Алан Людвиг

Занятия по Катехизису

Лекция 06.01.02

Наша тема – это девятая и десятая заповеди, а затем – заключение всех заповедей.

Последние две заповеди касаются пожелания. Как мы говорили на прошлой неделе, эти заповеди запрещают нам желать того, что Бог не дал нам. Они меньше касаются наших действий, и больше – наших желаний. Мы также видели, что АВ определяет первородный грех – что это отсутствие страха и любви Божией, и упования на Него – именно то, что заповедует нам первая заповедь. А девятая и десятая заповеди запрещают нам желать. Но, согласно АВ, мы, дети Адамовы – рождены с этой похотью. Итак, закон заповедует нам быть тем, кем мы не являемся. Преподающие, что можно исполнить закон, хотя бы с помощью Божией – таким образом, что посредством этого мы можем достичь спасения – просто не понимают закона. Чтобы избежать недоразумений, Христос в нагорной проповеди объясняет несколько заповедей – не только их внешний смысл, но и внутренний. Что требует закон от нас не только в отношении действий, но и в отношении пожелания. Однажды мне было интересно, почему Лютер объясняет эти заповеди так, как он их объясняет – потому что он на самом деле ничего не говорит о внутренних желаниях – он говорит о действиях – чтобы не отнимали дома ближнего своего, чтобы не переманивали, не уводили от ближнего его жены, или работников, или скота. Думаю, доктор Лютер хотел показать людям что-то практическое, как исполнять эти заповеди. Мы не можем избавиться в нашем сердце от незаконного пожелания. Мы можем покаяться, и затем наши действия отразят это покаяние. То есть, даже если у нас есть эта похоть в сердце, нам необязательно поступать согласно ей, но мы можем делать что-то другое. Мы можем, например, бороться в сердце с желанием иметь дом ближнего или с завистью. Но когда мы каемся в этом, когда мы можем помочь ближнему сохранить его имущество, и даже радоваться вместе с ним о том, что есть у него. Однако, как происходит обычно в мире? Когда один человек во главе других, то другие очень часто стараются стянуть его к себе. Всё это происходит из-за похоти.

Плохо ли, когда нам хочется чего-то?

Нет, Бог сотворил нас. Он дал нам желание жить. Даже люди, которые стараются покончить с собой, не могут с лёгкостью преодолеть свой врождённый инстинкт жить. И Бог дал им, например, любовь к семье, и мы хотим, чтобы у наших любимых всё было хорошо. Итак, для нас естественно стремиться к благу. Но похоть относится к запретным желаниям. В прошлый раз мы рассматривали пример Давида, которому, конечно, не требовалась ещё одна жена, и у него не было недостатка в прекрасных женщинах, но ему понадобилась та, которую Бог запретил ему иметь. Мы также рассмотрели пример царя Ахава, у которого было много земли и много виноградников, но он прилепился сердцем к винограднику человека, и этого виноградника он не должен был иметь. Вот это и есть похоть.

В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел говорит о похоти. Он говорит, что это – идолопоклонство. Так что апостол связывает вместе первую заповедь и девятую-десятую заповедь, как мы считаем их. Каким же образом хотение – это идолопоклонство? Мы либо боимся чего-то больше, чем Бога, либо любим что-то больше, чем Бога и уповаем на это больше. Поэтому нам желанно это. Так что эти заповеди очень тесно связаны. Если составить схему десяти заповедей, то можно писать их на цилиндрической поверхности, так что первая и последняя заповедь соприкасаются. И, наверное, Бог составил их таким образом не просто так. Чтобы мы не просто считали заповеди касающимися наших внешних действий, но все заповеди заключены между первой и последней. Кое-кто считает, что в Ветхом Завете заповеди относились к внешним действиям, и только в Новом Завете пришло духовное понимание. Но это не так. С самого начала эти заповеди требовали не только совершенства в наших словах и поступках, но также и совершенства в наших мыслях и пожеланиях. Но когда Лютер объясняет эти две заповеди, даже хотя мы не можем избавиться от пожелания, мы можем стараться исполнить их кое-как. Лютеране, боюсь, иногда думают: «раз заповеди нельзя исполнить, то зачем, вообще, о них думать?». Но это не истинное лютеранское учение. Действительно, в очах Божиих мы не можем достичь совершенства в исполнении десяти заповедей, однако в то же самое время мы понимаем, что Бог ожидает от нас исполнения заповедей. Так мы всегда развиваемся, и когда мы правильно понимаем заповеди, это приводит нас к покаянию, и тогда во Христе мы принимаем прощение, в котором содержится спасение.

