешник должен постоянно сталкиваться со своим грехом, чтобы каяться, чтобы постоянно умерщвлять грех. Когда вы разговариваете с неверующими, недостаточно говорить им, как прекрасен Иисус и что Он совершил. Неверующие должны знать, от чего их спас Иисус. Это значит, что им тоже надо слышать закон. И всегда видно это в библейских проповедях. В день Пятидесятницы апостол Пётр сказал: вы убили князя жизни — и народ был поражён в самое сердце. Эта проповедь закона поразила их в самое сердце, показала им, что хотя в себе они в мире, они — праведные иудеи — хотя они думали, что исполнили закон — они убили самого Бога — нарушили первую заповедь. И весь их дом, построенный на ложном основании — упал. Так что у закона это главное действие: обвинять нас, умерщвлять нас мечом сокрушения. Нам надо понимать, что закон так действует, и располагать этим законом соответствующим образом. Это хорошо, необходимо. Но если мы не понимаем этого, мы будем неверно располагать законом.

Если человек уже сокрушён бременем своего греха, нужно ли ему слышать ещё больше закона? Представьте себе человека, который до боли осознаёт, что он не любит, как должно. Приходит в церковь и слышит проповедь, где его призывают любить изо всех сил. Будет ли это утешительно для него? Нет. Ему нужно услышать что-то другое. Ему нужно услышать Евангелие. Ему нужно услышать о том, что Один возлюбил совершенно, что Один явил большую любовь и отдал жизнь Свою за друзей Своих, что Один совершенно любит тех, кто не любит, и что Один прощает все грехи, даже грехи безлюбовности. Так что надо остерегаться и не применять закона, как не следует. Закон обуздывает, и также закон показывает грех.

И часто мы говорим про третье употребление закона — это закон, как направление, или как вождь для христиан — напоминает нам, как жить по-христиански. Наверное, это не такое же употребление, как второе, потому что в первом и во втором употреблении закона есть действительная сила, но закон, как наш вождь — это просто стезя, а у нас нет силы, чтобы идти по этой стезе. Но Евангелие даёт нам силу поступать по Божьей стезе. Прощение грехов — Евангелие, которое мы слышим ушами, разрешение от грехов, которое мы слышим, крещение, которое мы принимаем и таинство Алтаря, которое постоянно подкрепляет нас — всё это позволяет нам ходить в законе. Но Закон также напоминает святым, как угождать Богу. Даже когда Писание говорит подобным образом — например, в Еф 5, где апостол говорит «подражайте Богу как возлюбленные чада, поступайте в любви», подобное слово в конце концов обвинит нас. Мы скажем «да, я хочу это делать, но не могу». Апостол далее говорит «поступайте в любви, Как и Христос Иисус возлюбил вас и отдал себя за вас». Итак, Христова любовь побуждает нас любить. Эта любовь так могущественна, что Он даже отдал Себя за наши грехи. Это побуждает нас поступать, как возлюбленные чада Божии. Но эти слова «поступать в любви» — только подумайте о них — как вы поступали на этой неделе? Если честно, т.е. если вы будете смотреть в Зеркало, то увидите очень нелестное изображение. Всегда закон делает всё такое, в особенности, всегда обвиняет нас.

Это подводит нас к разнице между Законом и Евангелием. Своим семинаристам я сказал бы о разных предметах, о разных частях вероучения. Но я скажу это же самое о различии между Законом и Евангелием. Если бы у меня не было других причин быть лютеранином, я был бы лютеранином только за ту ясность, с которой показано это различие — различие между Божиим законом и Его Евангелием. Несколько лет я был в других христианских группах. В то время я уже тщательно изучал Писание, выучил греческий язык и еврейский язык, потому что хотел — но многое в Писании я просто не мог понять. Но когда понимаешь, что Бог говорит нам два слова, или, лучше сказать — говорит одно слово, обоюдоострое — т.е. Закон и Евангелие — тогда многое становится ясным.

Какое же слово Закон? Закон говорит нам, что нам делать и чего не делать. Противно этому, что говорит Евангелие? Что Бог сделал во Христе для нас. Закон требует от нас дел, Евангелие — это чистый дар. Закон — о делах, Евангелие — о вере. Мы просто веруем в Евангелие, мы просто принимаем у Бога Его дары. Закон требует от нас, Евангелие просто предлагает нам. Можно многое ещё сказать о различии между законом и Евангелием, но это основные различия.

Приведу несколько примеров текстов из Писания. Затем я бы сказал, чтобы вы сказали, закон ли это, или Евангелие. Например, написано: «делающий всё это будет жив». Что это? Очень много недоразумений в разных христианских церквях из-за этого — когда непонятно, что есть различие, и что Закон и Евангелие — это не одно и то же, но у каждого из них своё значение.

Ещё один пример, и закончим на этом. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Это и закон, и Евангелие, не так ли? Возмездие за грех — смерть — подумайте, возмездие! Когда мы пребываем во грехе, мы получаем по заслугам. А дар Божий — вечная жизнь по Иисусе Христе, Господе нашем. Смотрите, как это неоднозначно — вечная жизнь — это не возмездие, это дар.

Ещё один маленький примерчик — «се, агнец Божий, берущий грех мира» — это чистой воды Евангелие. Никому не угрожает, ничего не требует, возвещает Христа и Евангелие. Нечего делать, только верить. Евангелие даже не требует веры, потому что Евангелие даёт веру. Посредством слышания Евангелия, крещения. Святой Дух создаёт в нас веру, верующую тому, что мы слышим. Так что мы не желаем говорить «надо верить», как будто Евангелие содержит такое небольшое требованьице. Но Евангелие — это чистый дар.

Поговорим ещё об этом в следующий раз и перейдём к Символу Веры.

Используются технологии uCoz