Что же говорит доктор Лютер об этих заповедях практически? О доме нашего ближнего он говорит, чтобы мы не только не присваивали дома нашего ближнего, но даже не пользовались законными средствами, чтобы делать это. Чтобы не прикрываться законом, не выглядеть хорошо – перед Богом это всё равно может быть грех. Напротив, мы должны помогать ему сохранять его имущество. И примерно также – в десятой заповеди – мы не должны не только переманивать у нашего ближнего его жену, или работников, или скот, но, напротив, должны увещевать их остаться исполнять должное. Непонятно, как при этом быть со скотом…

Это подводит нас к заключению заповедей. В книге Исход – где эти слова? Они являются частью первой заповеди. Лютер же помещает эти слова в конец заповедей из катехизических соображений – потому что здесь говорится о «заповедях». Итак, это не относится только к первой заповеди. В БК Лютер разбирает эти слова в обоих местах. Он кратко говорит об этих словах после первой заповеди, и там он говорит – хотя эти слова стоят после первой заповеди, они относятся ко всем заповедям. Почему же это? Потому что первая заповедь – это ключ ко всем заповедям. Если у нас верный Бог, истинный Бог, тогда мы автоматически исполняем остальные заповеди. И что же он говорит в этих словах? Он говорит «Я Господь, Бог твой, Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Здесь говорится либо о любви к Богу, либо о ненависти. То есть говорится о том, что относится к первой заповеди. Тем не менее, эти слова относятся ко всем заповедям.

Что это значит, когда Бог говорит – Я Бог Ревнитель? Иногда мы думаем, что ревность – это плохо. Но даже, по-человечески говоря – ревность не всегда плохо. В законе Моисеевом делаются отступления ради ревности время от времени. И апостол Павел говорит к коринфянам – я ревную о вас Божией ревностью. Другими словами – он ревнует об их преданности истинному единому Богу. Вот, что Бог имеет в виду, когда говорит, что Он – Бог ревнитель. То есть Он не будет переносить других богов, не будет терпеть соперников. Но Он требует от нас полной любви и полного упования. Но Его ревность также означает, что Он ревностно наблюдает за нами и охраняет нас.

Более трудны слова «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих меня». Как нам понимать это? Я думаю, есть разные заблуждения насчёт этих слов, что так просто не может быть. Я думаю, современное мировоззрение очень индивидуалистично. Современным людям трудно видеть, как их действия воздействуют на других, как их поступки воздействуют на других. И люди не видят, что они несут ответственность перед другими людьми в своих поступках, и ещё меньше видят, как действие других людей производит влияние на них. Как связан со мною грех моего дедушки? Многим людям очень трудно понять это, потому они просто пропускают это мимо ушей.

А на другой стороне, христиане считают, что они неизбежно будут страдать за грехи своих предков. Давайте посмотрим внимательно на эти слова. Здесь говорится «ненавидящих Меня». Что, если дедушка ненавидит Господа, и отец тоже ненавидит Господа, а сын или дочь – любят Господа? То есть сын или дочь – верующие, и приняли прощение грехов во Христе? Бояться ли такому человеку, что грехи его предков вызовут последствия в его жизни? Сперва можно сказать – когда прощены наши грехи, когда мы крещены во Христа и пребываем в Его слове, принимаем Его таинство, Его отпущение – это значит, что все грехи прощены, включая то, что касается нас, а также последствия поступков наших предков, связанных с вечной жизнью. Но также наши наблюдения нам показывают, что грех продолжается в семье. Часто бывают неизбежные последствия и всякие бедствия, основанные на грехах предков. Думаю, например, алкоголизм – он влияет на несколько поколений в семье. Однако христианин может избежать этого, и уж, конечно, точно избежит вечных последствий этого греха. В Ветхом Завете мы видим примеры целых семейств, которые были истреблены из-за грехов предков. Но важно отметить, что сыновья – то есть, другие поколения – тоже ненавидят Бога. Это нам тоже надо понять. Если мы пребываем в грехах наших предков, мы будем наказаны не только за свои грехи, но и за грехи наших отцов. Я думаю, что пасторам следует подчёркивать это больше, потому что люди склонны думать, что их поступки касаются только их самих, и они также считают, что будут нести ответственность только за свои поступки. Но гнев Божий очень свиреп. Когда люди отвращаются от веры и ходят в грехах своих отцов, они также будут нести наказание за грехи своих отцов.

У нас также другие отрывки в Писании – например, у пророка Иезекииля, восемнадцатая глава, где Господь говорит пророку – народ ваш говорит эту пословицу – «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Итак, Господь говорит – скажи дому Израилеву, что каждый будет наказан за свой грех. Затем он приводит примеры поколений, в которых одни люди верующие, а другие – неверные. Неверующий сын верующего родителя никак не выиграет от праведности своего отца. Но если сын неверующего покается, будет ходить в праведности, тогда он не будет страдать за грехи своих отцов. И это преподаётся очень ясно. В книге пророка Иезекииля трудность заключалась в неверном понимании слов из заключения десяти заповедей. В то время многие люди из царства иудина пошли в ссылку, и страна испытывала жестокие наказания от Бога. Люди говорили: «мы не виноваты, это вина наших отцов». Всегда легче сваливать свои трудности на грехи каких-нибудь других людей. И поэтому Господь сказал – нет, вы страдаете за свои грехи. Так что нам надо помнить обо всём об этом.

Здесь важно отметить, что от гнева Божьего ненавидящие страдают также за грехи своих предков. Мы не должны творить себе бога по своему подобию, который не гневающийся Бог. В самом деле, Бог есть любовь. Это Его неотъемлемое свойство. Но когда Его твари отвращаются от Его любви ко греху, то для них Он – Бог гневающийся. Это непопулярно в наши дни, но таков Бог. Нам следует признать это.

Здесь ещё кое-что. Говорится «Он творит милость» либо до тысячи, либо до тысячи родов любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Сколько это – тысяча родов? Даже от сотворения мира, наверное, ещё не было столько родов. Это очень много родов. Итак, хоть до тысячи, хоть до тысячи родов – мы видим, что милость Божия перевешивает Его гнев. Это преподаётся в нескольких местах в Писании – гнев Его на мгновение, а милость Его – на всю жизнь. Здесь мы видим то же самое. Гнев Божий подходит к концу в этом мире. Вот, почему ад так ужасен – потому что ад – это бесконечный гнев Божий. Но милость Божия продолжается до тысячи родов. Опять же, мы не можем сказать «потому что я – верующий». Мои потомки, даже неверующие, благодаря моей вере будут автоматически как-то спасены. Как говорит пророк Иезекииль – если они отвернутся от праведности своих отцов – они будут страдать за свои грехи. Он говорит «душа, согрешающая, истребится». Здесь говорится, я думаю, о том, что Бог сохраняет наших детей и детей наших детей в вере. Я не знаю, как это подтвердить. Но, например, у знаменитых людей – скажем, у Лютера – всё ещё есть потомки доктора Лютера, которые по-прежнему лютеране, по-прежнему верующие. Итак, мы видим, что Бог может сохранить родословия.

Есть ещё другой вопрос об этом – что это за обетование любящим и соблюдающим заповеди? Лютер объясняет это так: он говорит – Бог грозит наказанием всем, нарушающим эти заповеди, поэтому мы должны страшиться гнева Божьего и не нарушать этих заповедей. Но Он обещает милость свою и всяческие блага всем, соблюдающим эти заповеди, поэтому мы должны любить Бога, уповать на Него и охотно поступать по Его заповедям. Что это за милость и всяческие блага? Кажется, что это Евангелие… Думаю, что многие поясняют это так – говоря – конечно, соблюдающие Его заповеди – это верующие. И, в самом деле – они верующие. Но я не думаю, что это обетование Евангелия. Это обетование закона. Есть другие отрывки в сочинениях Лютера, которые показывают, что Лютер понимал это именно так. Здесь надо помнить, что закон не только угрожает наказанием, но обещает благословение исполняющим закон. Итак, всегда ли закон только угрожает, или, другими словами – только ли у Евангелия есть обетования? Ответ – нет. Закон тоже даёт обетования. Целая книга Второзакония – там расписаны проклятия и благословения. В самом деле, эти угрозы и обетования – даны верующим. Тем не менее, эти обетования – всё равно обетования закона.

Какая разница между обетованиями закона и Евангелия? Закон – условный, Евангелие – безусловное. Здесь мы видим, Что это условное обетование, зависящее от исполнения закона. Поскольку никто в совершенстве не может исполнить заповедей, значил ли это, что и добрых обетований никаких для нас нет в законе? Нет. Это единственная причина, которую Бог нам указывает, чтобы исполнять заповеди – потому что многие блага приходят с исполнением этих заповедей. Конечно, мы понимаем, что это всё – для верующих во Христа. И даже хотя каждый день мы говорим «прости нам грехи наши», всё равно мы можем ожидать благословений за исполнение заповедей, и даже несовершенное; так же, как мы можем ожидать наказания и гнева Божия за преступление этих заповедей. И всё то относится не только к неверующим, но и к верующим. Мы видим это в обоих заветах – например, в 1Кор 11. Апостол говорит о принимающих тело и кровь Господню недостойно. Поэтому многие из вас слабы и немощны, больны, и немало усопло… Он говорит – если бы мы судили самих себя, то не были бы осуждены, но когда мы бываем осуждены – бываем наказываемы от Господа, чтобы не быть осуждёнными со всем миром. Так что даже во Христе есть угроза наказания преступников этих заповедей, не кающихся в своём грехе.

Итак, закон предлагает нам не только угрозу наказания, что должно нас подвигнуть на что, согласно доктору Лютеру? Страшиться. Мы должны страшиться Его гнева. И это объясняет, что значит страх в тройке «страх, любовь и упование». Хотя я упомянул в начале, когда Писание говорит о боящихся Бога, страх часто употребляется в более широком смысле. Он охватывает всё вместе – и страх, и любовь, и упование. Но здесь, в катехизисе – страх – это наказание. То есть, страх перед гневом Божиим. А благословения, связанные с заповедями, должны подвигнуть нас к чему? К любви, упованию и комфортному исполнению.

Так что придётся остановиться, поскольку началась уже служба.

Используются технологии uCoz